Дата публикации: 24.09.2025
Королева эльфов, мифический лес, нити судьбы и несчастная любовь. Нет, это не описание сказки, это биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Вернее, фантазия на основе биографии. Омский театр «Комната 24» представил свою интерпретацию жизни великого русского писателя. На сцене говорят о фатализме, неоднозначности, оправданиях и, конечно, о любви. Мы поговорили с членами труппы, чтобы узнать, что происходило на сцене и за кулисами.
«Существует ли судьба или человек сам в ответе за всё, что с ним происходит?»
Мифологический байопик о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Мифология здесь вплетена в повествование. Существует легенда, в которую якобы верил и сам поэт, о загадочном происхождении рода.
«Он потомок шотландского барда Томаса Лермонта. Его когда-то полюбила королева эльфов. У них родился ребёнок и они не знали, что с ним делать, куда отправить душу полную любви, энергии и жизни. И через много-много лет на русской земле родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Самый главный вопрос, который мы исследуем в спектакле: существует ли судьба или человек сам в ответе за всё, что с ним происходит?», — погружает нас в атмосферу первый режиссёр спектакля Арина Шульгина.
Ответов зрителю, конечно, никто не даёт, только почву для размышлений. И почва эта — биография известного русского писателя. Авторы не исключают, что жизненная драма Лермонтова была предопределена. Арина делится с нами одной из любимых реплик главного героя:
«Может ли человек сам распоряжаться своей судьбой или каждому из нас предназначена роковая минута?».
Это фраза из романа «Герой нашего времени», из части «Фаталист», где персонажи спорят между собой на эту тему. Однако омский зритель увидел на сцене не привычных Печорина или Мцыри, а самого Михаила Юрьевича. В сюжете появляется отец, который рано ушёл из семьи, мать, которая умерла, когда сыну было три года, бабушка, которая воспитывала внука и любила его чересчур сильно, гиперопекая.
Нельзя игнорировать любовные линии. На сцену выходили Варвара Лопухина и Екатерина Сушкова. Друзей тоже не обошли стороной: Святослав Раевский, Михаил Глебов, Алексей Столыпин. Конечно, перед зрителями предстал и Николай Мартынов — соперник Лермонтова на смертельной дуэли.
«Есть и сама королева эльфов, которая олицетворяет судьбу. Каждый раз, когда главный герой делает выбор или думает, что он делает выбор, она появляется в его жизни: направляет или констатирует факты. В самом начале спектакля мы видим королеву эльфов в каком-то метапространстве, которое отправляет по реке времени душу младенца. Мы догадываемся, что эта душа — Михаил Юрьевич Лермонтов. Куда и как она приплывёт мы будем узнавать весь спектакль».
Автор сценографии — Софья Кадочникова. Зритель видит больше ирреальный, чем реальный мир. Эльфийский лес, много зелени, прозрачные полотна тканей, объёмные цветы, свисающие лианы, мебель обвита плющом. Женские костюмы тоже отсылают к мифологии, к природе — обилие зелёного цвета, воздушные силуэты.
Труппа работала над спектаклем примерно полгода. Много времени ушло на пошив нарядов и декор сцены. Концепция и визуализация постоянно менялись. Последние штрихи ребята доделывали уже в ночь перед премьерой, честно признаётся Арина Шульгина.
Репетиции начались быстро и сумбурно, практически на второй читке. Актёры просто не могли сидеть за столом, хотелось вставать, что-то делать, пробовать, искать. Материал объёмный — спектакль длится два часа. И каждому персонажу требовалось время, ведь почти все — реальные исторические персонажи.
«Есть интересный момент, который вызывал и продолжает вызывать очень много споров. И дело не в материале, не в нашем спектакле, а в биографии Лермонтова, в нём как в человеке. Личность он был невероятно противоречивая, он творил странные вещи, которые осуждало общество, осуждал он сам. Его жизненные решения непонятно чем мотивированы. И в своей работе мы пытаемся найти ответы на вопросы. Это не сложности, это интересные жаркие споры о том, какой он всё-таки был человек».
