Дата публикации: 11.07.2023
Династия Павловых насчитывает уже три поколения цирковых артистов. А всё началось в 1971 году. Москвич, силовой акробат Вячеслав Павлов приехал с коллективом цирка лилипутов в Омск на гастроли.
На фото – Вячеслав Павлов с братом Александром. – Прим.
Будущую жену, миниатюрную Ларису Дмитриевну ростом чуть выше метра, артист заметил в фойе перед представлением. Подошёл и познакомился.
Вячеслав Павлов, силовой акробат коллектива «Сияние маленьких звёзд»:
«Смотрю, вроде не ребёнок. И по лицу, и по телу. Такая же, как и я. Подошёл к ней. Это была любовь с первого взгляда».
Лариса Павлова, костюмер коллектива «Сияние маленьких звёзд»:
«У меня был какой-то шок, я никогда не видела маленьких взрослых людей, кроме себя. У меня в семье все большие, и училась я с большими. Мы познакомились, и он сразу мне предложил с ним уехать гастролировать. Меня мама не пустила. Сказала, что циркач – ненадёжный человек.
Я тогда фармацевтом в аптеке работала. Он ко мне приезжал раза четыре между гастролями. Сотовых телефонов не было. Звонил постоянно на работу. Заведующая не выдержала и отпустила меня к нему в отпуск. Обратно я уже не вернулась».
Лариса Дмитриевна любила шить и делала это профессионально. Навыки пригодились. Женщину взяли в коллектив костюмером. Желания выйти на манеж не было, признаётся омичка.
Спустя год после знакомства, 21 июля 1972-го, Вячеслав и Лариса Павловы сыграли свадьбу, на свет появилась дочь Светлана.
Лариса Павлова, костюмер коллектива «Сияние маленьких звёзд»:
«Мы никогда её и ни с кем не оставляли. Костюмерная для дочки была детской, цирк – родным домом. Она была очень спокойная. Муж помогал. Я пока костюмы глажу, он и кашу сварит, и пелёнки поменяет.
Вся жизнь прошла в гастролях, мы объездили весь СССР. Света сменила десятки школ. Мы даже им счёт потеряли».
Рождённые в опилках
Светлана – «опилочница». Так в цирке называют детей артистов – «рождённые в опилках». Опилками раньше набивали пространство манежа. Меняли, чистили, ровняли. Современные манежи выполнены из резины. Однако термин своей актуальности не потерял.
Десятки городов и школ не помешали Светлане хорошо учиться. В аттестате артистки ни одной тройки.
Особенно ярко запомнилась школьная жизнь в Ереване. Голубоглазая девочка ростом чуть выше метра со светлыми волосами настолько привлекала внимание, что учителя разрешали ей на перемене оставаться в кабинете.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Потому что было невозможно. Меня все за щёки хватали, даже с “началки” прибегали, смотрели. Плохого в этом нет. Это столкновение культур, им было интересно. Такая маленькая, 7 класс, рост 110 см. Вот они и прибегали посмотреть на меня. Поэтому меня запускали в класс на перемене, чтобы никто не дёргал.
Одноклассники ко мне хорошо относились. Мальчишки защищали, из столовки булочки приносили. Я со всеми общий язык находила».
Светлана успевала не только хорошо учиться в обычной школе, но и с малых лет требовала отдать её в музыкальную.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Я помню, что в Одессе у гримёрки пианино стояло. И кто-то мне там показал, как играть собачий вальс. Я начала играть – и мне понравилось. Я попросила пойти в музыкальную школу, а родители сказали, что не возьмут меня из-за разъездов постоянных».
Упорная артистка добилась своего. Коллектив приехал на гастроли в город Львов. Во дворе рядом с цирком стояла музыкальная школа. Девочка тут же потребовала вести её на прослушивание.
Лариса Павлова, костюмер коллектива «Сияние маленьких звёзд»:
«Она была уже в третьем классе. Учиться в музыкальной школе нужно с первого. Говорю ей, что не возьмут а она мне: “Веди, и пусть мне там скажут, что не возьмут”. Привели, её прослушали и сказали, что у девочки талант, который нужно обязательно развивать».
Так Светлана начала менять и музыкальные школы. Навыки игры на фортепиано отрабатывала где придётся. Оставалась после занятий или пыталась выучить произведение на расстроенном инструменте в цирке, где выступал коллектив.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Помню, прихожу в школу, играю, а мне кажется, что я неправильно играю, так на слух запомнила звучание расстроенного инструмента. А мне говорят, правильно всё.
Пальчики у меня не как у всех, большой растяжки нет. Подбирали произведения, где её особо не требуется. Если что-то попадалось, особенно в старших классах, редактировали произведения классиков под меня, чтобы могла сыграть».
Но главная страсть в жизнь Светланы – цирк. Он стал для неё домом, а коллектив – семьёй. Впервые на манеж девочка вышла в два года. Света выносила цветы артистам. Конечно, она мечтала быть на их месте. Для этого она упорно тренировалась под руководством отца.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Он спуску мне не давал. Был строгий. Мне нравились все жанры, которые были в цирке. Предлагали воздушное кольцо сделать, “воздух” родители запретили. Отец сказал выше метра не подниматься. Так я начала репетировать номер “Антипод”. Высота “тринки” – пьедестала, на котором я лежу и жонглирую ногами, – как раз метр».
