Дата публикации: 23.10.2023
Сутки на подготовку, килограммы инвентаря, быстрые и чёткие движения, томительное ожидание, обязательная уборка. Неудивительно, что эбру называют философией назидания. Об искусстве рисования на воде мы поговорили с мастером эбру, художником, иллюстратором, лидером благотворительного проекта «Душа с душою говорит» Анной Седановой.
«Насколько привлекательно, настолько и загадочно». Что такое эбру?
Турецкое мраморирование – именно так в Европе называют искусство эбру. Это древняя восточная изобразительная техника рисования на воде жидкими красками. Сам термин происходит от персидского «ebri» – «воздушные облака». Кстати, произносится эбру с ударением на последний слог.
«Восточное искусство насколько привлекательно, настолько и загадочно. Доказано: данная техника развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку», – рассказывает мастер эбру, художник, иллюстратор Анна Седанова.
Краски в этой технике не смешиваются с водой, а свободно перемещаются по поверхности. Рисунок потом можно перенести на бумагу, при особом мастерстве – даже на дерево, ткань, керамику, кожу.
Кажется, что этот вид искусства не особо популярен. Однако в России существует творческий Союз мастеров эбру. В этом году организован Международный центр-музей художественного эбру. Там проводят конференции, выставки и семинары.
Вернёмся к технике. Как можно рисовать на воде? Краски же должны растворяться, оседать, смешиваться. Даже художникам не под силу обойти законы физики. Наша собеседница раскрывает секреты:
«Вода, конечно, не простая, это специальный состав. По классике добавляется экстракт гевеи, который делает воду более вязкой. Тогда цветные капли превращаются в невероятные узоры. Требуются и особые краски. Их делают из бычьей желчи и минералов. Рисунок не будет иметь чётких геометрических очертаний. Всё построено на абстракции, свободной живописи».
В специализированных магазинах обычно продают краски на основе акрила, они слишком жидкие. А целлюлозный загуститель напоминает клей для бумажных обоев. Можно использовать самодельные или профессиональные материалы. В России около пяти фирм производят наборы для эбру.
Чем меньше движений, тем выше уровень мастерства. Такой принцип у профессиональных художников эбру. Им важно рисовать быстро и чётко.
«Чем больше вы наносите краски, ищете рисунок, тем дольше “мучаете” воду. Повышается вероятность, что работу и всю задумку испортите».
На воде создаётся тонкая полимерная плёнка. Именно её можно перенести на бумагу. Мастера используют огромные чаны, подносы, противни. Но большие форматы – для шоу. Ежедневно тренироваться удобнее на А3 и А4. Начинающим – А5, А6. Миниатюристы в эбру тоже есть. Создают работы даже в крышечках.
Рисунками потом можно украшать серьги или бусы. Ограничений нет. Хотите покрасить шарф или палантин – нужен длинный поднос. В качестве ёмкости можно взять обычный пластиковый таз или бочку.
«Для больших форматов нужно иметь уже настоящую мастерскую, чтобы хранить весь инвентарь. С таким объёмом раствора придётся повозиться. Но даже при наличии инструкции, правильно приготовить сможет не каждый. Это наиболее частая причина того, что эбру занимаются не все».
«Вспоминаю, в какой панике была». Благотворительность и искусство
С детского сада с кистью в руках. Творческие способности Анны Седановой открылись рано. Вспоминает: в школе и университете всегда занималась оформлением, украшала тетради. Особенно любила срисовывать химические установки и приборы на химфаке ОмГУ. Несмотря на склонности, художественную школу не оканчивала.
«Есть художественные курсы, много самостоятельного обучения, бесплатные интернет-ресурсы и каналы. Проходила обучение у педагога художественно-педагогического колледжа, ходила на мастер-классы в омский Дом художника. Сейчас второй год обучаюсь на курсе у Николая Николаевича Молодцова».
В постоянном поиске – так описывает наша собеседница творческий путь. Пробовала разные техники. Особой любовью прониклась к масляной пастели. Акварельными карандашами рисует забавные скетчи. Пробовала маркеры и капиллярные ручки. Познакомилась с нетрадиционными техниками, например кофеграфией (рисованием кофе) и винной гризайлью (рисованием вином).
«Люблю создавать персонажей, быть иллюстратором. С московской сказочницей, писательницей и поэтом Ольгой Выстребцевой сделали несколько обложек к её книгам, в прошлом году – книжку с иллюстрациями. Они задуманы как раскраски для детей. Главного героя, гнома Ромбиталя-сказочника, даже сшила. Теперь это особенная и любимая игрушка дочки».
С эбру Анна познакомилась случайно. Она – волонтёр, лидер благотворительного проекта «Душа с душою говорит». Рисованием занимается с бабушками и дедушками из домов-интернатов, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с ребятами из многодетных семей. Однажды Анну попросили провести мастер-класс по эбру в Доме радужного детства. Пришлось знакомиться с необычным искусством.
«До сих пор вспоминаю, в какой панике я была. Помогли образование химика и навыки научного сотрудника при работе с информацией. Проведя одно занятие, увлеклась».
Потом начались обучения и курсы. Сейчас – практика и тренировки. Эбру – мощный инструмент арт-терапии, уверена наша героиня. Напомним, ранее «Трамплин» рассказывал об этом психологическом методе. То, как человек рисует на воде, многое о нём говорит. Ведь здесь не нужно быть художником, нужно уметь работать с материалами: почему краска «раскрылась», почему «свернулась», когда раствор отработал своё, как соблюсти пропорции, какие взять баночки. Техника кажется простой только на первый взгляд. Прибегая к ней, мы словно бросаем себе вызов.
«Если это мастер-класс: восемь литров воды, объёмные поддоны, тяжести, куча материалов. Рисунок должен высохнуть, а это – время. В других техниках можно сразу забрать работу с собой, с эбру не так. Потом всё нужно убрать, вымыть. Не забываем, что раствор готовится заранее. Наверное, поэтому в Турции занятия эбру – целая философия. Терпение, последовательность, выдержка, концентрация внимания».
Анна Седанова попробовала ещё одну технику – рисование на фонах эбру акрилом. Участники благотворительных мастер-классов экспериментируют, а работы потом отправляются в омские интернаты.
«Сейчас проходит конкурс по технике эбру среди всех мастеров и любителей в России по стихиям. Первая – вода. Я буду участвовать. А в планах – пройти обучение у признанных мастеров России, Беларуси и, конечно, побывать в турецких мастерских».
Мечтает наша собеседница и о своей мастерской, но пока работает «в гостях» у единомышленницы – организатора благотворительного проекта «Кладовая добра» Екатерины Казаченко. В восточной культуре для настоящего признания нужно получить одобрение опытного мастера. Анна Седанова уверена: у неё всё впереди.
Автор: Диана Масюта
Фото: Анастасия Трайковская, Константин Седанов