Дата публикации: 1.08.2025
История семьи чешского скульптора Франтишека Винклера, по сути, придавшего Омску европейский облик, достойна экранизации и целого сериала. «Трамплин» нашёл его потомков и узнал, как сложилась их судьба.
Всё началось с Первой мировой войны, похоронившей четыре империи, сломавшей миллионы жизней и навсегда изменивший жизнь уроженца моравского городка Пршерова Франтишека Винклера. Будущий выдающийся скульптор родился в семье мебельщика. Но отец быстро заметил талант сына не только к ремеслу, но и к искусству и отправил его учиться в художественно-промышленную школу в Праге. Столица поразила парня своими величественными и лёгкими зданиями, а игру света и тени её скульптур он будет постоянно повторять в своих взрослых произведениях. После школы Франтишек поступил в Академию художеств на курс профессора Станислава Сухарды, которую окончил в 1908 году.
Будущий молодой скульптор планировал жить и работать в любимой Праге. Но в 1914 году разразилась война, Франтишека забрали в австро-венгерскую армию. Но офицеру Винклеру относительно повезло – как человека творческого его определили штабным фотографом. Почти сразу он попал в плен, чуть не погиб от казачьей шашки и вместе с ещё 14 тысячами военнопленных попал в Омск. Концентрационный лагерь разместили на месте, где ещё три года назад гремела на весь мир Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная ярмарка. Об этом ещё таком мирном и беззаботном событии в жизни нашего города мы писали ранее.
Архивные данные и воспоминания самих участников говорят нам, что к военнопленным омичи относились достаточно мягко. Например, фиксировались нарушения, когда чехи, переодевшись, свободно гуляли по городу или отдыхали в кафе и ресторанах вместе со своими конвоирами. Власти по большому счёту смотрели на такие отступления от правил снисходительно.
Франтишек Винклер буквально был единственным в городе высокопрофессиональным скульптором. Омск на тот момент стал самым большим, современным и быстроразвивающимся городом Сибири и, конечно, нуждался в специалистах такого уровня. Поэтому Винклера поместили не в охраняемые казармы, а в собственный дом и разрешили передвигаться без конвоя.
Военнопленные в Омске
Первым творением чеха в Омске стал декор Нового академического театра (сейчас драмтеатр). Летом 1915 года вместе с помощниками Карлом Бляхой и Иваном Подзеркой он создаёт картуши, маски и фигуры, а также бюсты Толстого и Чехова. И один из символов города — трёхметровую статую Крылатой славы, вдохновившись похожими, виденными на зданиях Праги и Парижа. К сожалению, оригинальная статуя была утеряна. Сейчас драмтеатр украшает её восстановленная копия.
В 1916-м Винклер занимается интерьерами Дома судебных установлений (сегодня там Заксобрание) и впервые видит там 16-летнюю машинистку Лену Мусатову. Она была купеческой дочкой и была хорошо образовано, что было большой редкостью для женщин того времени. Юная девушка с правильными чертами древнегреческой богини полностью захватила воображение Франтишека, который на тот момент был вдвое старше. Отныне и на долгие годы она станет его музой.
Елена Мусатова
Елена позировала, когда Винклер, уже с 50 помощниками, работал над новым своим творением – статуями четырёх богинь на фасаде здания Западно-Сибирского Управления железной дороги. В каждой угадываются черты любимой скульптора. И это настоящая поэзия и песнь красоте женского тела в разных его стадиях. Например, третья слева богиня изображена беременной – это было впервые за всю историю.
Фигуры, цифры и буквы Винклер, кстати, ваял из пескобетона на 20-метровой высоте. Также он оформил интерьеры здания. Зал Совета дополнили композиции в духе Испанского зала Пражского Града. В вестибюле появилась рельефная композиция «Жизнь».
Леночка Мусатова, как звал её Винклер, смотрит на нас и с фасада мэрии (в те годы это была Русско-азиатская финансовая компания). Над главным входом (сейчас он перенесён на угол здания) скульптор создаёт барельеф «Время и сила» его прототипом стали скульптуры входа Клам-Галассовский дворец в Праге. В облике могучего старца Хроноса снова угадываются черты Льва Толстого – видимо, русский писатель поразил чеха своей почти античной внешностью. Он удерживает на цепи Силу с лицом будущей жены скульптора.
Скульптор Владимир Винклер и его муза. Работа художника В.П. Касьянова
В 1918 году пара решает пожениться. Но есть существенное препятствие – Винклер уже состоит в браке. В Праге у него остались жена и двое детей. Об этой ветви потомков скульптора, к сожалению, ничего доподлинно не известно. Возможности развестись, находясь в плену, нет. Чех-католик находит необычный способ – он принимает православие, и Франтишек становится Владимиром Францевичем.
Вскоре в Омск приходит Колчак, а Западно-Сибирскую железную дорогу захватывают белочехи. И молодая семья получает призрачную надежду вернуться на родину Винклера. Владимир Францевич вместе с чешскими легионерами переправляется во Владивосток, откуда на корабле их должны были переправить в Америку, и уже оттуда – в родную Чехию. Но Елена Павловна в тот момент ждала первенца, беременность протекала тяжело. Поэтому по совету доктора молодые супруги отказались от тяжёлого путешествия через океан. Вскоре у семьи родится сын Владимир. Это его потомки сейчас живут в Омске. Но об этом чуть позже.
