Яркие, шумные и хитрые: необычные обитатели омского театра

Дата публикации: 26.02.2024

Недавно «Трамплин» рассказывал, на сценах каких омских театров можно было увидеть животных, а сегодня мы расскажем о тех, кто не выходит на сцену, зато обитает в театре постоянно – жителях Зимнего сада театра куклы, актёра, маски «Арлекин».

Зимний сад – одна из визитных карточек «Арлекина», гордость и живое чудо. Неудивительно: для российских театров – даже столичных! – это редкость. Старые здания театров не приспособлены для размещения животных, да и уход за ними – дело непростое. А наш Зимний сад сразу был частью проекта нового здания «Арлекина» (кстати, самого большого среди российских кукольных театров), открывшегося в 2005 г.

Изначально он планировался как японский садик – мостик через бассейн с карпами, золотыми рыбками и сомами, – окружённый тропическими растениями. Сегодня изменилась не только флора Зимнего сада, но и видовое разнообразие его обитателей: по соседству с рыбами живут черепахи, а среди зелени стоят вольеры с попугаями и… петухом.

За растениями ухаживает отдельный сотрудник, в ведении которого вся растительность внутри и снаружи четырёхэтажного здания театра, а за животными – зоотехник и зооинженер Юрий Вальчук. Он ухаживает за животными, формирует их рацион, кормит, следит за состоянием и общается с ними.

– Юрий, как и когда вы попали в театр?

– Как только появилось новое здание. Отслужил в армии, окончил ветеринарный институт – и устроился сюда.

– Получается, вы не только ухаживаете за своими подопечными, но и лечите их?

– Лечить прямо серьёзно, к счастью, не приходится: животные здоровые, получают всё необходимое. Максимум у них бывает авитаминоз, но это естественное явление, которое корректируется витаминами. Также на оперение птиц влияют перепады температур в Зимнем саду, хоть здесь и есть климат-контроль. Предугадать такую реакцию нельзя, но можно выправить через корректировку питания. Поэтому в первую очередь я за ними присматриваю и ухаживаю.

– А вообще в Зимнем саду чувствуется смена сезонов?

– Практически нет. Зимой, когда сильные ветра, может стать прохладнее – тогда включаем печки. А летом, когда из-за панорамных окон помещение быстро нагревается, – кондиционеры. Все обитатели сада – из тропиков, поэтому им нравится, когда температура выше +25 °C. Это касается и растений: если они начинают чахнуть, значит, помещение охлаждается.

– Как проходит ваш рабочий день?

– Уборка, кормление, игры.

– А кто-то кроме птиц играет?

– Нет, причём только птицы хотят к себе особенного внимания, общения. Ну и, конечно, кричат, требуя еды.

 

Птичья натура

Вольеры с попугаями окружены растениями, и многие птицы хорошо маскируются на фоне листвы. Попугаи в целом любят игры, даже в солидном возрасте. К слову, эти птицы – долгожители: могут прожить и 50, и 100 лет – зависит от вида, условий жизни и особенностей каждой птицы.

– Бывают даже попугаи-сердечники! Такой может прогуливаться, а потом внезапно завалиться на пол лапками кверху. Полежит пару минут, отойдёт – и дальше пойдёт гулять, – рассказал Юрий.

Один из самых возрастных пернатых обитателей Зимнего сада – жако Жак, ему не меньше 22 лет. Жак появился в «Арлекине» сразу же после открытия нового здания. Зелёный ожереловый кольчатый попугай Карл также обитает в Зимнем саду с 2005 г., хотя обычно этот вид живёт меньше.

Молодая и неразлучная пара.

– Как и у людей, возраст попугая можно определить по лапкам: у молодых птиц они гладкие, у старых – с наростами, грубой кожей и сморщенные, – обращает внимание на когтистые лапы подопечных Юрий.

В Зимнем саду есть несколько парочек – кореллы и неразлучники, но птенцов у них пока что нет: самцы недостаточно зрелые и ещё не могут оплодотворить яйца.

В паре кореллов тёмное оперение – у самца.

