Дата публикации: 23.01.2024
Передислокация из Москвы одной из военных академий, открытие Казачьей кадетской школы или пансионата для девочек при Министерстве обороны?
Пока власти исследуют состояние 200-летнего аварийного здания Кадетского корпуса, появляется всё больше информации о том, что в итоге может появиться в помещениях старейшего военно-учебного заведения Сибири, из стен которого вышла целая плеяда не только талантливых военачальников, но и выдающихся деятелей науки и культуры.
Но пока судьба здания остаётся под вопросом, «Трамплин» вместе с омским краеведом Игорем Коноваловым рассказывает о его уникальности и исторической ценности в надежде, что данный объект удастся сохранить для следующих поколений.
Как зарождался: история
Историческое для города здание возвели в 1826 году. Однако как учебное заведение Омский кадетский корпус возник раньше: в 1813 году в Омске было основано Войсковое казачье училище и до 1826 года находилось в старых зданиях на этой же территории по улице Ленина.
Начальника Сибирской пограничной линии Григория Глазенапа заботила проблема отсутствия образования среди казачества. И в 1813 году он образовал Омское войсковое казачье училище. В нём готовили учителей и специалистов в разных областях. Первый набор был 40 человек. Воспитанников принимали без формальностей: заполнять документы и сдавать вступительные было не нужно. Желающих оказалось немного. Какую-то часть доставили на учёбу принудительно. А около 10 учащихся перевели из Омской крепостной школы. Первыми учителями были инженер-подпоручик Армроне, урядник 2-го полка Потанин, пятидесятник Шахматов.
Войсковой атаман Ф.К. Набоков зачисляет в казаки и распределяет по частям прибывших в Омск пленных поляков из «Великой армии» Наполеона (Н.Н. Каразин, 1891).
Через шесть лет, в 1819 году, там обучались уже 300 человек. Методика преподавания поначалу зависела от способностей учителей – ими были отставные офицеры и казаки. Строгой программы не было: не был чётко обозначен объём знаний по предметам. Из-за слабой профессиональной подготовки учителей доступное объяснение материала давалось редко. Уроки проходили устно. А услышанный материал заучивался наизусть. Особую сложность вызывали включённые позже французский и немецкий языки. Преподавали их пленные солдаты наполеоновской армии, которые, ко всему прочему, плохо владели русским.
В 1826 году было построено монументальное здание главного корпуса – ещё при жизни Александра Пушкина и царствовании Николая I. Изначально оно строилось как Войсковая канцелярия, которая была передана генерал-губернатором Петром Капцевичем для нужд Войскового училища. О важности корпуса говорит то, что в 1861 году его посетил будущий император Николай II.
– Это было первое для Омска здание настолько пышной архитектуры. Я лично занимался реконструкцией корпуса. На одной из капителей был обнаружен автограф мастера Зарубина – это первый омский лепщик, так как зданий с такой лепниной в городе не было. Генерал-губернатор Пётр Кацевич примерно тогда и перенёс столицу из Тобольска в Омск, понимая, что у Омска большое будущее – наиболее выгодное геополитическое расположение. Сибирью удобнее управлять из Омска: развитие шло на Юг и Восток. Чтобы подчеркнуть его значимость, в городе должно быть масштабное учебное заведение, он понимал это, – рассказал омский краевед Игорь Коновалов.
С 1833 года в Войсковое училище официально принимают дворян – сыновей офицеров регулярных войск и чиновников. Казачьих детей выпускали офицерами, несмотря на положение их отцов. Для многих это стало воротами в большой мир.
За пределами Москвы и Петербурга сегодня это старейший Кадетский корпус в России, он сразу придал Омску столичный статус. Вокруг здания в городе начал формироваться архитектурный ансамбль Никольской площади, причём многоконфессиональный: тут были Никольский православный казачий собор, магометанская мечеть и католический костёл (на месте современного ТЮЗа. – Прим. ред.).
Училище сибирского линейного казачьего войска – первое за Уралом готовило офицеров, топографов, учителей, агрономов, ветеринаров, ремесленников. Его выпускники сыграли роли в военной, политической, экономической и культурной истории России и Казахстана.
Заведение не раз переименовывали – оно называлось Сибирский кадетский корпус, Омский кадетский корпус, Военная гимназия и в конце концов Первый Сибирский императорский кадетский корпус – самое звучное название в дореволюционное время.
