Дата публикации: 5.07.2025
— Это подкаст «Знай наших!» на медиа «Трамплин». У нас сегодня в гостях руководитель проекта Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров», финалист конкурса управленцев «Лидеры России» Анна Карпухина. Анна, здравствуйте!
Я так понимаю, вы сегодня неспроста в Омске. Практически всю эту неделю Омск принимает Всероссийский фестиваль-конкурс «Потомки великих мастеров». Конкурс этот проходит уже восемь лет. Почему в этом году именно Омск был выбран принимающей стороной? По какому вообще принципу выбираются города-организаторы?
— Начну сначала. Мы начали в 2017 году. Тогда это был город Грозный, Чеченский государственный педагогический университет. Вместе с ректором Хож-Ахмедом Халадовым у нас появилась идея собрать на площадке молодых мастеров, именно любителей, которые занимаются разными видами художественных народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, которые не просто изготавливают изделия, но и вплетают и традиции, и ценности, и культурный код своего народа, своей семьи. Многим ребятам, как выяснилось из общения с ними, это передаётся от их родителей, бабушек, дедушек, то есть от нескольких поколений. Первые три года конкурс проходил в Грозном. Затем появилась такая идея, предложение — чтобы конкурс начал переезжать по регионам Российской Федерации. И, конечно же, мы решили провести его на площадках педагогических вузов России.
— Да, это история педагогическая. Что отличает конкурс вообще?
— Отличает то, что площадками проведения являются педагогические вузы. С 2021 года это был город проведения Дербент, Дагестан, крепость Нарын-кала, объект культурного наследия ЮНЕСКО, дальше — Уфа, Оренбург, Волгоград. И вот мы наконец-то доехали за Урал. Приехали в Сибирь, в Омск, и практически всю неделю на площадке Омского государственного педагогического университета проходил конкурс. Но неделя — это только то, что мы видели, как участники общаются между собой, создают новые изделия. А саму идею, само предложение мы прорабатывали уже больше полугода. Инициировали это нынешний исполняющий обязанности ректора Омского государственного университета Иван Иванович Кротт и Наталья Станиславовна Макарова, ректор Омского государственного педагогического университета. Захотелось приехать в Сибирь, потому что, безусловно, Омская область — это многонациональный регион, более 12 национальностей не просто живут рядом друг с другом, но ещё созидают, развиваются, делятся опытом, перенимают самое лучшее друг у друга, культурные традиции. Поэтому было очень важно, чтобы ребята-участники приехали в Сибирь, увидели, как в Сибири тепло. И второе — конечно, мы все болели, чтобы Омск стал молодёжной столицей. И вместе с Пермским краем, с Пермью Омск стал молодёжной столицей. Здесь сошлись все шансы на проведение. И уже в рамках всей программы молодёжной столицы в Омске проходил наш фестиваль-конкурс, и ребята, которые приехали из регионов, принимали участие не только в фестивале, но и во всех других мероприятиях.
— Вы один из инициаторов создания конкурса. Расскажите, почему именно на студентов вузов и ссузов было нацелено это мероприятие?
— Здесь две причины. Первая — это то, что у студентов сейчас, безусловно, достаточно много возможностей — развиваться и в IT, и в технических науках, и в разном современном творчестве, но нам очень важны были элемент преемственности и сохранение наших культур, нашего языка — и русского, и языков народов России, и все те традиции, которые передаются из века в век. У нас достаточно много в государстве создаётся для этого в рамках музейной деятельности, краеведческой, ведь студенты, молодёжь — это те, кто через десять лет будет и родителями, и новым поколением, которое будет развивать нашу Россию. И важно, чтобы они для себя принимали не только то, что это было у нас, но что это есть в нашей жизни и что это важно перенимать, и то, что это объединяет нашу многонациональную страну. Поэтому миссия конкурса — сохранение и поддержка народных промыслов, поддержка студенческих талантов и адаптация этого уже в современном обиходе, ведь молодые люди — это основная категория, которой «заходят» тренды, которые сами создают тренды. Поэтому у нас такая идея — чтобы они создавали эти тренды, беря какие-то истории не где-то из-за границы, а из своих семей, своих народов. Например, у нас есть отдельная номинация «Этномода», где в этом году участники разделились: часть из них сама эти костюмы изготавливала, а ещё заявилась часть участников, которые народные элементы встраивают уже в современную одежду, в современные аксессуары, изделия и так далее. Это первая причина — почему студенты. И второе — почему именно в большинстве своём любители. Потому что, если сравнить со спортом, есть спорт высших, олимпийских достижений, где люди всю свою жизнь посвящают этому, а есть студенческий массовый спорт, где важно, чтобы поддерживался здоровый образ жизни молодого человека. Так и здесь. Безусловно, у нас есть достаточно большое количество учреждений, вузов и площадок, где ребята могут развиваться профессионально, но есть же много ребят, которые не учатся непосредственно художественно-графической, творческой специальности, а являются инженерами, математиками, поварами… Очень разные профессии.