Надеясь на пополнение в семействе кореллов, Юрий в прошлом году соорудил им гнездо, но, увидев, что яйца не оплодотворяются, убрал, чтобы лишний раз не стимулировать самку: такие «холостые» высиживания могут подорвать птичье здоровье.

Один из самых громких обитателей Зимнего сада (по крайней мере, на момент нашего визита) – суринамский амазон Петруша. Ей 15 лет, и она тоже не против завести птенцов, хотя пары у неё нет.

Ревнивая Петруша.

К слову, именно долгожительству и относительно позднему по сравнению с неэкзотическими животными созреванию Петруша обязана именем: первое время Юрий думал, что это самец, пока птица не стала доверчивее и не позволила себя осмотреть. К чужим Петруша по-прежнему не подходит.

 

Характер и хитрость

Обладатель ещё одного громкого голоса – ара Макар. Как и у всех представителей вида, у него очень сильный клюв. «Он запросто щёлкает грецкие орехи и легко может укусить, если его дразнить», – делится Юрий. Он добавляет, что Макар не любит чужих и по возможности избегает контакта, однако может и предпринять попытку доминирования над теми, кто кажется ему более слабым, и шипеть.

– У всех попугаев такой непростой характер?

– В принципе, да. Поэтому к каждому нужен свой подход. Вот Жак, например, за те 19 лет, что мы вместе, до сих пор не полюбил меня. Когда я выпускаю его из вольера, он пытается меня гонять. А для «управления» Макаром у меня есть специальный жезл: я показываю его, когда попугай не хочет возвращаться в клетку, – и он уходит. Почему-то боится его!

– А кто-то из питомцев привязан к вам больше других?

– В целом, можно сказать, что привязаны все: они меня знают и доверяют. Считают другом. Черепахи даже несли яйца! Что удивительно, их отложила самая старая черепаха, которой 25–27 лет. Её «партнёру» – 30–35. Когда мы их взяли, им уже было лет 10–15.

Разглядывая черепах, собравшихся в замысловатую многоярусную композицию, не могу не спросить:

– Черепахи не сбегают из своего бассейна?

– Сбегают, и ещё как! Когда уровень воды высокий, они помогают друг другу выбираться, выстраиваясь в мостик! Бывало такое, что охранники встречали их за дверями Зимнего сада. Макар тоже выбирается: открывает все замки! Вылезет ночью, бегает по саду и орёт – требует еды!

А ещё Макар подтверждает тезис о том, что попугаи – разрушители. Табличка с его именем прикреплена вне вольера – и всё равно погрызена. Несколько предыдущих Макар уничтожил, изорвав в клочья. Чтобы направить его энергию в мирное русло, в клетку Макара вешают берёзовые бусы – набор обработанных спилов сантиметров по пять в диаметре. Одной пары бус пернатому хватает… на две недели!

– Таблички грызут все попугаи. Кто успел, тот и сгрыз, – резюмирует Юрий.

Макар и новые бусы.

К слову, о вкусненьком: помимо обычного набора: семечки, орехи, просо, овёс, сушёные фрукты – попугаям перепадают праздничные лакомства: прессованные в брикеты зёрна. Правда, кое-кто в деликатесы себе выбрал и окружающую флору: кое-где видны погрызенные листья. Ещё одной пищевой добавкой – помимо витаминов – Юрий может назначить птице варёные яйца и даже варёную курицу.

– Макар просто обожает варёные яйца! В детстве он часто их ел – с тех пор и сформировались предпочтения.

– Птицы могут капризничать из-за еды?

– Конечно! Даже со вкусным: если дать Макару и гранат, и яблоко, то гранат он с радостью возьмёт, а яблоко выкинет. Потом уже, поваляв по полу, может поклевать. Но с большим удовольствием, конечно, съел бы ещё гранат.

 

А поговорить?

Всё время нашего визита в Зимнем саду стоит гомон: попугаи – существа ревнивые, и на перемещения Юрия к чужому вольеру реагируют остро.

