Дата публикации: 12.11.2024
Вакуумный стол, лазер, пресс, микроскоп. Это вовсе не оснащение медицинской лаборатории, а набор инструментов реставратора. Музей им. М.А. Врубеля открыл для журналистов одну из реставрационных мастерских и показал, как возрождаются к жизни произведения искусства. Совсем скоро в музее ожидают открытие, которые может стать сенсацией.
Прежде чем попасть на стол реставратора, каждый предмет тщательно обследуется. Специалист предлагает методы «лечения», которые утверждаются на советах реставраторов. На одном из таких советов на повестке был вопрос реставрации трёх графических листов из коллекции музея. Это произведения Ивана Шишкина, Екатерины Гольдингер и неизвестного художника.
«Шишкин – один из лучших рисовальщиков в России XIX века. У нас два экспозиционных рисунка Шишкина, которые сейчас на выставке, а этому рисунку давно пора попасть в талантливые руки наших реставраторов, – рассказывает ведущий научный сотрудник музея, кандидат искусствоведения Галина Севостьянова. – Как и рисунку Екатерины Гольдингер – художницы, живописца, графика, искусствоведа с очень хорошей школой, российской и зарубежной. Третий рисунок неизвестного художника предположительно датируется серединой XIX века».
Реставратор Ольга Кропачева показала на рисунке Шишкина многочисленные разрывы, утраты по углам, изломы по всей поверхности, а также потемнения, загрязнения на обороте. Бумажная наклейка говорит об уже предпринимавшихся попытках реставрации. Надпись на обороте листа, сделанная дочерью художника Ксенией, подтверждает подлинность рисунка.
«Необходимы лабораторные исследования, проверка надписи на текучесть. Если рисунок не течёт, то можно использовать водные процедуры – промыть и осветлить основу и привести лист в первоначальный вид. Я предлагаю почистить поверхностные загрязнения, склеить разрывы и восполнить утраты. Промывка может быть в ванне с водой или локально на фильтровальной бумаге – и это более щадящий способ», – рассказала Ольга Кропачева.
Работы займут не меньше месяца. В то время как второй рисунок нужно не меньше трёх недель только держать под прессом после склейки разрывов и восполнения углов.
«Мы видим, что эта работа, помимо поверхностного загрязнения, имеет следы плесени. Нужно взять пробу и выяснить, живая плесень или нет. Красочный слой и надпись на оборотной стороне будут исследованы на устойчивость к воде. Нужно дезинфицировать и удалить поверхностные загрязнения, склеить разрывы и восполнить утраты. Кроме этого, при осмотре на углах изображения выявлены проколы. Видимо, художник крепила этот лист к какой-то жёсткой основе. Следы работы мастера мы не заделываем, а укрепляем с оборотной стороны, чтобы не порвались дальше», – рассказала реставратор Ольга Новикова.
Контролировать все процессы будет заведующая отделом реставрации графики и ткани, реставратор высшей категории Татьяна Масюк. По её словам, многие процедуры для графики и живописи выполняются на вакуумном столе, где промывают пятна или предмет полностью, восполняют утраты с помощью доливки бумаги, создают определённые условия для восстановления поверхностей. Например, если нужно убрать деформацию листа, включается насос и под воздействием воздуха рисунок постепенно выравнивается. Также в арсенале реставраторов столы с подсветкой, прессы, распылители, микроскопы и т. д.
При работе с третьим рисунком будет задействована съёмка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. В целом работа хорошо сохранилась, но реставраторам нужно будет восстановить полустёртую надпись. Примечательно, что она на русском языке.
«Я храню фонд уже 45 лет. Периодически смотрела на этот рисунок и понимала, что это хорошая вещь. В структуре коллекции он относится к зарубежным, но когда мы стали пристально смотреть и увидели надпись, то у меня возникло множество вопросов, на которые предстоит ответить совместно с реставраторами», – рассказала Галина Севостьянова.
В 1928 году рисунок поступил из Государственного музейного фонда. Изначально он был в ценной петербургской коллекции дворца Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, 21. Последней владелицей была Елизавета Владимировна Шувалова. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, она передала свой особняк под госпиталь, предварительно спрятав многие произведения в тайниках. С началом национализации в 2019 году тайники были обнаружены, а в 1925 году разошлись по музеям.
«Из собрания Шуваловых у нас в постоянной экспозиции хранится одна из лучших картин Алессандро Тиарини “Посланники царя Абгара перед Христом”. Это середина XVII столетия. Случайных вещей в этой коллекции не было, поэтому мне интересно посмотреть круг Шуваловой. Ну и надеюсь, что комплексная работа поможет что-то выяснить, и у нас появится новое имя. Возможно, оно будет очень интересным, потому что визуально в работе просматривается круг Брюллова», – добавила Галина Андреевна.
Итак, в музее ждут новых открытий. А пока все реставрационные процессы отражаются в паспорте, как своеобразной истории болезни. «Содружество реставраторов и хранителей позволяет открывать новые имена. Современные технологии помогают на качественно ином уровне проводить реставрационные работы и обеспечить более долгую жизнь произведениям», – отметила директор музея Фарида Буреева.
После реставрационного совета журналистов пригласили на презентацию каталога русского рисунка и акварели XVIII – начала XX века «Владеть ценным сокровищем…». Изданию предшествовала масштабная подготовительная работа, связанная с исследованием коллекции, реставрацией, установлением дат и имён авторов. Каталог – плод кропотливой исследовательской работы Галины Севостьяновой, а также научных редакторов и издательской группы – редактора, дизайнера и фотографа.
В каталоге собраны произведения Бенуа, Шишкина, Маковского, Репина, Бакста, Боголюбова и многих других известных художников. По словам научного редактора Натальи Брандт, каталог выходит за рамки Омска и представляет интерес для научного музейного сообщества в масштабе страны: «Галина Андреевна не только прекрасно сохраняет, она собрала около пяти тысяч работ. Представляете, какая харизма у этой женщины, что ей доверили эти сокровища».
«В данной коллекции мы смотрели основу и красочный слой, потому что в основе разрушается проклейка бумаги, а в краске – связующее. Укрепляли красочный слой, наблюдали за предметами, за основой. И, надо сказать, это всегда приносит удовольствие, потому что каждый раз, возвращаясь к работе, делаешь для себя какое-то открытие», – рассказала Татьяна Масюк и в формате «было – стало» продемонстрировала настоящее волшебство. Рисунок с копии античной скульптуры Николая Шлейна был залит водой, и изображение практически утрачено. Но благодаря реставраторам работа получила новую жизнь.
Обложку каталога украсил акварельный рисунок К.С. Петрова-Водкина «Голова мальчика». Часть произведений, вошедших в издание, представлены на одноимённой выставке рисунка и акварели, которая сейчас проходит в музее. Однако если в каталог вошло 146 произведений, то в экспозицию практически вдвое меньше. Дело в том, что многим шедеврам ещё предстоит попасть в заботливые руки реставраторов.
Автор: Мария Калинина
Фото: Александр Румянцев