Архитектура и ансамбль
Главный корпус – первый образец зрелого классицизма в Омске и первое масштабное гражданское каменное здание за крепостью. В нём многое было сделано в Омске впервые: это был двухэтажный дом с цокольным этажом, имелся большой портик с колоннами, красивая лепнина. В его интерьере впервые в Омске применена чугунная литая лестница, опирающаяся на своды.
Высота потолков в главном корпусе – 5 метров. До сих пор ни одно здание в Омске не может сравниться с ним в этом.
Ансамбль Кадетского корпуса продолжал формироваться: учебное заведение росло и расширялось. В 1870-е годы к главному корпусу справа пристраивается казарма – это самое высокое здание в ансамбле, на улицу она выходит торцевым фасадом. А в 1880-е был построен новый учебный корпус (правее) – про него известно, что он построен по проекту омского архитектора Эдуарда Эзета.
– В Омск Эзет попал не сразу, до этого он поработал в Императорской архитектурной мастерской под началом архитектора Андрея Штакеншнейдера – это архитектор ряда дворцовых ансамблей Петербурга. Поэтому Эзета считают его учеником, но он самобытный архитектор – выработал свой стиль. Но тут он подчинил своё произведение общему ансамблю, чтобы оно не выпадало из первоначальной темы – строгого классицизма, – рассказал Игорь Коновалов.
В начале XX века на углу улицы Короленко (ранее Русиновской, названной в честь одного из атаманов Омского казачьего войска. – Прим. ред.), строится здание лазарета. Вплоть до переезда Кадетского корпуса в новое оно сохраняло своё назначение. На втором этаже находился штаб Кадетского корпуса. Краевед считает, что больных стало меньше, лазаретов хватало снизу. Построен лазарет в 1915 году, достаточно поздняя постройка, но тем не менее выдержана в общем стиле. Хотя в то время господствовала эпоха модерна и эклектики.
Здание спорткомплекса, примыкающее к лазарету (слева) и главному корпусу (справа).
Уже в советское время, в 1967 году, возвели здание спорткомплекса, которое стилизовали в 2006 году. По масштабу и архитектурным членениям оно полностью вписывается в контекст.
– Вот сегодня застройщики хотят это здание спорткомплекса снести, говорят, что оно не входит в состав памятника по чисто формальным основаниям. Но мы надеемся включить спорткомплекс в его состав – вообще весь Кадетский корпус объявить единым архитектурным ансамблем, достопримечательным местом города! Потому что он важен не только как архитектурный ансамбль, но и как исторический памятник, – считает Коновалов.
Сад
Одновременно с постройкой главного корпуса был разбит кадетский сад в 1826 году, он стал частью ансамбля. Это был первый в городе регулярный сад – ещё до начала озеленения Омска. До революции кадеты регулярно проводили в нём праздники древонасаждения. На территории была беседка, в которой играл духовой оркестр. И под началом генерала-лейтенанта Александра Медведева, начальника корпуса, все кадеты под музыку высаживали саженцы. Этому событию придавалось большое значение.
Плац
Отметим, с плаца «кадетки» на фронт в Великую Отечественную войну ушло несколько дивизий, в том числе знаменитая 308-я стрелковая дивизия Гуртьева. Напомним, Леонтий Гуртьев был генерал-майором, командиром Омской пехотной школы.
– Их выстроили на плацу, где он зачитал приказ об отправке на фронт. Все выслушали, не дрогнув, и на фронт пошли уже героями парадным маршем. Плац обязан быть частью исторического ансамбля, но многие хотят исключить его, так как он занимает большое место – но оно священно! – считает омский краевед.
Вопрос об авторе
Авторство главного корпуса достоверно не известно. Его приписывают двум великим русским архитекторам – Матвею Казакову и Александру Брюллову. Последний является старшим братом русского именитого живописца Карла Брюллова. Александр и Карл родились в семье скульптора, однако старший брат не возымел такой громкой популярности, какую приобрёл Карл. Но несмотря на это он был выдающимся мастером, работал в Москве и Санкт-Петербурге.
Как отмечает омский краевед, очевидно, что проект Кадетского корпуса – столичного исполнения. Так как он проектировался и возводился со столичным размахом и масштабом.
Для Сибири такая архитектура ранее не была известна. Главный корпус стоит на высоком цоколе, с портиками в центральной и боковой частях на ризалитах. Ионический ордер выдаёт очень профессиональный, зрелый и грамотный классицизм. По оценке краеведа, здесь видна рука очень крупного мастера.