Конечно, только возмущением и требованием внимания дело не ограничивается: попугаи прекрасно воспроизводят и услышанные звуки. Например, Макар говорит своё имя, а Жак умеет мяукать и изображать цокот копыт (жако вообще считаются лучшими «магнитофонами» среди птиц – могут запомнить больше 150 слов).

Жак не захотел ни разговаривать с нами, ни покидать вольер.

Вопреки стереотипам о говорящих попугаях, в словаре Жака нет ничего предосудительного для работника культуры! Правда, иногда он своей болтовнёй мешает съёмкам, но в этот раз, похоже, решил не перекрикивать общий гвалт.

– Рядом с Зимним садом находится зал для самых маленьких. И когда в его репертуаре появился спектакль «Кто сказал "Мяу"?», Жак наслушался – и начал мяукать и гавкать, – рассказывает Юрий. – Потом он научился изображать сигнализацию – здесь же недалеко парковка…

К слову, звук автосигнализации прекрасно научились имитировать все попугаи – и так же, вереща по цепочке, продемонстрировали это. А вот мяукнул Жак, только когда мы вышли из Зимнего сада, – возможно, не увидел в нас своей публики.

– Что происходит, когда вы уходите в отпуск? Попугаи обижаются из-за вашего отсутствия?

– С ними у меня не бывает отпуска! Птицам неважно, в отпуске я или нет: приди, покорми, приберись – а потом уже иди в свой отпуск.

Когда в Зимний сад приходят экскурсии, животные сидят в вольерах, а маленькие гости особо предупреждены о мощных клювах. Но когда никого нет, Юрий открывает клетки, предоставляя птицам свободу. Что интересно, далеко они не улетают: или садятся на растения рядом с вольером, или гуляют перед ним. Друг к другу не ходят, больше интересуясь Юрием. Макар, например, иногда грызёт его тапочки.

 

Театральная прописка

Вообще, появление нового обитателя – процесс непростой: на каждого необходимо оформить множество бумаг, ведь по закону животное – это имущество, и в данном случае – имущество госучреждения. К тому же у театра есть обязательства перед каждым животным, и это не только кормление и уход, но и предоставление достаточного для комфортной жизни пространства. Поэтому Зимний сад не может заполнить всё своё помещение вольерами.

А между тем, как и в любое место, где обитают животные, сюда обращаются омичи, желающие «осчастливить» живой уголок питомцем, ставшим хозяевам обузой. Самое распространённое «предложение» театру – приютить черепашку. К сожалению, из-за стереотипов из массовой культуры у многих сложилось представление, что черепаха почти не требует ухода. Помимо этого люди становятся и жертвами прямого обмана, когда человек, продающий на улице крошечных черепашек, уверяет, что они такими и останутся. Это, конечно же, не так, и черепаха, как и любое животное, требует качественного и недешёвого питания и комфортных условий для проживания.

– Юрий, а мечтаете ли вы о питомце нового вида для Зимнего сада?

– Пожалуй, нет: змей я не люблю, а для ящериц и игуан у нас нет условий: им нужен отдельный от общего климат-контроль. Остальные животные не живут так долго, как попугаи, черепахи и рептилии.

Но одно исключение есть – это декоративный петух шабо Петя, который поселился в Зимнем саду в 2017 г.

– Он кукарекает?

– Ещё как! Правда, с опозданием, мы сверяли.

И конечно, нельзя было не спросить Юрия, есть ли у него домашние животные.

– У меня есть кот. 10 килограммов чистой шерсти!

– С кем легче: с птицами или с котом?

– У меня мейн-кун, и он, как собака, дрессированный. И совсем не боится воды, наоборот, сам в ванну лезет.

Мейн-куну повезло: ему не приходится делить с кем-то внимание своего человека – а вот попугаи всё громче и громче возмущались нашим присутствием. Пришлось уступить.

Содержание Зимнего сада – сложная и ответственная деятельность, требующая ежедневного наблюдения. Однако эмоции, которые он дарит своим посетителям, окупают все затраты! Попасть в Зимний сад можно по отдельным билетам каждые выходные, а зрители зала для самых маленьких (дети от двух лет) посещают тропический уголок перед каждым спектаклем.


Беседовала Анна Подоляк.

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.