Знамя Ермака: правда, вымысел и единорог

Дата публикации: 18.02.2024

В этот день, 19 февраля 1918 г., атаман Анненков ворвался в Никольский казачий собор и вывез из него в неизвестном направлении знамя Ермака. Часто можно встретить утверждение, что знамя не только пропало без следа – не сохранилось ни его фото, ни описания. Что здесь правда, а что миф? «Трамплин» пробует разгадать исторические загадки!

Прежде, чем мы начнём искать ответ на вопрос, куда пропало знамя Ермака, нужно понять, что это за знамя и чем оно было ценно. И уже здесь начинаются открытия!

Первое, что нужно отметить: корректно говорить не о знамени, а о знамёнах, поскольку их было несколько (ими хвалились многие сибирские церкви, но маловероятно, что их знамёна были подлинными). Учёные под знамёнами Ермака имеют в виду стяг, хранившийся в Никольском казачьем соборе Омска, и три знамени из коллекции Оружейной палаты московского Кремля.

И тут бы порадоваться, что пусть и далеко от сибирской столицы, знамёна сохранились, но… Недавно появилась гипотеза, что и московские знамёна, и утраченное омское – на век моложе! А значит, никакого отношения к легендарному атаману не имеют.

Знамёна из Оружейной палаты

За подлинность омского знамени выступал известный историк и краевед Георгий Катанаев (1848–1921). К такому выводу учёный пришёл, изучив иконографию и летописи: изображённый на омском знамени святой Димитрий Солунский считался покровителем промышленника Дмитрия Строганова, чей дед призвал Ермака к походу на Сибирское ханство в 1581 г. и, по преданию, подарил ему знамя.
Современные искусствоведы критикуют эту точку зрения. По сохранившейся архивной фотографии знамени они склонны считать, что оно появилось в последней трети XVII – начале XVIII вв. Именно этому периоду соответствует визуальное оформление: декоративные элементы на полях знамени, явно отсылающие к книжной иллюстрации, особенности изображения фигур и фона.

А что насчёт знамён, присланных в Москву из Тобольска в начале XIX в. (в 1826 г. поступили в Арсенал, в 1834 г. перемещены в Оружейную палату)? Вот что о них писал историк Руслан Скрынников (1931–2009):

«Ветхие полотнища сохранились до наших дней, но, кажется, все они, за единственным исключением, сшиты были уже в XVII веке. Лишь одно, самое древнее по всей видимости, проделало с отрядом Ермака долгий путь с берегов Яика до самого Иртыша. Знамя было синим с широкой кумачовой каймой. Кумач расшит затейливым узором, по углам знамени — розетки наподобие цветов. В самом же центре вшиты на синем поле две фигуры из белой холстины, расцвеченной чернилами. Эти фигуры – "инрог" и лев, стоящие на задних лапах друг против друга».

Сегодня исследователи предполагают, что эти знамёна изготовил автор знаменитой «Чертёжной книги Сибири» – тобольский историк Семён Ремезов – в конце XVII в.

 

Что было изображено на знамёнах?

Полотнища стягов, хранящихся в Оружейной палате, имеют длину более 2 метров, все они синего цвета. На одном вышиты образы Иисуса Навина и святого Михаила, на двух других – белые лев и единорог (тот самый «инрог», которого упомянул Скрынников, – к нему мы ещё вернёмся).


Реконструкция знамени Ермака Саши Карпенко.

Сюжет изображения – сцена из Ветхого Завета, когда накануне взятия Иерихона Иисус Навин, вождь израильский, встречает вождя воинства небесного Михаила. Навин не преклоняет, как может показаться, колено, а разувается, как требует того архистратиг: «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое».


Разбор вязи на знамени Ермака Саши Карпенко.

Этот сюжет присутствует на более ранних русских знамёнах: у Василия III и Дмитрия Пожарского. Отличие от последнего в том, что на знамени Ермака Иисус Навин изображён без нимба, то есть обычным человеком.