Хранители Омска: выпускники
За 200 лет из этих стен вышла плеяда знаменитых людей, причём в самых разных областях: в первую очередь это военачальники. Здесь учился омич, советский политический и партийный деятель, Валерьян Куйбышев – известный революционер. Учась в Омском кадетском корпусе, 16-летний юноша вступил в омскую организацию РСДРП, примкнув к большевикам. В СССР Кадетский корпус одним из первых в Омске поставили на государственную охрану, именно благодаря ему.
– К ним можно по-разному относиться – наша история разделилась в одно время на белых и красных. Здесь, например, учился Лавр Георгиевич Корнилов, талантливый военачальник, который остался верен белому движению. В этих же стенах обучался и Дмитрий Михайлович Карбышев, который ещё в царское время имел большие заслуги, он занял сторону красных, – рассказывает Коновалов.
Здесь же учился Чокан Валиханов, известный казахский ученый и просветитель, который получил европейское образование, при этом он был офицером. Служил в родных краях, где проводил имперскую политику, разъясняя её цель – просвещение и образование.
Выпускником заведения был Георгий Катанаев, известный учёный. Занимавшийся исследованиями Северной и Центральной Азии Григорий Потанин. Здесь учился известный скульптор Пётр Клодт. Отец его был начальником штаба в Омской крепости. Его семья приехала в Россию для военной службы ещё при Петре I. У Карла Клодта фон Юргенсбурга среди сыновей был Пётр, в отличие от всех не стремившийся к военной службе – у него был другой интерес, он стал скульптором. Знаменитые кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге – его рук. Однако по настоянию отца он окончил Омский кадетский корпус. При выпуске из училища курсантам давали характеристику – в его было написано: «проявил особые способности к изображению лошадей». Пётр Клодт возглавлял Императорские художественные мастерские.
Обучение и классы
Как мы видим, у кадетов было хорошее образование. Они должны были быть не просто грамотными офицерами, а воспитанными людьми. В старинном зале главного корпуса их обучали бальным танцам и музыке. Они учили математику, физику, географию, геодезию и рисование. Русский язык был обязательный, и не только русский – кадеты учили иностранные языки, например французский и немецкий, а также тюркские, так как было необходимо общение с южными соседями. В старых стенах учили ещё греческий и церковнославянский. Так, до революции обучение длилось 7 лет.
Круг военных предметов был широк: тактика, военное судопроизводство, устав и воинская риторика. Татарский язык вводится для казачьих детей, французский – для дворян. С 1837 года по указу Николая I преподавали персидский, арабский, татарский и монгольский языки. Был класс топографов.
В цокольном этаже размещались ремесленные мастерские – курсанты умели работать руками. Была столярная , кузнечная и шорная мастерские. Любую несложную работу они могли выполнить – подлатать, например, армейскую амуницию. Кадетам преподавали фехтование и стрельбу, большое внимание уделяли физкультуре.
– На плацу стояли гимнастические снаряды, проходили занятия. Они занимались в гимнастёрках, были гармонично развиты: физически и духовно. Помимо Никольского собора их водили на службу в самом Кадетском корпусе. Там была домовая церковь, достаточно большая. Какая-то часть и азиатских воспитанников была, их водили в мечеть, – отмечает краевед.
Были настольные игры, библиотека, воспитанники принимали участие в балах. На территории был даже тир для обучения стрельбе. Это уникальное сооружение, так как использован уклон рельефа, он находится под плацем. Так, всё необходимое для военного образования кадеты имели.
– Я занимался реставрацией здания 10 лет, с возрождения корпуса в 1999 до 2009 года, мы по кругу прошли всё, что можно. Я лично делал буквы на главном корпусе и крепил орла. Был автором стилизации спорткомплекса, отделки интерьеров, реконструкции цокольного этажа – в СССР там было овощехранилище. В новом здании музейные площади сократили в 10 раз, в старом корпусе сами залы – экспонаты, – говорит Игорь Коновалов.
Сегодняшний день
Напомним, что в 2020 году из помещений Кадетского корпуса съехало Минобороны, построив новое учебное заведение. Одной из причин, заставивших покинуть здание на ул. Ленина, стало его состояние. Эксперты заключили, что находиться там опасно. В июле 2023 года в собственность региона передали земельный участок и здания. Но почти сразу был опубликован проект с новыми охраняемыми зонами, как поняла общественность, была разрешена застройка в этом месте.
