Первая советская гостиница Омска: кто архитектор «Сибири»?

Дата публикации: 20.10.2023

Время больших надежд и энтузиазма это 30-е годы молодого СССР. Люди хотели жить, строить и, конечно, верить в будущее. Омская гостиница «Сибирь» – первая советская гостиница города и невольный участник многих перемен в стране. Какие утопичные идеи были заложены в это здание, кто был автором первых чертежей и какие стили отразились в архитектуре? Об этом «Трамплин» поговорил с исследователем омской архитектуры Виктором Кузевановым, к. и. н., доцентом ОмГУ.

 

Фундамент революции

Гостиница «IBIS Сибирь Омск» находится на углу Ленина (ул. Дворцовая) и Броз Тито. Ещё до революции, в 1880-е годы, омский купец Георгий Зайцев возвёл здесь здание гостиницы. Владелицей стала его супруга, в 1898 году Серафима открыла на первом этаже ресторан, который пользовался популярностью. Газета «Акмолинские областные ведомости» в сентябре этого года писала: «На Дворцовой улице была открыта первая в городе ресторация с официантами, с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем».

Гостиница Зайцевых в Омске, 1905–1911 год.

А примерно в начале ХХ века гостиницу Зайцевых переименовали в «Европу». Это обязывало хозяев к высшему разряду обслуживания: гостиница имела центральное паровое отопление, ванную комнату в каждом номере и электрическое освещение (редкость в дореволюционном Омске).


Реклама предлагала: «Первоклассные, комфортабельно обставленные 26 номеров на улице Дворцовой, в самом центре города».


В 1908 году, по другим сведениям в 1914-м, Серафима Зайцева продала «Европу» известному аккордеонисту и ресторатору Павлу Малахову, который открыл при ресторане один из лучших концертных залов города. Ежедневно давал концерты струнный дамский оркестр, при участии «непревзойденных артисток и артистов». Ресторан обслуживал всех до двух ночи. Стоимость обедов и ужинов начиналась от 60 копеек. На любой вкус были блюда европейской, азиатской и русской кухни. Имелся приличный выбор вин: виноградные, кахетинские, крымские, французские. Из известных постояльцев можно назвать художника Николая Рериха, бывшего здесь летом в 1926-м. В 1928 году ресторан был национализирован. На его месте открылся ресторан «Сибирь», который проработал до 90-х годов ХХ века. От Зайцевых остались только уникальные интерьеры с дубовыми круглыми столами. Известное место Омска возродилось в 2007 году, но на сегодняшний день закрыто.

Гостиница Зайцевых в Омске, 1902–1904 год.

 

Генплан Омска 1935 года

Со сменой курса страны – меняется не только жизнь народа, но и конкретных зданий. Коснулось это и омской национализированной гостиницы «Европа».


С 1935 года в России создаются новые генпланы городов. В Омске приглашённые архитекторы из новосибирского отделения «Горстройпроекта» работают над генпланом нашего города.


Согласно амбициозным задумкам, за 10 лет в Омске предполагалось расширить улицы, пустить трамваи, троллейбусы и построить новые здания. Следующий генплан был разработан уже в 1950–1955 годах. Архитекторы первого видели Омск «высотным». Так, его авторы уже в 30-х запланировали возведение высотной гостиницы в центре Омска. По задумке новосибирских и омских архитекторов, она должна была быть советской и отражать дух социализма.

– После 1930-х годов берётся курс на благоустройство городских территорий, своего рода сталинская забота о человеке. Предполагалось, что советский гражданин должен чувствовать себя комфортно, приезжая в другие города. Особое значение здесь имели кинотеатры, театры и гостиницы, – рассказывает Виктор Кузеванов.

Архитекторы спорили, в каком месте будет новая гостиница. Было решено пристроить её к уже имевшейся – дореволюционной «Европе». На первых этапах строительства часть стены старой постройки пришлось разобрать, а угол (улиц Ленина и Броз Тито), наоборот, достроить. Авторство гостиницы «Сибирь» сегодня по документам принадлежит выпускнику Омского художественно-промышленного техникума (Худпрома), архитектору Георгию Капустину. Однако ни одного его чертежа этого здания, к сожалению, не сохранилось.

 

Существующие чертежи: кто такой архитектор Запорожец?


В московском музее архитектуры им. А.В. Щусева есть первые чертежи, вероятно, омской гостиницы «Сибирь». Они сделаны столичным архитектором И.К. Запорожцем, работавшим тогда в Омске.


Мастер конструктивизма и сталинского ампира Иван Запорожец родился в 1884 году в Томске. В 1912 году в Москве он окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Архитектор активно проектировал здания в столице. Он был автором первого в СССР памятника Марксу и Энгельсу, открытому лично Лениным. Благодаря их тесному знакомству он получил звание профессора в Академии архитектуры СССР. По оценкам специалистов, мастерство и талант архитектора неоднозначны: в работах много эклектики – в проектах встречаются модерн и постконструктивизм. Запорожец часто участвовал в архитектурных конкурсах в Москве и за Уралом, в том числе и на омский Дом советов, – и выиграл его. Городской облисполком решил пригласить московского мастера для реализации этого масштабного проекта.

