Дата публикации: 4.11.2025
Вчера вечером, 3 ноября, парадные залы Омской филармонии были наполнены непривычной для ночного времени жизнью: громкими голосами, обсуждениями и, конечно, музыкой, которая доносилась из каждого уголка. Казалось, что искусство здесь не спит вместе с омичами, которые решили глубже погрузиться в магию звуков. Услышать главные произведения Чайковского, погрузиться в классику мировой музыки в полной темноте и узнать тайны органа – всё это можно было сделать в рамках «Ночи искусств».

Интеллектуальный квиз
Погружение в музыку началось в Парадном зале, там организовали тематический квиз. Чтобы пройти его, участники разделились на команды, кто-то сразу приходил семьями, кто-то приводил друзей. Гости проверили свою эрудицию и знания в приятной атмосфере юмора, искусства и духа соперничества, а в конце главные музыкальные знатоки получили подарки от филармонии.
«Мы пришли всей семьёй и не ожидали, что будет так интересно! На некоторых вопросах приходилось останавливаться и вспоминать какие-то музыкальные факты, о которых уже давно не думал. В общем, получилось не только, весело, но и полезно, даже появилось желание освежить знания, композиции у себя в голове. С удовольствием пришла бы ещё раз на подобное мероприятие», — поделилась впечатлениями омичка Светлана, одна из участниц квиза.

Лекция «Диалоги о Чайковском»
После интеллектуальной игры посетителей ждала не менее интересная часть программы. В Парадном зале музыковед Елена Комарова прочитала лекцию, посвящённую 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Интересно, что «Диалоги о Чайковском« велись под его композиции, их параллельно с рассказом исполняла пианистка Марина Костерина.
Комарова поделилась с любителями музыки своим видением Чайковского, вспомнила его главные творения и жизненные вехи, которые влияли на творчество. Она также отметила, что произведения композитора очень сложны в исполнении и больше приятны для слушателя, чем для того, кто их играет.
«Он не очень удобно пишет. Он пишет удобно для слушателя, удобно для уха, для души, а музыкантам играть его сложно. И пианисты это говорят, и скрипачи. Например, Сергей Шичкин, замечательный преподаватель училища им. Шебалина, обожает музыку Чайковского, переслушал Щелкунчика в разных оркестрах, особенно ему лондонский оркестр нравится, но он тоже признаёт, что даже для скрипки бывают неудобные позиции. А что уж говорить про пианино. Рубинштейн вообще раскритиковал первый концерт Чайковского, тот знаменитый, который сейчас как гимн звучит. Он сказал: “никто твою музыку играть не будет, потому что она неудобная”. То есть он писал без расчёта для удобства игры, потому что, наверное, он был не пианист. Если Рахманов пишет как пианист, то Чайковский пишет именно как композитор. Его не волнует, как инструменталисты и вокалисты будут решать его проблемы», – рассказала музыковед.

Елена Комарова подчеркнула, что в творчестве Чайковского органично сочетается русская душа и веяние западных музыкальных традиций.
«Исконно русское в его творчестве – это душа. Он мыслит, как русский человек, образы видит русские, мелодика у него русская, он характеры видит и раскрывает русские. А европейское – это уровень развития симфонизма. Всё-таки у нас в это время, в конце XIX века, симфония как жанр ещё была в зародыше. А Чайковский сумел соединить вот эту русскую ментальность, русскую душу с таким потоком мыслей, который был присущ ещё начиная с Бетховена в Большей Европе. Прежде всего потому, что он, конечно, очень любил французский театр. Это доказано уже абсолютно, он учился на Моцарте и на французском театре, но он превзошёл европейскую драматургию», — отметила Комарова.
Концерт в темноте
Продолжением программы стал музыкальный эксперимент: пианистка Марина Климентова провела для гостей Филармонии «Концерт в темноте», исполнив великие композиции мировых классиков, а также мелодии из известных фильмов. На час зал погрузился в темноту, чтобы прочувствовать музыку, перед началом концерта слушателям предложили закрыть глаза. Это дало свой эффект, успех концерта подтвердили нескончаемые аплодисменты после финальной композиции.

Экскурсия по Органному залу
В завершение «Ночи искусств« прошла экскурсия по Органному залу. Ведущая Евгения Кравец показала гостям особенные уголки здания, подробнее рассказала о его архитектуре и устройстве самого органа. Некоторые факты оказались действительно удивительными: например, в 90-х Органный зал был далёк от своего нынешнего состояния, вместо игры на инструменте в помещении продавали мебель. Первое время музыканты были вынуждены играть, стоя на голой земле, а не на полу, так как покрытие положить ещё не успели, а продувать инструмент было необходимо.
«Каждая деталь здесь оборудована именно для органа. Все колонны, все стулья, они все подчинены именно акустике. И очень хорошо это было видно, когда заказали другие стулья, не эти, выставили их полностью зал, орган начал играть, а он не звучит как положено. Тогда все стулья пришлось вынести и заказать новые, акустические. Для того чтобы орган поставить на хороший резонирующий фундамент, сюда завезено КАМАЗами 6 тонн битого стекла, для прочности и для резонирования. Когда орган издал первые звуки, по потолку пошла трещина. Представляете, какая сила у инструмента, и это нужно было всё отрегулировать. И сейчас, когда мы с вами видим эту красоту, как вот сейчас свет играет, как вот это вот всё на концертах работает, диву даёшься, и когда это всё рассказываешь, как будто бы этого ничего и не было», — рассказала Евгения Кравец.

Ведущая обратила внимание и на особенную атмосферу ночных экскурсий, по её мнению, именно в это время старинные здания обладают магией и загадочностью, отчего узнавать их историю ещё интереснее.
«Ночной формат придаёт особую таинственность и атмосферу, ведь в вечернее время старинные здания окутаны магией. Они словно оживают, наполняясь аурой легенд и историй. Всё это создаёт неповторимую атмосферу, которая делает каждый вечер особенным», — поделилась она.
Кроме концертов, лекции и экскурсии для гостей мероприятия работала фотозона и различные интерактивы, например, площадка «Доверь судьбу музыке», «Музыкальное поле чудес» и другие.

Текст и фото: Анастасия Баянова