— Есть такая отдушина, да?
— Да, это же их творчество, это их хобби, которое является большой частью их жизни. И по факту мы особенные, потому что этот фестиваль-конкурс с первого года в рамках финала единственная площадка, где студенты не просто представляют свои работы, которые они делали дома, может быть, с наставниками, в студиях, где занимаются, но и в рамках второго конкурсного испытания здесь, на площадке города, сразу получают тематику конкурса и конкретный набор материалов, которые в своей номинации могут использовать, и в режиме реального времени это изготавливают.
— Здесь и сейчас выброс всех идей.
— Здесь и сейчас, да. Они, конечно же, попадают в стрессовую ситуацию, потому что многие ребята привыкли заниматься этим у себя в мастерских, дома, может быть, не показывая «нутрянку», а здесь они выходят из зоны комфорта. Но кроме того, что они умеют, они ещё показывают и получают возможность повысить свои компетенции в коммуникации, в презентации и т. д. Мы такие особенные, этим мы, наверно, и привлекаем уже столько лет наши вузы и ссузы.
— Из каких регионов в этом году участники, какие номинации?
— Вообще у нас из года в год 15 номинаций, а в 2022 году ректор Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Салават Сагитов предложил ввести региональную номинацию. Тогда это было «Пчеловодство».
— Получается, прирастаем номинациями каждый год?
— Да. Прирастаем традициями и номинациями. У нас 14 постоянных номинаций — это обработка металла, ювелирное мастерство, обработка дерева, роспись по ткани, роспись по дереву, керамика, бисероплетение, кружевоплетение, арт-смола, что очень модно: многие в магазинах, и особенно девушки, могут видеть украшения из арт-смолы.
— Живые цветочки в этой смоле.
— Да, бижутерия. Обязательно фольклор — и сольные, и творческие коллективы, и этномода, как я уже сказала. Это 14 постоянных номинаций. И из года в год переходящая региональная. Была «Пчеловодство» — с чем ассоциируется Башкирия, был «Национальный пуховый платок» — это, конечно же, Оренбург.
— Омск чем отличается?
— Омск — и регион, и Омский педуниверситет — предложил мозаику, потому что Омск славится мозаикой, здесь очень сильная школа мозаики, проходит очень много событий, научных и творческих, и поэтому мы со всей страны привезли ребят, которые тоже занимаются мозаикой. То есть у нас в этой номинации не только региональные участники, но и из других регионов. А если вообще говорить про участников, то, конечно, у нас из года в год увеличивается количество, мы почти 600 заявок получили на заочном этапе: у ребят была задача пройти отбор, представить свои работы в номинациях. И дальше уже эксперты, наши коллеги, отбирали на очный этап около 150 участников.
— Четверть где-то, да?
— Почти треть страны здесь, почти 30 регионов страны у нас приехали в Омск, от Дагестана до Благовещенска. Огромнейшая география.
— Такой колорит!
— Да. А вообще на заочном этапе это 50 регионов и больше 100 вузов и ссузов.
— Красиво! Что показывают?
— Показывают в рамках изделий?
— Например, да.
