Дата публикации: 26.06.2023
Дети со взрослыми глазами – из неблагополучных семей, юные правонарушители – именно такими детьми занимается детский клуб «Страна радости». Неравнодушные люди учат детей решать совсем не детские проблемы, общаться с людьми и даже готовить еду. Как клуб собирает деньги для своего развития, сложно ли работать в благотворительности и почему так важно, чтобы дети оставались детьми, а взрослые – взрослыми, «Трамплин» поговорил с руководителем проекта «Детский клуб “Страна радости”» Яной Струлёвой.
– Когда появился и чем занимается ваш проект?
– Детский клуб «Страна радости» в Омске работает уже 23 года. Всё это время мы помогаем детям из семей, которые оказались в трудной ситуации. Это семьи, которые состоят на учёте в комплексных центрах, это действительно нуждающиеся семьи, которые находятся за чертой бедности.
Мы помогаем ребятам во всестороннем развитии, например, проводим кулинарные курсы: учим их ходить в магазин, выбирать продукты. Каждый день ребята с педагогом готовят и приготовленный обед съедают вместе – конечно, бесплатно. Это развивает самостоятельность, и дети в случае непредвиденных ситуаций смогут позаботиться о себе и младших сёстрах и братьях самостоятельно.
Есть и курс творческого развития – мы привлекаем жителей города, которые хотят поделиться своим талантом. К нам приходят художники, которые учат ребят рисовать, тренеры и спортсмены, которые рассказывают о здоровом образе жизни, музыканты учат игре на гитаре и фортепиано. В ежедневную группу ходят ребята с 6 до 16 лет, дети общаются, заботятся друг о друге.
Работает группа для подростков с 11 до 16 лет, они занимаются у психолога. Тут и профориентация, и помощь в преодолении жизненных проблем. Мы это делаем для того, чтобы подростки выходили во взрослую жизнь и не боялись её трудностей, не пошли по пути своих родителей.
– За счёт чего вы ведёте свою деятельность? Кто помогает вам?
– Вся наша деятельность – за счёт пожертвований. К праздникам мы устраиваем сборы в соцсетях – рассказываем, на что именно нужны деньги, и потом предоставляем отчёт. Сейчас с этим сложнее – сборы уменьшились, у страны немало других проблем, поэтому мы решили зайти на краудфандинговую площадку, чтобы не только омичи, но и жители других регионов могли поучаствовать и поддержать Детский клуб. Сейчас нам нужно 214 000 рублей, на «Планете» уже было собрано 138 946 рублей – деньги пойдут на хозяйственные нужды, материалы для творческих мастер-классов, продукты для кулинарного курса. Сбор ограничен по времени, осталось несколько дней, надеемся, что успеем.
– Каким образом к вам попадают воспитанники?
– 90% наших детей приходят к нам по направлению из комплексных центров. Их семьи обычно состоят на учёте как неблагополучные или находящиеся в социально опасном положении, и центр или инспектор ПДН даёт направление к нам. Был у нас случай, когда девочка украла велосипед, и это было не первое правонарушение. Её нам отправили с формулировкой – «Если у вас не получится, поставим на учёт». И эта девочка очень раскрылась у нас – стала читать стихи, выступать с ними, пошла учиться на творческую профессию. Есть немало таких же позитивных примеров.
Есть дети, которые попадают к нам по сарафанному радио. Многих детей наших категорий обижают в школах, они подвергаются буллингу, объединяются в мини-компании. Так они и узнают о нас, приходят заниматься и остаются на годы. Мы выходим с патронатом, узнаём, подходит ли категория семьи под наши требования, решаем, чем помочь семье и детям. Таких детей у нас 10%.
– Какие сложности встречаются в вашей работе?
– Часто сталкиваемся с осуждением – почему вы, а не государство, помогаете этим семьям? Они ведь получают пособия на детей? Мы же всегда говорим, что важно вернуться на несколько шагов назад и понять, из какой точки вышли сами эти родители. Они тоже не получали любви, не знали заботы, они тоже из зависимых детей.
– А с родителями вы ведёте работу?
– В 2019 году мы заняли второе место на конкурсе «Доброволец России» и получили финансирование. Но началась пандемия – мы не смогли построить работу так, как планировали, поэтому сделали несколько смен семейного лагеря – дети вместе со взрослыми. Это помогло нам увидеть основные проблемы таких семей: отсутствие заботы, тактильности, разногласия. И мы начали работать с родителями и детьми на психологическом уровне – так появилась неформальная родительская группа, куда могут приходить все желающие, у кого есть проблемы с воспитанием. Мы помогаем родителям стать взрослыми, так как слишком часто видим смену ролей, когда дети берут на себя взрослую ответственность.
– Есть ли истории с плохим концом, когда вся ваша работа прошла впустую?
– Самое сложное в нашей работе – принять своё бессилие. Есть истории, когда все методы испробованы, но ребёнок уже в сознательном возрасте выбирал привычный маршрут своих родителей. Это дети, стоящие на учёте в ПДН, правонарушители. И когда ты вкладываешь в них много любви и заботы, а он решает жить так, как он привык в семье, – к этому нельзя привыкнуть, это принимаешь на свой счёт. Но даже с такими детьми мы стараемся поддерживать связь.
Есть и хорошие истории – одна наша воспитанница поступила в Щукинское училище, правда, с третьего раза, но она продемонстрировала недюжинное упорство. Среди выпускников есть бизнесмены, есть те, кто работают вместе с нами. Например, два выпускника – Женя и Кирилл, они стали нашими добровольцами. Они попали в клуб, когда им было 6 лет. Было очень сложно, но сейчас им 20–21 год, они заканчивают колледж и приходят раз в неделю помогать нам. Мы не приучаем детей к эгоизму – если они получили добро, то добро должны кому-то отдать в ответ.
– Как вы работаете в таком сложном месте, где каждого ребёнка хочется обнять и пожалеть?
– Вот очень важное слово сказали – обнять. Многим детям не хватает тактильности. Им нужно, чтобы их просто молча обняли. Особенно подростки – они настолько недолюблены в детстве, что они готовы на что угодно, чтобы их обняла мама. Такой ребёнок приходит к нам, ты его обнимаешь и ждёшь, пока он сам не отпустит, пока он не напитается энергией любви. В этом они находят уверенность и опору.
Работать интересно – каждый день что-то происходит, но и тяжело – дети к 6 годам смотрят на тебя взрослым взглядом. Многие очень боятся – они запуганы, что если кто-то узнает, что творится в семье, их заберут и будет ещё хуже. Много времени уходит на то, чтобы ребёнок начал доверять тебе. В первую очередь мы помогаем детям и семье, а не стараемся лишить маму и папу родительских прав. Случаев лишения за последние несколько лет было всего два – но там было без вариантов.
Но даже если 3–4 ребёнка из 20 смогли начать нормальную жизнь, это уже здорово – они запустили новую модель семьи, и теперь их дети не будут страдать так же, как они. И тогда все промахи и провалы уже не так обидны.
Автор: Ирина Баландина
Фото: vk.com/stranaradostiomsk