Непростое дерево: семейный спектакль в дендросаду им. Г.И. Гензе  

Дата публикации: 16.08.2023

11 августа в дендросаду им. Гензе появилось необычное дерево – вишня Феличия. Её «вырастили» Дом актёра и Управление по охране животного мира для моноспектакля «Мой дедушка был вишней». Трогательную историю по повести Анджелы Нанетти омичам рассказал Евгений Сизов, представший перед зрителями в образе девятилетнего Тонино.

Спектакль – это рассказ мальчика о своей жизни, во время которого он с детской непосредственностью характеризует родителей и бабушек с дедушками. Помимо наблюдений за взрослыми, Тонино изучает и окружающий мир, центром которого становится Феличия – дерево, посаженное его дедушкой в честь рождения дочери. А потом в историю врывается смерть – и реакция на неё ребёнка, пожалуй, одна из главных жемчужин спектакля. Благодаря дедушке мальчик понимает и принимает потерю, усвоив важное правило: пока мы помним человека, он жив.

Но несмотря на печальный лейтмотив, «Мой дедушка был вишней» – это светлый и полный юмора спектакль. И если детям он поможет найти ответ на непростой вопрос о жизни и смерти, то взрослым – напомнит о радостях и открытиях собственного детства.

Об этом же упомянул и Евгений Сизов:

– Я сам из деревни, и у меня была бабушка, которая меня воспитывала. Точнее, это не воспитание – это наблюдение за тем, как живут люди. Дедушка Тонино тоже не воспитывал его, он просто показывал, как это замечательно: слушать, как дышат деревья, наблюдать за пчёлами… Пересечений со спектаклем у меня много, в том числе и смерть. Но для меня яркое воспоминание детства – это покос: ты лежишь в траве, вдыхаешь её аромат; светит солнце, тишина…

Необычная площадка мгновенно привлекла внимание омичей: сотня билетов была распродана за сутки. Дополнительные места пользовались не меньшим спросом – и в итоге на берегу пруда в пятничный вечер собралось больше сотни зрителей всех возрастов. Кто-то принёс с собой пледы, сев у самой сцены, но большинство разместились на стульях.

Читатели, которые часто бывают в дендросаду или посещают другие особо охраняемые природные территории, сейчас, наверное, удивились: разве статус природного объекта позволяет устраивать подобные мероприятия?

С этим вопросом «Трамплин» обратился к заведующей сектором по развитию ООПТ управления по охране животного мира Инне Гречиной.

– Как возникла идея такого необычного спектакля?

– Идея напрашивалась сама собой: природа и искусство всегда находятся рядом. Мы вдохновились «Флорой», наш объект «Мыслитель» вписывается в сюжет этого спектакля на природе. Мы пробуем разные форматы мероприятий на территории – и это одна из наших давних задумок. До этого были только детские спектакли – в резиденции Деда Мороза, – а теперь мы созрели показать что-то и для взрослых.

– Сложно ли организовать мероприятие на охраняемой природной территории?

– Конечно, есть особенности посещения, которые необходимо учитывать. Но в принципе особых препятствий мы не увидели.

– Ограниченное число билетов связано с этим?

– Нет, просто это премьерный показ, а на последующие (которые, мы надеемся, состоятся в этом сезоне) билетов будет больше.

– А какие правила ограничивают организацию спектакля? Предположу, что это что-то, касающееся установки оборудования или размещения самой сцены.

– Самые серьёзные ограничения спектакля и не коснулись: это запрет на посещение дендросада с питомцами, на разведение огня и на употребление алкоголя.

– Получается, если проект, как говорится, «зайдёт», то другие спектакли нужно будет подбирать, исходя из требований территории?

– Да, так и есть.

– Какие у вас ожидания?

– Хочется, чтобы всем всё понравилось, – о таком, наверное, мечтают все организаторы! Чтобы люди похвалили и пришли ещё раз. Это эксперимент, который заставил нас поволноваться: проведение мероприятия на улице – это всегда определённый риск. Погоду на сегодня обещали неблагоприятную, но будем надеяться, что непогода нас минует и спектакль пройдёт на ура!

Погода, стоит отметить, подтвердила тезис о единстве природы и искусства: пасмурное небо, большую часть спектакля бывшее частью действа, только под финал разродилось еле заметным дождём.

Вернёмся и к словам о том, что показ спектакля в дендросаду – событие закономерное. Поиск подобного формата дендросад начал в декабре 2022-го с показа детской сказки «Морозко», представленной творческим объединением «Два театра». Успех проекта позволил задуматься и о летнем представлении – и на помощь пришёл Дом актёра. Для них этот спектакль тоже не был случайностью! Об этом «Трамплину» рассказала зампредседателя Омского отделения СТД РФ по развитию Дома актёра Наталья Швирст.