– При «Омпроекте» создаётся отдельная бригада во главе с Запорожцем, куда отправляют омских инженеров, в том числе знаменитого Михаила Лебедева. Иван Запорожец около полугода живёт в Омске, за это время он создаёт четыре варианта Дома советов, а также дорабатывает генплан центральной части города, рассказывает Виктор.

По состоянию здоровья в 1935 году он возвращается в Москву, откуда продолжает руководить бригадой. Однако в 1936 году не сдаёт вовремя работу. Облисполком устанавливает новые сроки, однако уже происходит разлад. И архитектор окончательно разрывает связи с Омском.

Иван Запорожец, отработав в Омске полгода, по словам омского исследователя Виктора Кузеванова, запросил за свою работу 12 тысяч рублей, что было нормально для Москвы, но не для регионов. Горсовет не пошёл на это: он решил, что чертежи сделаны некачественно и проекты расточительны. Иван Запорожец потом не писал, что когда-то проектировал для Омска. Однако под конец жизни архитектор составил перечень своих чертежей, которые передал в музей в Москве.

Как отмечает Виктор Кузеванов, сейчас существует два альбома архитектора – один в историческом архиве Омской области (его чертежи Дома советов «Трамплин» уже публиковал), второй – в музее архитектуры в Москве, он пока мало известен. Судя по альбому, архитектор спроектировал для Омска и два больших жилых здания – «Дом на горе» и гостиницу «Сибирь».

Гостиница «Сибирь» (слева) и «Дом на горе» (справа).

– Считают, что архитектор «Дома на горе» – Степанов, что не совсем верно. К примеру, внутренний декор здания – дуб, это отсылка к московскому мастерству. Дерево и сейчас в хорошем состоянии! Проработка лепнины на высоком уровне. Архитектор Степанов только вёл эти строительные работы. Реально, скорее всего, первый чертёж был выполнен Запорожцем. Так же, как на гостинице «Сибирь», проработаны внешние портики, то же сечение колонн, такие же каннелюры и желобки, – говорит Виктор Кузеванов.

Не так давно музей им. Щусева в Москве оцифровал альбом Ивана Запорожца. Виктор Кузеванов со своей коллегой Жанной Хахаевой, искусствоведом и краеведом, исследовали его чертежи. Они обнаружили на одном надпись «Гостиница. Омск» и много схожих элементов с «Сибирью». В своей диссертации Кузеванов пришёл к выводу, что это один проект, изначально разработанный именно архитектором Запорожцем.

 

Архитектурные особенности: общее

В чертежах Ивана Запорожца ярко угадывается здание гостиницы «Сибирь». Листы из его альбома, хранящегося в московском музее, подписаны как «Гостиница. Омск». Давайте посмотрим, какие элементы сохранились в оригинале.


Гостиница «Сибирь» – переходный вариант от конструктивизма к сталинской архитектуре.


При проектировании автор обыграл темы приглашения в гости и отдыха, взяв из арсенала «классики» мотив лоджии (популярный в архитектуре итальянского Ренессанса). Портик, колонны, карниз – всё это тоже отсылает зрителя к классической традиции. Но можно заметить яркие черты конструктивизма: большие панорамные окна и много остекления.

Сторона гостиницы на ул. Броз Тито (парадная), И.К. Запорожец, 193536 г.
(публикуется впервые)

  1. Так, в проекте Запорожца мы можем заметить панорамные окна на первом этаже гостиницы, однако архитектор задумывал их арочными. Сейчас они имеют прямоугольную форму.

 

  1. В проекте имеется портик, однако у архитектора он сильно выступает вперёд и стоит на четырёх колоннах. Сегодня колонн – восемь, они выставлены по периметру имитации «портика», сегодня эта часть напоминает Палладио эпохи Возрождения. По мнению исследователей, такая «античная» проработка угловой части не свойственна архитектору Капустину. Элемент насыщен ренессансными мотивами, что не присуще архитекторам, ещё вчера проектировавшим в конструктивизме.

 

  1. У Запорожца будущую гостиницу венчает ротонда с пятью колоннами, а на её вершине – скульптура на революционную тематику – рабочий и колхозница (можно сравнить с памятником борцам Революции на Левом берегу). Сегодня гостиница тоже имеет верхнюю башенку, но достроенную позже, скорее всего, после войны или в её финале (на первых снимках её нет). Возвели башенку, считает историк Кузеванов, чтобы подчеркнуть близость к воде, в целом к водной стихии.

Присмотревшись, увидим на чертеже фонтан. Долго сопоставляя детали, исследователи предположили, что он похож на фонтан «Чаша» эпохи Петра I, возведённый в Петергофе. На чертеже угадывается отсылка к классическим канонам. При этом, по мнению специалистов, чертёж имеет пару недочётов: недостаточно детально проработан мансардный этаж под башенкой.