— Ой, на самом деле совершенно разное.
— Может быть, то, что вас зацепило.
— Честно говоря, цепляет то, что ребята связывают свои работы не просто с тематикой и с техникой, а вкладывают содержание. Из года в год оно тоже разное и в том числе посвящено тематическим годам. Например, у нас был 2023 год — Год педагога и наставника, и даже в очном этапе они делали работы, посвящённые как раз учителям, и говорили: спасибо учителю. У нас была огромная всероссийская акция, и в рамках этой акции и фестиваля мы говорили: спасибо учителю. И картины были, и роспись по стеклу была, витражи, платки. То есть все изделия были посвящены нашим педагогам.
— В Омске тема какая?
— В Омске тема — это, конечно же, наша Победа. Она приурочена к Году защитника Отечества, 80-летию Великой Победы. Участники изготавливали работы и в рамках выставки-ярмарки в городском саду представляли те, которые посвящены проведению специальной военной операции, — и на передовой, и что делается в тылу, что делается волонтёрами, добровольцами, педагогами. Кроме этого, это наши достижения и победы России вообще в искусстве, в культуре, в творчестве, в спорте: многогранная тема, посвящённая и военной тематике, безусловно, и деятельному патриотизму, который изо дня в день все наши люди демонстрируют, идя на работу и выполняя свой гражданский долг.
— С какими-то изделиями удалось познакомиться?
— Конечно, удалось! И ткачество, и картины, которые были представлены, это очень сложная техника, и за один день сложно что-то представить. Там были треугольники, которые посылали на войну наши бабушки нашим дедушкам. Здесь ребята представляли уже в современном формате видение этих треугольников в рамках ткаческих работ. Это и матрёшки с лицами ребят-героев...
— Так трогательно!
— Да, на самом деле трогательно. И, что очень важно, у нас проходит, конечно же, образовательная программа вместе с Российским обществом «Знание». Но в этих работах, когда мы идём и общаемся с каждым участником, они представляют не только то, что услышали, узнали в рамках школьной программы, в рамках молодёжной политики, но это же история их семей, родственников, соседей. Тем самым наша площадка — это объединение: наши традиции, наша история, наши смыслы, и всё это в подаче самой молодёжи, то есть студенты для студентов.
— Хотела ещё спросить, как вы вообще придумали этот конкурс, с чего всё началось. 2017 год…
— Да, 2017 год. Я сама тогда работала в Чеченском государственном педагогическом университете и на других площадках. Есть история такая: однажды ректор университета Кож-Ахмет Халадов увидел между корпусами двух преподавателей из Дагестанского государственного педуниверситета, которые переносили кирпичи. Он спросил, что они делают. Они говорят: мы собираем гончарную печь, для того чтобы ребята, которые обучаются на факультете искусств, смогли обжигать свои работы. Он спрашивает: а зачем это вам? Вы прикреплённые преподаватели, которые работают и в Махачкале в Дагестане, и вы приезжаете к нам на выходные в Грозный сами, на своём транспорте. Тогда была не так развита доступность. Они озвучили очень важную мысль (и мы тоже её переносим), что МЫ УЙДЁМ, А ЭТО ОСТАНЕТСЯ. Это нас с ним очень сильно тронуло, а так как одна из наших с ним миссий была — чтобы как можно больше молодёжи видело вначале Кавказ, а дальше уже, конечно, всю нашу красивую Россию, то...
— То есть изначально это была история для Кавказа?
— История про Кавказ, для того чтобы (на Кавказе же тоже много национальностей) ребята увидели, познакомились, как живут народы друг с другом. И традиции куначества, добрососедства передаются, создаются многонациональные семьи. Тем самым эта история пошла дальше. Почему мы выбираем разные регионы? Потому что у нас есть участники, которые и третий, и четвёртый раз приезжают. То есть они просто участвуют, они путешествуют, они привозят к себе в регион, они открывают свои студии, ведут мастер-классы. Это некая миссия проекта и преемственность. Для меня лично это тоже очень важно.
