Дата публикации: 27.04.2024
Прямо сегодня, 27 апреля, омский «Эрмитаж-Сибирь» обновился в очередной раз: теперь в нём можно увидеть выставку «Золото древних степей». Для специалистов музейного дела это интересный и вдохновляющий пример сотрудничества музеев едва ли не с разных концов страны (от Дона до Енисея), для простых энтузиастов и более широкой публики – напоминание о том, что история Прииртышья началась вовсе не с основания Омска. И даже не с казачьих рейдов XVI века вверх по реке, понятное дело: начиналось всё раньше на две тысячи лет.
Музейная география и правда впечатляет. Экспонаты для выставки приехали из Минусинска, Новосибирска, Оренбурга, Ростова-на-Дону, из северной столицы, их предоставили разные музеи Омска и Омской области. Со всей России везли в Омск найденные археологами следы древних степных культур, не имевших письменности и могущих теперь говорить с нами только на «вещном», предметном языке.
Сохранились, правда, свидетельства об этих культурах сторонних наблюдателей. Специалисты любят цитировать древнегреческого историка Геродота, человека очень любознательного и много где побывавшего, который пишет о «царских скифах», живших к северу от Понта Евксинского, о сарматах и меотах к востоку от них, об исседонах и саках ещё восточнее. «За исседонами», по его словам, жили одноглазые люди, а дальше были «высокие, недоступные горы», через которые никто не переходил и на вершинах которых обитали грифы, «стерегущие золото».
Горы – это либо Алтай, либо Саяны, ограничивавшие с востока известную древним грекам Вселенную. Весь этот простор, от Чёрного моря до глубин Сибири, практически бескрайний для древних людей, учёные называют теперь «скифо-сибирским миром». Населяли его ираноязычные и по большей части европеоидные племена, объединённые однотипным оружием, единообразной конской упряжью и «звериным стилем», проявлявшимся в украшении предметов роскоши и быта. Ещё их объединяли культ Солнца и, как следствие, любовь к золоту – символу этого светила, подчёркивавшему божественный характер власти степных вождей (по-видимому, рассказы об этом и превратились, пока дошли до Геродота, в легенду о грифах-стражах).
Минусинским гостям омского «Эрмитажа» выпало отвечать, по-видимому, за «одноглазых людей». Они привезли в Омск находки, связанные с тагарской культурой, представители которой жили больше двух тысяч лет назад в Минусинской котловине. Это кинжалы, зеркала, поясные пластины, навершия для ритуальных жезлов. Главным образом бронза: золота на верхнем Енисее было немного из-за отдалённости региона от Китая, его тупиковости на Великом шёлковом пути и отсутствия своих разработанных месторождений.
Но вот техника литья из бронзы была весьма развитой, так что посетителям выставки будет чему подивиться. В конце концов, неважен материал, важно исполнение. Тагарские мастера любили звериные мотивы: скульптуры оленей, быков, сцены «терзания», когда хищник впивался зубами в свою добычу.
Куда больше золота в находках, сделанных западнее, – на Алтае, на территории современной Омской области. Эти находки связаны в том числе с саргатской культурой, современницей тагарцев, продержавшейся до середины I тысячелетия н. э. Саргатские курганы до сих пор раскапывают неподалёку от Омска, находя в них мечи, золотые гривны, женские серёжки, пластины для поясов и тому подобные прекрасные вещи.
Важно отметить, что первые находки были сделаны по крайней мере в XVII веке. Уже тогда среди русских поселенцев были «чёрные археологи», которых называли чисто русским словом «бугровщики». Царь Пётр I, очень интересовавшийся такими вещицами, издал специальный указ о том, что находки следует сдавать в казну за вознаграждение. Мы знаем, что первый сибирский губернатор Матвей Гагарин старался радовать монарха скифским золотом и что курганные находки помогли ему убедить царя организовать поход в Яркенд, в ходе которого был основан Омск. Получается, археология сыграла важную роль в продвижении русской культуры из Сибири таёжной в Сибирь степную.
Особая история – экспонаты, привезённые из Ростова-на-Дону. Это находки из курганов скифов и сарматов, активно торговавших с Древней Грецией. Они импортировали с юга сосуды, украшения и произведения искусства, да и местные мастера могли перенимать умения у греческих коллег, так что эта часть выставки особенно роскошна и экзотична для Омска. Статуэтки богов-олимпийцев, ручные браслеты из золота, сосуды с мифологическими сюжетами выглядели бы очень достойно даже в музее какого-нибудь итальянского города.
Предмет особой гордости организаторов – находки из ледяных курганов пазырыкской культуры. Благодаря вечной мерзлоте там сохранились предметы быта и одежды – например, штаны, которым две тысячи лет. Звучит как анекдот, но именно условных скифов можно считать изобретателями штанов, незаменимых при верховой езде (если ездить верхом в античном подобии юбки, конский пот серьёзно навредит человеческой коже).
Примерно такой получилась выставка, которую можно оценивать, начиная с сегодняшнего дня, за традиционные для омского «Эрмитажа» 400 рублей. Судя по вчерашнему пресс-показу, у специалистов много вопросов друг к другу и к себе самим о том, как следует оценивать отдельные экспонаты. Большой сосуд с двумя ручками – это импорт в зону саргатской культуры из Предкавказья или из Средней Азии? Непопулярность золота у тагарцев связана только с географическим фактором или с чем-то ещё? Реконструкции облика саргатцев по методике Герасимова стоит доверять или всё-таки это самодеятельность, к которой привыкли? Такие вопросы можно перечислять часами, но они не отменяют главное: через выставку с омичами заговорили наконец степные культуры, и это красивый и звучный голос.
Сходите на Музейную и послушайте сами. Дело того стоит.
Автор: Николай Дубровский
Фото: Александр Румянцев