– Прошлой весной премьера моноспектакля состоялась на сцене Дома актёра. А были ли какие-то изменения в связи с показом на такой необычной площадке? И как вообще началось ваше сотрудничество с дендросадом?

– Нет, изменений не было. Два года назад Дом актёра выработал новую концепцию, часть которой – развитие и популяризация Омска и активных омичей. Наши зрители – активные, любопытные и неравнодушные люди, которым не всё равно: они собирают макулатуру, участвуют в субботниках и «взрывают» соцсети, если в городе хотят спилить очередное дерево. Нам близки такие люди, поэтому мы стараемся делать мероприятия, популяризирующие омских героев.

Один из них – это основатель дендросада Герберт Гензе. Он посвятил жизнь выращиванию золотистой ели – и сумел воплотить свою мечту. Эта история нас очень вдохновляет! К тому же не все омичи знают о дендросаде, не знают, что в Омске есть место с уникальными растениями, райской атмосферой и ароматами. И это место, где ты дышишь полной грудью, – в центре города! Не надо ехать за сотни километров, чтобы побывать в волшебном лесу.

Поэтому мы решили объединить усилия, чтобы привлечь внимание к тому, что в Омске есть такие места и такие герои. Герои, которые своей жизнью доказывают, что можно добиться своих целей и сделать мир лучше. Создателя сада давно уже нет, а мы по-прежнему пользуемся плодами его трудов и сохраняем этот зелёный островок. И наш спектакль об этом: о корнях, о традициях, о семье. И о поддержке, благодаря которой Тонино в итоге победил. Нам кажется, что сюжет спектакля перекликается с историей дендросада и самого Гензе, получившего свою золотую ель.

– И активностью омичей!

– И активностью! Всё это сильно связано – и мы двинулись в этом направлении. Но не знали, что из этого получится: может, вообще никто не захочет сюда приходить? Однако событие оказалось очень востребованным, и после того, как все билеты разобрали, нам постоянно писали с просьбой сделать дополнительные продажи. А раз это оказалось нужно не только нам, то мы запланируем ещё несколько показов. Значит, надо продолжать двигаться в этом направлении! Хотя Евгению Сизову сегодня непросто: непривычный звук, нет специального света – но мы пошли на эти риски. Для развития надо экспериментировать и выходить из зоны комфорта.

– А есть ли ещё планы, связанные с этой территорией?

– Да, ещё с прошлого года мы обсуждаем идею спектакля-променада. У Дома актёра таких уже два: пешеходный и в трамвае. Здесь мы хотим сделать спектакль о погружении в себя – это будут воспоминания мальчика об отце и совместных прогулках. Спектакль-медитация, спектакль-погружение – в таком духе. Так что сейчас ищем финансирование и авторов, чтобы воплотить эту историю, которая будет погружать нас в природу и размышления о себе и смысле жизни.

– А какие-нибудь «классические» спектакли планируете?

– К сожалению, у нас не очень много спектаклей, которые мы можем показать здесь.

– Большинство нужно адаптировать?

– Адаптировать или создавать специально для этого места. Возможно, мы поставим что-то из Толстого или Чехова. Или «Тёмные аллеи» Бунина! Потому что эти деревья, эти аллеи отправляют нас к классике. Туда, где в дворянских усадьбах за чаем вершились судьбы.

– Звучит заманчиво! Будем ждать!

Спектакль длился 70 минут, и, можно сказать, в нём поучаствовала сама природа: словно по законам драматургии, небо постепенно темнело, к финалу спектакля погрузив дендросад в сумерки. Однако темнота была лишь снаружи: сам спектакль не оставляет чувства тяжести или тоски. Наоборот, после него хочется вспомнить своё детство, помечтать и пересмотреть семейные альбомы.

Много эмоций вызывает и вишня Феличия, сосредоточившая в себе различные смыслы. Эффектно воплощённая на сцене, она напоминает о себе и за её пределами.

«Когда Наталья Борисовна думала о премьере спектакля в Доме актёра, когда Евгений Сизов пришёл к нам с этим спектаклем, она сразу сказала: «Надо устроить премьеру среди цветущей вишни!». А я каждый раз, когда у меня на даче цветёт вишня, вспоминаю это произведение. И мне хочется представить размах итальянской вишни, потому что у них это дерево, а у нас – кустарник. Поэтому деревья дендросада мне даже больше напоминают вишню из книги, чем сама вишня», – Анастасия Толмачёва, главный специалист Омского отделения Союза театральных деятелей РФ.

За датами следующих показов спектакля «Мой дедушка был вишней» можно следить в сообществе дендросада им. Г.И. Гензе. А можно, не дожидаясь их, отправиться туда всей семьёй, чтобы почитать повесть Анджелы Нанетти и, конечно, прогуляться среди деревьев, появившихся благодаря труду Гензе и его любви к омской земле.

 

Автор: Анна Подоляк

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.