Дебют Светланы с номером «Антипод» состоялся в 16 лет в Одессе. В цирке это называется «выпуститься». И сделать это можно несколько раз. Новый номер, новый трюк – новый выпуск. По традиции артисты выходят, чтобы посмотреть и поддержать дебютанта.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Когда ты в первый раз выходишь на манеж с собственным номером, это очень ответственно. Папа рассказывал, что у него всё было как в тумане. У меня наоборот. Я чётко отработала всё, как репетировала ранее. Даже успела посмотреть, как сверкают мои ногти под софитами. Весь коллектив вышел на мой выпуск».
Примет и суеверий в цирке много, говорят в семье Павловых. Помимо магического подтекста, почти у каждой есть практическое обоснование.
Цирковые приметы
«Не переходи дорогу»
В цирке не принято переходить дорогу артисту, который стоит перед занавесом. Считается, что это к неудаче. Объясняется тоже просто – человек может сбить настрой артиста перед выходом на манеж. Кроме того, в этот момент может открыться занавес.
«Уважай манеж»
Нельзя садиться спиной к манежу. Так часто поступают зрители во время антракта, чтобы сфотографироваться. В цирке это считается неуважением к артистам и манежу.
Опасно это и с практической точки зрения. Во время антракта часто меняется оборудование над манежем – что-то может упасть. Человек, сидящий спиной, просто не заметит и получит травму.
«Семечки и программка»
Семечки в рационе артистов цирка под запретом. Говорят, что так можно «прощёлкать» своего зрителя – публика на представлении будет скудной.
А вот чтобы собрать аншлаг, артисты запасаются программками. Бумажные брошюры они кладут под порог своей гримёрки и как следует топчут ногами.
Третье поколение
В 2003 году в семье Павловых появился ещё один «опилочник» – сын Светланы Вячеслав. Как и мама, всё детство он провёл в цирке.
Менял десятки школ, успевал за программой и в 5 лет дебютировал на манеже – катался в номере с крёстным на двухколёсном велосипеде. В 10 лет мальчик начал тренироваться на моноцикле, жонглируя булавами. Но со своим номером Вячеслав так и не выступил.
Вячеслав Павлов, ученик в номере «Антипод»:
«Мама всегда стремилась работать в цирке и только в цирке. У меня было наоборот. Когда я был подростком, мир стал другим. Двадцать первый век, появился интернет. Я увидел, сколько всего интересного есть вокруг помимо цирка. Мне стало тяжело репетировать, я психовал. Не получалось, я бросал. Со своим номером я не выступал. Я выходил в манеж ассистентом».
Не унаследовал сын и рост. В отличие от членов цирковой династии, Вячеслав Павлов высокий молодой человек. Бабушка, Лариса Дмитриевна, уверяет: пошёл в её братьев. Они тоже высокие мужчины.
Жизнь после цирка
Многочисленные гастроли и выступления на манеже остались в прошлом. В 2019 году единственный в мире цирк лилипутов «Сияние маленьких звёзд» расформировали, артистов распустили. Свой 70-летний юбилей коллектив так и не отметил.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Нас, грубо говоря, кинули. Мы год боролись. Куда только не писали, и Путину писали. Но отвечали, что пока коллектив временно на простое, что в планах работа. Однако работать нам так и не дали. Было очень тяжело это перенести морально».
Вячеслав и Лариса Павловы сейчас на пенсии. Светлана тоже больше не выступает. Артистка с 30-летним стажем теперь преподаёт цирковое искусство в студии при лицее № 137. Чтобы получить эту работу, женщине пришлось поступить в педколледж. Сейчас она на втором курсе. Высшего образования у Светланы нет – после выпуска из школы она уже работала солисткой цирка. В вуз не поступала.
Светлана Павлова, артистка в номерах «Антипод» и «Хула-хупы»:
«Это история о том, как приходится подстраиваться под нынешние реалии. Нашего коллектива нет, да и возраст мне уже не позволяет выступать. Настало время передать дело подрастающему поколению.
Когда труппа распалась, я получила приглашение стать руководителем цирковой студии для детей из детского дома. Я согласилась. Слава мне очень помог. Мы всего год прозанимались и смогли занять третье место на престижном конкурсе в Екатеринбурге. Потом на ЮНЕСКО взяли Гран-при».
Вячеслав помогает маме в студии с детьми. Иногда удаётся поучаствовать в частных цирковых постановках по приглашению. Основное время посвящает музыке и учёбе. Парень – студент третьего курса исторического факультета ОмГПУ.
Вячеслав Павлов, ученик в номере «Антипод»:
«Сейчас я бы хотел вернуться на рельсы цирка. Ищу людей, которые этим занимаются. Открыть свою студию мыслей не было, потому что это делает уже моя мама. Я помогаю».
Цирк лилипутов для семьи Павловых теперь прошлое. Кстати, и обидное слово «лилипуты», которое красовалась на всех афишах, тоже. По словам артистов, сейчас люди стали гораздо корректнее и образованнее – не обзывают и не показывают пальцем. А если это делает ребёнок, родители чаще одёргивают и объясняют в чём особенность таких маленьких людей.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: Александр Румянцев и личный архив династии Павловых