Задача — показать на сцене не Лермонтова-поэта, а Мишеля-человека. Одна из ключевых мыслей спектакля: любой гений и творец в первую очередь человек. Поэтому отталкиваться нужно и от жизненных обстоятельств, и от исторического контекста, тогда возвышенная фигура будет более приземлённой, понятной, близкой зрителю.
Автор идеи — актриса и драматург «Комнаты 24» Анастасия Мирошниченко. По образованию — филолог. И с юности ей близок образ и творчества Михаила Юрьевича.
«Я работаю в театре десять лет, и как мне кажется, в качестве авторского биографического материала я впервые вижу как историю так красиво, грамотно и тонко сплетали с мифологическим материалом. И как хорошо это работает на главную идею повествования. Я считаю, это блестящая идейная и драматургическая работа со стороны Насти».
Воплотил на сцене образ знаменитого поэта Алексей Белозёров. Хотя внешне он совсем не похож на Лермонтова, берёт энергетикой, типажом. В этом театре исполнителей отбирают через прослушивания. И режиссёры будто интуитивно сделали выбор в пользу Алексея. Его результатом после премьеры довольны.
«На моё удивление, это была одна из самых гладких премьер в истории “Комнаты” и моей личной. Спектакль идёт два часа, но из-за насыщенности материала и красочности повествования они проходят на одном дыхании. Я очень рада, что получилось добиться такого эффекта. Это была самая частая мысль от зрителей. Ещё были отзывы о том, что много сцен, которые трогают за живое. Одна из моих любимых — сцена битвы на реке Валерик. У Лермонтова есть стихотворение, этому посвящённое».
«Словно слышу его голос в своей голове»
Автор пьесы — драматург и актриса театра Анастасия Мирошниченко. В этом спектакле исполнила одну из главных ролей — настоящую любовь Лермонтова Варвару Лопухину. Принято считать, что поэт испытывал искренние чувства именно к этой женщине, а всех остальных сравнивал с ней.
Идея воссоздать на сцене мифологическую биографию пришла нашей собеседнице ещё три года назад. Мыслями Настя делилась с коллегами, те поддержали.
«Поначалу спектакль задумывался как рассказ о любовных привязанностях Михаила Юрьевича Лермонтова, о женщинах, его жизни, о том, как он поступал, как любил. Но в процессе мне захотелось погрузиться больше в личность, сконцентрироваться на нём, не только на поэтическом даре, а на необычной истории гения. Можно сказать, что я ищу объяснение, причину того, почему Лермонтов такой», — делится в интервью «Трамплину» Настя.
Писатель прожил всего 26 лет, но оставил после себя невероятное наследие. Речь не только про поэтические произведения, но и про первый социально-психологический роман в истории русской литературы. Это говорит о настоящем таланте, уверена наша героиня. Отличная почва, чтобы порассуждать о фатализме.
Для создания пьесы пришлось перечитать научную литературу, монографии, статьи. Благо, работать с текстом для Насти привычно, по образованию — филолог. В творчество Лермонтова влюбилась со школы, говорит, явных причин нет, просто откликаются образы, мысли, эмоции.
«На факультете филологии на одной из пар нам рассказывали о чувстве катарсиса, когда ты не можешь объяснить от чего, прочитав произведение, ты плачешь. И, наверное, это то, что я испытываю при соприкосновении с лирикой Лермонтова. Не знаю, почему, но я понимаю каждое слово и то, что находится между строк, словно вижу, о чём он думал, словно слышу его голос в своей голове. Этот поэт очень давно шагает со мной рядом в таком метафорическом образе. Конечно, мне проще оправдать какие-то его прегрешения, но есть, за что осудить как человека, как мужчину».
Вокруг фигуры Лермонтова всегда ходили загадки, даже по поводу внешности: кто-то описывал средний рост, кто-то называл низкорослым, одни пишут, что он горбился, другие, что сутулился, третьи — хромал. Мнения сходятся в одном — у поэта были удивительные глаза.
У писателя была нелёгкая судьба. После ранней смерти матери, бабушка и отец начали борьбу за внимание юного Мишеля. В итоге папа вовсе исчез, а после его смерти поэт даже думал свети счёты с жизнью.
