Без грима и переодеваний. В Омске показали легендарный моноспектакль Александра Баргмана «Душекружение»

Дата публикации: 10.10.2024

Пронзительную постановку художественного руководителя питерского «Такого театра» и, между прочим, официального голоса Джонни Деппа в России Александра Баргмана показали в Омском Доме актёра. Основана она на двух ранних, неизвестных широкой аудитории новеллах Владимира Набокова – «Картофельный эльф» и «Королёк». Все роли – от карлика и фокусника до фальшивомонетчика и его убийц – Баргман исполняет сам. Без грима и переодеваний, используя лишь свой талант.

«Душекружение» может похвастаться своей невероятно длинной историей – постановке уже около 30 лет. За всё время жизни на сцене она повидала огромное количество городов, людей и театральных премий, но всё так же остаётся неизменной. Однотонный чёрный фон, пара стульев, стол, котелок и, конечно же, фирменная трость, то и дело свистящая в тишине зала. Всё остальное зависит от воображения зрителя.

Спектакль построен по мотивам двух не самых известных рассказов Владимира Набокова. Первый, «Картофельный эльф», повествует о бесславно закончившейся истории любви циркового артиста-карлика Фредерика Добсона. Второй, «Королёк», переносит нас из Англии в Берлин тридцатых годов и рассказывает о тихом и неприметном Романтовском, которого из-за его странностей начинают травить соседи. Обе истории – о людях, которые по каким-то причинам не вписываются в «нормальное», не могут полноценно взаимодействовать с обществом, которых не могут разгадать окружающие и за это герои дорого платят. Трагедия ли это? Да, несомненно. Но самая лучшая часть этого перформанса в том, что Баргману удалось привнести и нечто светлое, нечто дающее надежду в эти истории: его громкое, пронзительное «Пока сердце качает кровь, надо жить!» моментально приводит в чувство.

Моноспектакль – невероятно тонкая и противоречивая материя. Она требует либо пронзительного конфликта, который с успехом умещается в одного человека, либо (что зачастую легче) гениального навыка перевоплощения. «Душекружению» удаётся совместить в себе и то, и другое. Это наглядный пример того, что происходит в голове читателя во время молчаливого чтения, показатель того, что иногда сильному тексту не нужны иллюстрации и цвет, что и записанной мысли хватит, чтобы увидеть происходящее в красках. Баргман-актёр аккуратно и незаметно превращает живого и противоречивого Фредерика Добсона в подозрительного тихоню Романтовского. Он перевоплощается из мужчины в женщину по щелчку пальцев и ведёт себя так органично, что превращает трагедию в комедию. И зал это явно оценил.

Омский зритель может узнать режиссёрский почерк Александра во всеми любимых спектаклях «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Лжец» и «На чемоданах» в Омской драме. Его видение по-своему обворожительно – острое, тонкое, лёгкое и с большим, свойственным режиссёрам, сочувствием к людям.

Так какова же формула успеха спектакля? В меру загадочный первоисточник, минималистичный свет и один влюблённый в свою работу актёр.


Автор: Анастасия Чернышева

Фото: страница «ВКонтакте» ЦСД-Омск

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.