Реконструкция знамён со львом и единорогом. На этих полотнах животные изображены в геральдической композиции – напротив друг друга. Обрамляет знамёна кумачовая кайма с розетками по углам и узорами.

Итак, знамён Ермака было несколько. Только, похоже, все они появились сто лет спустя после знаменитого сибирского похода атамана. Что же в таком случае хранилось в Омске?

 

По высочайшему повелению

В 1881 г. в России отмечали 300-летие присоединения Сибири. В ходе празднеств император Александр III даровал Первому полку Сибирского казачьего войска вечное шефство первого атамана – Ермака Тимофеевича. Выбор Омска в те времена не вызывал вопросов: здесь был центр Сибирского казачьего войска – как войсковая управа, так и войсковое казачье училище, преобразованное к тому времени в Сибирскую военную гимназию (а уже через год – в кадетский корпус).

Для укрепления статуса и поддержания боевого духа служивых генерал Герасим Колпаковский, наказной атаман войска, перевёз знамя покровителя в Омск из Берёзова (сегодня это посёлок в Ханты-Мансийском автономном округе). В Берёзовском остроге оно хранилось с 1585 г., куда его принесло уцелевшее после битвы и потерявшее предводителя войско. К слову, в Берёзове было много уникальных казачьих реликвий, в том числе иконы, написанные под влиянием живописных традиций Ренессанса. Часть их спас краевед Андрей Палашенков. Березовская казачья комендатура к 1881 г. была упразднена, а служащие в ней казаки переведены в податное сословие.

Сначала знамя хранилось во дворце генерал-губернатора, а 26 апреля 1883 г. со всеми почестями его перенесли в Никольскую войсковую казачью церковь, как назывался тогда собор.


Судя по всему, новость перепечатывалась из газеты в газету, поскольку «Туркестанские ведомости» никак не могли быть первоисточником.

В соборе казачья святыня была размещена под стеклом, за новым клиросом. С тех пор знамя в течение 35 лет покидало стены храм только на время воинских парадов (стоит отметить, что парады в Омске были довольно частыми – «Трамплин» рассказывал об этой части городского досуга).

Вопреки мифам, описание этого знамени сохранилось.

Это было квадратное холщовое полотнище размером 1,7 м на 1,7 м, на правой стороне которого в виде всадника был изображён архангел Михаил, разящий копьём чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. На левой был изображён упомянутый ранее Димитрий Солунский. Святой поражал копьём лежащего на земле татарского хана. Легенда гласит, что один вид этого знамени поверг Кучума и его многочисленных батыров в ужас.

Переходим к последней части загадки – о том, что после того, как Анненков увёз знамя из храма, реликвию больше никто не видел.

 

Спасение реликвии или агитационная вылазка?

В феврале 1918 г. по Омску распространились слухи о том, что после декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» сторонникам новой власти позволят разграбить церкви. Начались волнения.

Нестабильная политическая обстановка, колебания среди казачества и угроза православным ценностям сподвигли одного из лидеров белого движения в нашем регионе, атамана Бориса Анненкова, совершить налёт на Омск. Его «организация тридцати» к этому времени была признана незаконной и перешла на партизанское положение, однако атаман не терял надежды склонить на свою сторону оставшихся в городе казаков. Спасение реликвии было хорошим способом привлечь союзников.

Борис Анненков

В ночь с 18 на 19 февраля 1918 г. Анненков ворвался в Свято-Никольский казачий собор. Оттуда он вывез не только знамя Ермака, но и войсковое георгиевское знамя, знамя времён царствования Ивана и Петра Алексеевичей, Георгиевский крест генерала Колпаковского и иконы.

После чего, «стоя в санях с развевающимся знаменем в руках, Анненков увёл отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи». Многие считают, что именно на этом эпизоде информация о судьбе знамени Ермака обрывается. Но это ещё один миф.