На смену семейным перипетиям пришли любовные. Первое яркое чувство оказалось невзаимным. Екатерина Сушкова заставила Лермонтова разочароваться в обществе, сомневаться в своём таланте. И это осталось на всю жизнь. Стихи издавались только благодаря друзьям.
«Потом он встретил Варвару Лопухину. Такая чистая прекрасная девушка, которую трогает его творчество, которая понимает с полуслова, понимает даже молчание. И он просто струсил, потому что был другим человеком рядом с ней. Струсил и сбежал».
Михаил Юрьевич захотел стать таким, как отец. Поступил в юнкерское училище, но быстро понял, что это не то, что нужно. По возвращении поэт решил отомстить Сушковой, разрушил её брак. А Варваре пришлось в угоду семье выйти замуж за человека на 17 лет старше, он был настоящим тираном, она его не любила. Мишель же, будто издевался, продолжал слать ей стихи.
И все эти поступки, словно поиски. До последних минут писатель что-то искал, своё место в тесном мире. Об этом говорят герои спектакля со сцены.
«Получились очень яркие женские персонажи, которые меняются, раскрываются, они сильные, готовы к своей судьбе, принимают сложные решения. Это было сделано намеренно, потому что хотелось показать стойкость женской натуры даже в условиях тех лет».
Реплики актёров — это стихи Лермонтова, романы к его произведениям, много прозаического текста. Главная установка Насти — не говорить за поэта. Монологи уже написаны им самим. Сценарий получился несложным для запоминания, но с множеством поэтических вставок. Это первая самостоятельная большая работа драматурга. Настя переживала буквально за всё.
«Я чётко знала, как вижу декорации и костюмы, представляла себе их. Ни в коем случае не хотела видеть кринолины, рюши. Сразу обозначила, что никаких примет эпохи. Если и есть, то как можно меньше. Потому что я хотела создать пространство вне реальности, поэтическое пространство в голове Михаила Юрьевича. Для меня эта работа очень важна, я переживала за каждого актёра, стоя за кулисами, за их реплики. Не могла успокоиться, пока не выходила на свои сцены. Тогда Насти Мирошниченко не существовало, была Варвара Лопухина».
Девушка очень хотела эту роль, персонаж близок по духу, по характеру. Не раскрывая подробностей, Настя дала понять, что совершила в жизни ту же ошибку, что и её героиня — растворилась в любви, забыв о себе. Так, на сцене отразился и личный опыт.
Зрителям представили не только литературные и сценографические пласты, но и хореографию. С «Комнатой 24» сотрудничал дуэт the.MANKA — это творческое объединение Дарьи Балашовой и Марии Кот, которые в том числе занимаются танцами.
«Картинка, которую я себе представляла совпала с тем, что в итоге получилось. Режиссёры очень прислушивались, актёры постоянно советовались по поводу проработки роли. Мы много разговаривали. История получилась трогательной, поэтичной, динамичной, яркой, мимолётной, как сама жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова».
«Иногда я приходила домой без сил и плакала»
Это фантазия, считает второй режиссёр спектакля Анастасия Чернышёва. Помимо вопросов о существовании судьбы, девушка акцентирует внимание ещё на одной теме: можем ли мы продолжать оправдывать себя? По легенде, тот самый шотландский бард был наделён пророческим даром, якобы поэтому стихи Лермонтова про будущее, будто предсказывают его жизнь.
«Это наш самый большой проект на данный момент. Застольный период был очень долгим. Каждому приходилось делать свой маленький исторический ресёрч, читать письма, биографии. Понятно дело, была куча вопросов и разных мнений. Важно соблюсти баланс и противоречивость героя — не показать Лермонтова мучеником, кем он точно не был, и не сделать его злодеем, кем ни один человек по-настоящему не является», — описывает задачи Настя Чернышёва.
Прослушивания были долгими, вспоминает собеседница. Драматург ещё в процессе написания представляла образы, работу актёров. Нужно было, что все карты сошлись: и ожидания, и типажи, и характеры, и внешность.
Благо, атмосфера в этом театре дружественная, даже семейная. Ребята много времени проводят вместе и привыкли к плотному графику. Настя говорит, работали как единый организм. И это не только приятно, но и профессионально.
