Дата публикации: 10.05.2024
Сортовые ивы, стриженые липы и много злаков на пустыре вдоль улицы Жукова напротив «Атриум-Кино».
Превратить транзитную и шумную территорию в более тихое и камерное место мечтает ландшафтный архитектор Яна Бахта, которая сегодня руководит муниципальным питомником УДХБ, где фактически с нуля создаётся собственный живой ресурс для озеленения города.
«Трамплин» заглянул в питомник, чтобы узнать, как сегодня закрываются потребности Омска в посадочном материале для наших улиц и скверов.
Городской сад
Каждый год не менее 20 тысяч кустарников для городских улиц, парков и скверов способны выращивать озеленители на сравнительно небольшом освоенном участке муниципального питомника. Он был создан в городе в 2017 году. Тогда под зелёный «детский сад» выделили территорию в промзоне неподалёку от ТЭЦ-5. Несколько лет ушло на очистку земли от мусора, раскорчёвку, удобрение, прокладку водопровода.
Сегодня питомник уже частично закрывает потребности города в собственном посадочном материале. Приоритет – цветущие многолетники и кустарники. Деревья здесь тоже есть, но не в качестве основных культур, специалисты стараются делать акцент на особо ценных видах и сортах.
«В первую очередь мы будем делать ставку на яблоню сибирскую. Как это ни удивительно, но её мало кто выращивает, и тем более её мало кто выращивает в том размере, который нужен нашему городу: два с половиной – три метра. Поэтому некоторое количество яблони сибирской со сформированным чётким штамбом в полтора метра, с хорошим габитусом кроны мы уже начали делать. Далее хвойные деревья – у нас сейчас заложено небольшое поле сосны обыкновенной. Она у нас там хорошо себя чувствует и замечательно выглядит. Но тем не менее мы не можем её делать основной культурой городского озеленения, потому что ей надо очень много места. Из хвойных растений уже выращиваем и будем продолжать выращивать разные сорта можжевельников. Они тоже чувствуют себя хорошо в Омске, даже невзирая на ветра и засуху», – рассказывает Яна Бахта, начальник сектора питомника БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».
Она возглавила это подразделение городских дорожных служб год назад, когда приехала в Омск из Хабаровска, где 15 лет работала ландшафтным архитектором.
«Я очень много наблюдала за растениями. За тем, как они ведут себя, как развиваются. И лет пять назад у меня возникло желание заняться именно питомником. А когда переехала в Омск, совершенно случайно узнала, что в УДХБ есть питомник, в который требуется руководитель. Я решила, что у меня получится, потому что там, в Хабаровске, у меня был небольшой питомник, где я размножала растения, но по большей части только своими силами. Но у меня это получалось, я знаю, как это делать. А здесь – постоянно учусь, и мне кажется, у нас получается и обязательно получится то, что мы запланировали. Мне очень хочется сделать город зеленее и ярче, действительно хочется».
Профессия – создание красоты
– Яна, расскажите, когда вы увлеклись растениями?
– В детстве. Но какого-то масштабного развития в ту пору моё увлечение не получило. Мы жили в небольшом таёжном поселке, детство моё пришлось на 80–90 годы и дальше обмена с соседками семенами однолетников или корнями георгинов дело не шло. Но на моё в целом трепетное отношение к растениям очень повлиял отец – он всю жизнь посвятил охране и восстановлению лесов в Хабаровском крае.
– Где вы учились?
– Моё первое образование – экономическое, по специальности «налоги и налогообложение». Завершив учёбу и недолго поработав в финансовой сфере, довольно быстро пришла к пониманию, что всерьёз хочу заниматься тем, что люблю, – садами. Это было начало нулевых и о ландшафтном дизайне как о профессии приходилось собирать информацию по крупицам на редких сайтах и в периодике. Однако желание освоить технологии строительства садов было велико, и за несколько лет я и (к тому времени уже собранная) команда изучили и специфику дренирования почв, автополивы, и прочие инженерные системы ландшафтов. Кроме того, анализировали новые виды и сорта растений, их поведение в непростых условиях Дальнего Востока. Многие уже привычные сейчас культуры тогда были в новинку и требовалось понимать степень их устойчивости и декоративности.