Возвращение и повторная утрата знамени

В октябре того же 1918 г. реликвия вернулась в Омск – теперь уже белую столицу. После того как 15 июля красные были выбиты из Омска, 4-й Чрезвычайный войсковой круг Сибирского войска потребовал от Анненкова вернуть реликвии. В стены Никольского собора вернулось всё, кроме… иконы отряда особого назначения Сибирской казачьей дивизии. Таким образом, знамя Ермака в Омск вернулось. Правда, ненадолго – уже в ноябре армия Колчака начала отступать на Восток, и знамя казаки забрали с собой. Или не забрали?

Первая версия, появившаяся в советское время, гласит, что анненковцы, не желая оставлять реликвию врагу, увезли знамя в Семиречье (территория современного Казахстана, граничащая с Китаем), а оттуда – в Синцзян.

После 1991 г. появилась противоположная версия: знамя осталось в Омске и взявшие в ноябре 1919 г. город красные уничтожили его.

Третья предполагает, что казаки вывезли знамя, но оно погибло во время Ледяного похода генерала Каппеля зимой 1920 г.

И наконец, есть оптимистичная гипотеза. Согласно ей, знамя Ермака казаки не стали вывозить из Омска, поскольку сочли его слишком ветхим, и спрятали реликвию где-то в Омске, надёжно упаковав.

 

А при чём здесь единорог?

Прояснится ли когда-нибудь судьба знамени, неизвестно, а пока учёные исследуют доступную им информацию. Например, выясняют, как среди русской символики оказался единорог.

В том, что это именно единорог, сомнений нет. Он, хоть и очень редко, всё же попадал в пространство русской символики.

Самый ранний пример – это Псалтырь 1397 г. Самые известные – монеты (от эпохи Ивана III до Алексея Михайловича) и государственные печати Ивана Грозного и Бориса Годунова (причём там единорог стоит на фоне двуглавого орла – герба Московского царства). Единорог на знамени символизировал чистоту помыслов и силу русского оружия.

Историк геральдики Георгий Валинбахов отмечает, что к 1562 г. единорог стал равноправным государственным символом наравне с «ездецом» – Георгием-змееборцем. А доктор исторических наук, профессор Андрей Бородовский отмечает, что постепенно «инроги» стали не только государственным символом, но и украшением, появившись в книгах, на стволах русских пушек во времена Ливонской войны и на северных сундуках XVII в. Позже, в эпоху Романовых, благородное животное попадёт на гербы дворянских родов – Тургеневых, Шуваловых, Бонч-Бруевичей и многих других.

Герб рода Шуваловых

Напоследок расскажем несколько интересных фактов о знамени:

Путаницу в вопрос о том, что было изображено на знамёнах Ермака, внёс художник Василий Суриков. На его картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г.) у дружины Ермака на знамёнах изображены Спас Нерукотворный и Георгий Победоносец. Авторитет художника сформировал в обществе стереотип, развенчал который историк Руслан Скрынников.

– Вместе со знаменем Ермака в Никольском соборе хранилось ещё 18 знамён, имеющих отношение к деятельности казаков в Сибири.

– Копии знамени Ермака сделали сразу же, как реликвию перевезли в Омск. Его уменьшенная копия и сегодня экспонируется в историко-краеведческом музее.

– Ещё одну копию можно увидеть в Никольском соборе. Её изготовили в 1996 г., к 280-летию Омска. В отличие от классических знамён, реплика воспроизводит только одну сторону легендарного знамени Ермака.


Копия знамени Ермака из Омского государственного историко-краеведческого музея.

И последнее: в те же неспокойные годы в Омске хранилось ещё одно легендарное казачье знамя, которое на много лет выпало из поля зрения исследователей, но было спасено. Но о нём – отдельный разговор.

 

Автор: Анна Подоляк

Фото: ru.wikipedia.org, yaroslavova.ru, stariy-voin.livejournal.com, vk.com/sibmuseum

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.