  1. На чертеже заметно, что вторая сторона гостиницы по улице Броз Тито должна была быть более парадной. Можно заметить, что учитывается даже понижение ландшафта к Иртышу, что соответствует омской действительности. Входная группа мягче проработана, имеется «античная» галерея открытого типа к соседнему зданию, что также рождает ассоциации с идеями эпохи Возрождения.

Верхний этаж, предположительно, был отдан под так называемые пентхаузы, то есть дорогие номера для партийной элиты, которая часто посещала город. Очень интересно выполнена проработка балконов на чертеже, в них угадывается имитация маленьких балкончиков на французский манер.

Сторона гостиницы на ул. Ленина, И.К. Запорожец, 193536 г.
(публикуется впервые)

Это несвойственно для гостиницы 1930-х годов. Могу предположить, что эта часть могла бы быть жилой. Это частое явление для многих городов, когда не хватало жилья: одно крыло отдавали под гостиницу, а другое под квартиры, и вход, соответственно, отдельный. К примеру, сталинградская гостиница в Волгограде имеет подобное решение. Архитектор взял за основу жилой объект, а потом пристраивал. Жилое здание было адаптировано под гостиницу. В Омске, возможно, планировалась обратная история, – рассказывает Виктор.

 

Почему архитектор Капустин?

Объект был сдан перед Великой Отечественной войной, примерно в 1940 году. На самом же деле строительные работы велись ещё пару лет. Впечатляли размеры здания и респектабельный вид фасадов сразу на две улицы. Большой цокольный этаж был решён в тёмных тонах, отделан крупным рустом и эффектно контрастировал со светлыми, почти гладкими стенами верхних ярусов.


Гостиница «Сибирь» стала первой гостиницей советского Омска.


Омский архитектор Георгий Капустин окончил архитектурное отделение Худпрома в 1931 году. Автор работал инструктором производственного обучения в Омском коммунальном строительном техникуме, а затем – архитектором в Омскгоркомхозе и других проектных институтах. В Омске по его проектам построено не одно здание: больница водников, жилой дом работников связи (ул. Герцена, 13) и дом работников плавсостава (ул. Орджоникидзе, 12), а ещё здание Управления Нижне-Иртышского речного пароходства (в соавторстве с Василием Касаткиным).

А с 1947 по 1955 годы Георгий Капустин работает главным архитектором Омска. Он помог становлению городского отдела по делам архитектуры. Под его руководством начали разрабатывать новый генплан города, застраивать Нефтегородок и Вузовский городок.

 

Проект гостиницы «Сибирь» был подписан именно Капустиным, экспертное заключение от авторов тоже подписано им. Однако исследователи омской архитектуры не могут сказать, на каком именно этапе он стал курировать стройку.

– В ранних документах начала 1930-х подписи архитектора нет, а уже под конец – фигурирует. Поэтому сказать, что он курировал строительство с закладки фундамента, мы не можем. Может быть, в архиве где-нибудь и есть доказательства, но я не нашёл. А я потратил пять лет на поиски разных проектов! Поэтому, когда был опубликован этот альбом, это было открытие! Эти чертежи – амальгама высокого качества, – рассказывает Виктор.

Отметим, что по планам здание гостиницы «Сибирь» должны были заложить ещё в начале 1930-х годов, реальное же строительство началось в 1936–1937 годах. Напомним: часть современной «IBIS Сибирь Омск» – дореволюционная гостиница «Европа». Если посмотреть со стороны улицы Ленина, её можно увидеть.

Строительство курировали облисполком и органы коммунального хозяйства (или органы, принадлежащие НКВД, а именно «Интурист»). Поэтому многие документы, по словам Виктора Кузеванова, могут быть засекречены. Гостиница строилась ещё и для чиновников, приезжающих в город. Так, гостиница в СССР имела особый идеологический смысл.

 

Вклад Запорожца

По мнению Виктора Кузеванова, вклад Ивана Запорожца в архитектурное наследие Омска значительный. Исследователь считает, что это важное достояние эпохи, которое заслуживает подробного изучения и освещения.

Чертёж гостиницы «Сибирь», раскрашенный нейросетью (вариант внешнего вида).

– Это тоже искусство. Мы говорим, что в Омске ничего не было построено. Почему? Ведь это не так. До революции – это Олег Либготт, в ранний советский период – Иван Запорожец. В рамках Омска мы уважаем композитора Шебалина, но Чайковский – композитор первого ряда. Однако именно в честь Шебалина мы назвали улицу и училище! Запорожец тоже архитектор второго ряда, но он работал в Омске, и это один из этапов развития города, – считает Виктор Кузеванов.

Как отмечают исследователи, советский период омской архитектурыещё неизведанная страница. Архитектор, которому самому не удалось воплотить свои чертежи в жизнь и заложить камень, оставил много наработок, которые легли в основу омской архитектуры. В Москве он интересен другими работами, а нам пока практически неизвестен, ведь все его проекты завершали другие омские авторы. Для нас это возможность подсветить ещё не прочитанные страницы истории города.


Автор: Мария Исаева

Фото: pastvu.com, музей архитектуры им. А.В. Щусева, Анастасия Шипицына

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.