– К сожалению, мы до сих пор не владеем ситуацией. Многие события происходили подковёрно и скрыто. Сначала некая военная комиссия вдруг решила, что Омский кадетский корпус аварийный. Но на территории семь зданий разного времени постройки и с разными конструктивными решениями, геологическими условиями, идёт уклон рельефа – они не могут все быть одновременно аварийными. Что именно аварийное? До сих пор не ясно, – говорит краевед.
Как рассказал Игорь Коновалов, в течение 10 лет реставрационных работ в зданиях укреплялись фундаменты, грунт, стены, производился ремонт перекрытий и крыши, отделка, замена сетей. По его словам, в старом корпусе изначально были деревянные перемычки. Подрядная организация меняла их на сборный железобетон.
– Например, в корпусе толщина стен 1 м 30 см, соседняя казарма примыкает к главному корпусу своей стеной – совместно 2 м 30 см, там есть проходы, которые похожи на тоннели. Она физически не может быть аварийной! Фундаменты в подошве расширяются, предусмотрена распределяющая нагрузка и глубокое заложение. Здесь очень сухие грунты – супесь, грунтовые воды глубоко. Говорят, что инфраструктура корпуса аварийная, то есть просто нет корта и ледовой арены, а живут курсанты в ротных казармах, – делится краевед.
Отметим: городская комиссия инициировала свою проверку, в заключении сообщается о нескольких трещинах. Однако, по словам Игоря Коновалова, непонятно – штукатурка треснула или трещина стены, динамику никто не наблюдал.
– На трещину надо поставить маячок, чтобы следить, сезонное раскрытие или нет, сквозная до фундамента она или нет. А в конце документа вывод – весь комплекс аварийный! А по тексту заключения нигде об этом не говорится. Обследование проводилось в течение нескольких дней! Чтобы делать выводы о гидрогеологической обстановке на всех шести гектарах, нужно время, – настаивает Игорь Коновалов.
Отметим, что сегодня Омский кадетский корпус – это памятник федерального значения. Однако все советские постройки: спорткомплекс, тир, столовая и учебный корпус – в этот статус пока не входят.
Будущее
Споры о судьбе аварийного здания Омского кадетского корпуса на улице Ленина не утихают. Напомним, что недавно губернатор Омской области Виталий Хоценко заявил, что окончательное решение будет принято только после полного обследования, которое было вновь инициировано. Он пообещал, что когда будет полная картина, то на обсуждение перспектив здания позовут общественников.
На данный момент обсуждаемые варианты – Казачья кадетская школа, Казачий кадетский корпус или пансионат для девочек при Минобороны РФ по примеру Москвы и Санкт-Петербурга. Также на днях стало известно о том, что омские общественники обратились к Владимиру Путину с предложением о передислокации из Москвы одной из военных академий ВС РФ (факультетов и кафедр Военной академии ГШ ВС РФ) на постоянное место дислокации в Омск в исторические здания и помещения Омского кадетского корпуса.
- Некоторые военные говорят, что сейчас в стране не хватает младших офицеров для руководства войсками. Скажем, в Первую мировую в крепости специально открыли школу прапорщиков, потому что не хватало именно младших офицеров. Сейчас можно открыть школу младших лейтенантов, командиров взводов. Военные знают актуальность задачи, – считает Коновалов.
Хоценко также обозначил намерение сохранить образовательную направленность объекта. Одна из идей – открыть пансион для девочек. Игорь Коновалов уверен, что отдать место какому-нибудь застройщику, оставить исторических три здания, а четыре снести, воткнув жильё, – немыслимо. По его словам, оно не будет элитным, так как последнее должно быть в тихом месте, хоть и недалеко от центра.
- «Старгород» может быть элитным жильём, так как там лесок, спокойно. А тут шумная магистраль, летом гоняют по Набережной – не уснуть, неудобные заезды, что-то перекроить уже трудно – так как исторический центр. Да и загруженность машинами такая не предназначена здесь, всё будет стоять. Элитность определяется не только самой квартирой, но и средой, районом, развязками, коих тут, повторюсь, нет. Школа рядом всего одна – № 64, которая перегружена и просит дополнительные площади. Если ещё 10 тысяч жителей разместить? Как выезжать и заезжать? – недоумевает Игорь Коновалов.
Автор: Мария Исаева
Фото: Александр Румянцев, pastvu.com