«Конечно, было тяжело морально. Мы могли репетировать в ночь и гонять сцену смерти Лермонтова или военные сцены раз десять — вот это реально выматывало. Иногда я приходила домой без сил и плакала. Это действительно очень эмоционально тяжёлый спектакль».
После каждой премьеры, признаётся наша героиня, от зрителей слышит фразу: «Вы так выросли». И это лучше других похвал. Иметь своего зрителя, видеть рост, слышать положительные отзывы.
Режиссёр хотела бы видеть в зале и будущих студентов — школьников, которые только начинают интересоваться литературой. Такая подача могла бы заинтриговать, подстегнуть к изучению произведений, историй, биографий. Спектакль можно показывать в учебных заведениях, считает Настя.
«Он попадает в светское общество, получает удары в спину»
Главного героя на сцене воплотил Алексей Белозёров. Говорит, характер персонажа сложный. Пришлось играть не отдельную сцену из жизни, а целую жизнь: от рождения до роковой дуэли на горе Машук.
«Как у любого человека бывают падения, неудачи. В определённые моменты — определённый характер. В начале герой — парень, подросток, который вспоминает о своей маме. У него есть любовь к человеку, которого он помнит по картинкам в голове, но не может осязать. У него любовь к жизни, интерес к жизни. Он попадает в светское общество, получает удары в спину. Понимает, что на самом деле жизнь — не такая простая штука», — описывает персонажа Алексей.
Добрый, хитрый, наивный, подавленный, сломленный, упёртый — всё это про Лермонтова. Самая привлекательная черта, по мнению актёра, — это стойкость героя. Есть сцена, где поэт приходит на бал в чумной маске. Он выглядит смешно, но зато говорит правду, пока все остальные скрыты за настоящими масками. В этом эпизоде отражается вечная борьба — против всех, против общества, за индивидуальность, за честность.
Лермонтов близок по духу, признаётся исполнитель роли. На кастинге его сразу привлёк именно этот персонаж. И не потому что он ключевой, а потому что характерный. Да, перевоплотиться было сложно. Работать над эмоциональной составляющей Алексей начал за пару месяцев до премьеры.
«Когда мы начали ставить хореографию, то поняли, что она должна передавать то, как мы чувствуем персонажа, какие движения мы ему добавляем. Например, один из последних танцев — это соло Лермонтова перед дуэлью. Оно придумалось после одной из репетиций. Мы тогда с девочками по приколу предложили поставить. И так понеслось…».
Движением и словом. Прочитать стихотворение тоже нужно было с умом. Допустим, когда Лермонтову приходит весть о смерти Пушкина, он пишет легендарное «Смерть поэта». И здесь важно передать всю серьёзность момента, эмоционально вложиться.
Репетиции спектакля делились на два вида: отработка сцен и хореографические зарисовки. Актёрам приходилось танцевать по два-три часа. Это изматывало уже физически.
«Начались полноценные прогоны, тогда было сложно. Спектакль идёт без антракта, соответственно, два часа Мишель на сцене, он говорит, коммуницирует с другими, танцует. Но по сути я привык, в прошлом являюсь спортсменом, есть силы реализовать потенциал».
Особая магия происходила за кулисами. Когда героям предстояло менять образы, а времени в обрез, на помощь приходили любые свободные руки.
«Мишелю нужно было снимать жилетку, растёгивать пуговицы на рубашке, а рубашку мы шили самостоятельно — три пуговицы на каждой руке, они плотные, их сложно застегнуть. Я забегал в промежутке за кулисы, ребята мне помогали. Ещё я никогда не носил линзы. У меня светлые глаза, а у Лермонтова — карие. Чтобы погрузиться в образ, мне пришлось купить линзы. Им свойственно пересыхать. Поэтому девочки за кулисами помогали капать капли, потому что глаза дико болели».
Работа над спектаклем идёт и по сей день. Новый показ — новые замечания. Это привычный формат работы, уверяют наши собеседники.
В интервью «Трамплину» команда «Комнаты 24» раскрыла секрет и о будущих планах. В середине октября ребята начнут работу над новым проектом по мотивам романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Будем ждать очередной премьеры!
Автор: Диана Масюта
Фото: Андрей Жучков.