— Слушайте, как интересно! Всего лишь с двух кирпичей всё это началось.
— Да, с двух кирпичей и с гончарного круга. Логотипом и символом нашего проекта являются ваза и руки на гончарном круге. Тогда нам это преподаватели от руки нарисовали, дальше мы это оцифровали. И это передаётся дальше, то есть в каждом регионе есть свои вкрапления, свои орнаменты в логотипах. Но именно это — наставнические руки и изделия — передаётся. И сама площадка — такая «лента», связанная с наставничеством, потому что у нас эксперты приезжают и наставники участников — они помогают участникам, участники здесь получают новое видение, компетенции, идеи, приезжают в регион — и уже начинают работать с детьми. С теми, кто помладше, с их сверстниками.
Я, признаюсь честно, всегда была не так близка к творчеству. Конечно же, в школе увлекалась и бисероплетением, и вышивкой, но нет такого хобби, которое на протяжении всей жизни. Для меня это стало важным, когда я увидела результат — не только что ребята здесь пообщались, а что у них есть потребность именно дальше развиваться, пока это промежуточная площадка, где, если они не перешли на профессиональный уровень, можно себя попробовать. То есть наш фестиваль-конкурс — это поле для проб и ошибок, нет у нас такой истории, что вот это правильно, а это неправильно. Даже если у ребят где-то есть сомнения и что-то они делают в своей технике не так, эксперты всегда помогают, поддерживают. Как бы мы ни убеждали их судить строго (улыбается), они, конечно же, в первую очередь являются наставниками. Такая у нас миссия, такая история.
— Благодаря этим студентам те же изделия встраиваются в сегодняшнюю жизнь. Например, ковры опять вошли в моду.
— Встраиваются, конечно, в жизнь, в обиход: ковры, кухонная утварь, интерьер. Современные картины, классического исполнения картины. У нас есть такие яркие истории успеха, и вот почему тоже Омск. Потому что ещё в 2021 году я познакомилась со Светланой Захаровой (она, я уверена, очень известна в Омске), когда она вместе со всей семьёй, с супругом Максимом, а младшему ребёнку не было и года, приехала в Дербент. Она стала участницей, когда училась в магистратуре Омского педагогического. И вот это её настолько зацепило и заразило, что она начала дальше работать в разных техниках, в 21-м, 22-м году стала лауреатом конкурса, и дальше мы её уже пригласили в эксперты. И была мечта наша общая и Светланы — открыть студию-мастерскую здесь, в городе. Регион очень сильно помог и лично Иван Иванович тоже.
— Иван Иванович Кротт?
— Да. Он очень сильно помог. И в этом году в рамках финала именно ректоры педагогических вузов, которые сумели приехать, несмотря на очень жаркое время, открывали студию. Студия «Легенда», где у неё и музей кукол, и мастерская по керамике. Это же тоже цепляет и самих участников, когда они могут своё хобби…
— ...монетизировать.
— Монетизировать однозначно! Когда они могут не просто увлекаться этим, а преподавать, монетизировать. И это может стать их делом жизни. Здесь очень важно то, что необязательно переезжать со своей малой родины, из своего села, из своего района. Они на месте могут это делать. Ещё мы рассказываем, конечно, о возможностях, которые сейчас даёт государство через нацпроекты. Потому что фестиваль-конкурс тоже проходит в рамках нацпроектов: это и «Патриотическое воспитание» — все прошлые годы, и «Молодёжь и дети», и он поддерживается финансово Министерством просвещения Российской Федерации и нашими партнёрами: Федеральное агентство по делам молодёжи, Роспатриотцентр и общество «Знание». Поэтому мы участникам передаём ещё и инструменты, как они могут, приехав к себе домой, на свою малую родину, или в регион, где они сейчас получают образование, дальше на месте эти инструменты использовать.
— Какая-то уникальная история, очень красивая. Я желаю, чтобы она жила долго-долго!
— Спасибо.
— Десятилетия и века!
— Мы обязательно нацелены на это.
— Вам спасибо, что приехали в Омск и пришли к нам.
— Большое спасибо!