Ну а профильное образование я получила в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, в народе – Тимирязевке, старейшем аграрном университете России. И сейчас вспоминаю этот период как один из лучших в жизни. Знания давались легко, прекрасный профессиональный педагогический состав и тёплые отношения с сокурсниками сделали эти годы очень яркими. Особую признательность испытываю к своему научному руководителю – Дормидонтовой Виктории Владиславовне. Это человек удивительных знаний и вкуса. Из университета вышла с красным дипломом и профессией – ландшафтный архитектор.
«Архитектурный» чертополох и «пластичные» гортензии
– Вы жили в Хабаровске, там природа не идёт ни в какое сравнение с нашей сибирской. Не расстроились, когда приехали?
– Природа моего родного края богата и красива. Но красота эта дикая, упрямая, порой пугающая своим величием. И когда я приехала сюда, и до сих пор, я восхищаюсь Омской землёй – она тёплая, щедрая, благодарная, что ли. С уверенностью говорю – мне здесь лучше.
– Есть ли у вас любимые растения (и на Дальнем Востоке, и у нас)?
– На Дальнем Востоке дороги тоже дальние. Между населёнными пунктами достаточно большие расстояния, и я очень любила путешествия по ним, особенно в пору цветения рододендрона даурского, рассыпанного по сопкам, или болотных ирисов, фиолетовым озером простирающихся до горизонта. Здесь с любимыми пока определяюсь. Очень нравится чертополох – невероятно архитектурен. В Хабаровске такой не растёт.
– Есть у вас дача, и если да, то что там растёт?
– Конечно есть. Мне вообще трудно себя представить без собственного сада. Здесь я его только осваиваю – начался третий сезон. Что растёт? Да всё! И «дикари» вроде черемши, можжевельника даурского и бересклета крылатого, привезённые из Хабаровска, и более деликатные – листопадные азалии, канадские розы, пионы ИТО-гибриды и многое другое.
– Могут ли в Омске расти какие-то необычные растения? Ведь когда-то сложно было представить, что у нас будут на дачах выращивать грецкий орех и виноград. Ждать ли нам появления на наших улицах, образно говоря, кипарисов?
– Как раз в рамках собственной дачи экспериментирую сейчас с видовой микробиотой, рододендронами. Ждать ли именно кипарисов – затрудняюсь сказать, да и нужны ли они здесь? Но, определённо, новые виды и сорта приручим. Очень нравятся спиреи – в мире их несколько десятков видов, а сортов не перечесть. Их пластика, разнообразие форм листа, соцветий и особенно их устойчивость дают большие возможности в формировании стабильных растительных сообществ. И в нашем питомнике мы больший упор хотим сделать в том числе на декоративные кустарники, на самые разные сорта спиреи и гортензии. У нас в городе они будут чудесно себя чувствовать и их очень много сортов, причём от совсем малышек полуметровых до двухметровых красавиц. Чтобы на омских улицах преобладала не просто зелёная масса, а чтобы всё вокруг цвело.
Из мечты в жизнь
– Какое место в городе вы хотели бы взять и полностью преобразить на свой вкус. Что бы там росло?
– Я пока плохо знаю город, но из тех территорий, что видела, сейчас интерес вызывает пустырь вдоль улицы Жукова, напротив «Атриум-Кино». Территория транзитная и шумная. Вижу её в природном стиле – массивы ив, в том числе низкорослых, например сортовые ивы красная и ползучая. Для контраста форм и листвы можно включить блоки стриженых растений – лип или попроще, например, пузыреплодников. Много злаков, очиток видный, мечевидный ирис и сортовые шиповники. Такой состав будет идентичен окружению, но в то же время создаст камерность территории, а плотные кроны снизят шумовые эффекты.
– Яна, в чём заключается ваша профессиональная мечта?
– Мечта – это скорее про что-то достижимое только в максимально благоприятных условиях. Цель, поставленная ещё во время обучения, – изучать и составлять устойчивые растительные сообщества, способные стать частью экосистемы и при этом нести эстетическую нагрузку. В моём понимании идеальна та территория, которая спустя 3–4 года после закладки требует ухода не чаще 1–2 раз в сезон, при этом оставаясь красивой.
– Я искренне желаю, чтобы все ваши мечты осуществились, ведь вместе с ними осуществится и мечта всех омичей: наш город постепенно вернёт себе славу «города-сада».
Автор: Алина Иванова
Фото: Владимир Казионов