Талант Владимира Францевича оказался востребован и во Владивостоке, где скульптор будет вынужден остаться на десять лет. Здесь он ваяет величественные фигуры пролетариев и революционеров.
Эта работа Винклера символизирует пролетария, разрывающего оковы на земном шаре
В 1927 году скульптор работает над изображением посла Гейна. И тот предлагает ему перебраться в Харбин под покровительство чешского посольства. Как только появляется возможность покинуть Советы, семья переезжает в северо-восточный Китай.
Город основан русскими в 1898 году, поэтому он очень европейский по духу, тут большое эмигранстское сообщество. Винклер снова творит – теперь уже создает скульптуры убитых царя Николая II с супругой и цесаревичем.
И снова наступает драматичный переломный момент – в 1932 году Харбин захватывает Япония. Оккупанты также оценили выдающийся талант чешского скульптора. Ему поручили заняться оформлением набережной реки Сунгари. И здесь при создании скульптур мальчика и девочки Винклер увековечил своих детей Елену и Игоря.
Всего у семьи будет шестеро выживших детей. Ещё один по свидетельству потомков, умер в младенчестве.
В 1936 году Елена Павловна Винклер родила в последний раз – девочку Мириониллу. А спустя пять лет трагически погибла в возрасте 39 лет. Винклер пережил её на 15 лет.
Осенью 1945 года Харбин освободила Красная Армия. Винклер нашёл общий язык и с новой властью. В социалистическом городе появились изваянные им фигуры солдат и танкистов. Был у китайских властей и грандиозный замысел поставить гигантский памятник Сталину и Мао. Но из-за бюрократических проволочек эта последняя работа осталась незавершённой.
И всё это время в скульпторе теплилась надежда увидеть родную Прагу. Однако разрешение на выезд пришло только в 1956 году, уже после смерти Винклера.
Владимир Винклер так и не увидел снова родную Прагу
Как же сложились судьбы его потомков?
«Моя бабушка Вероника, Вера, как мы её звали, была предпоследним ребёнком Винклеров, – рассказала «Трамплину» одна из наследниц Екатерина Рыжикова. – Она была ужасно везучей – постоянно что-нибудь выигрывала. И вот накануне того страшного дня они ходили на ярмарку, бабушке впервые выпал пустой билет. Она тогда сильно удивилась и сказала: “Наверное, моя удача на этом закончилась”».
Дети Винклера
А наутро их мама пошла рвать траву для гусят и погибла. Японцы все военные склады в Харбине окружали колючей проволокой под током. Его включали зачем-то по ночам, а днём отключали. В тот день, наверное, забыли. Один из таких складов как раз был возле их дома, там никто не ходил, и была самая сочная трава. Прабабушка случайно задела провод и умерла на месте. Дети, которые были постарше, вспоминают, что увидели это и сразу туда побежали, чтобы спасти маму. Взрослые не давали им прикасаться к телу, чтобы их тоже не убило. Моей бабушке было всего девять лет. Но она запомнила маму очень мягким и любящим человеком, очень красивой и молодой».
Сын Винклера Игорь и дочь Марионилла – сразу же уехали в Чехию, они жили в Карловых Варах.
«Так сложилось, что оба они были бездетными, – вспоминает Екатерина Рыжикова. – А у нашей бабушки Веры было десять внуков. Они долгие время переписывались. Бабушка Марионилла или Марьяна, как её звали домашние, просила отправить ей на воспитание хоть кого-нибудь из детей. У них сохранились очень близкие отношения с моей бабушкой Верой. Она ведь её фактически вырастила и очень часто рассказывала нам о своей младшей и самой любимой сестрёнке. Я даже потом свою дочь назвала в её честь – Марьяной. Моя тётя Людмила уже почти собралась к ней в Карловы Вары, но не сложилось. Сначала умерла Марионилла, а вскоре и Игорь. Оба от рака. Причем о смерти двоюродного дедушки мы вообще узнали случайно. Он просто перестал писать, и только потом выяснилось, что его нет в живых. Нас никто не оповестил, наверное, боялись, что будем претендовать на наследство».
Екатерина Рыжикова с мужем
Предпоследняя дочь четы Винклеров Вероника, бабушка Екатерины Рыжиковой, в Харбине познакомилась с будущим мужем. Его вскоре репрессировали и отправили в Красноярский край. Семья так и осталась жить в поселке Кононово.
«У бабушки было пятеро детей. Сын Коля умер во время переезда из Харбина, в кемеровской области его укусил энцефалитный клещ, – рассказывает Екатерина Рыжикова. – Остались четверо, все живут в Красноярском крае. Моя мама Нина, у неё двое детей – мой брат, но он недавно погиб и я. У нас с мужем трое детей и свой небольшой бизнес. Тёте Людмиле в нашей семье передался талант Винклера, она художник-оформитель. Обе дочери пошли по её стопам. Елена занимается художественной лепкой в Воронеже, Нина живёт в Санкт-Петербурге и создаёт глазные протезы. У ещё одного сына нашей бабушки Веры три дочери, он сам уже на пенсии, работал в энергетике. У пятого Сергея трое детей – Дмитрий и Надежда на хороших должностях в Москве, Наталья осталась жить в Кононово».
Красноярские потомки Винклера
Вероника (на фото сидит по центру) - предпоследняя дочь Винклера
Внучка Винклера Людмила тоже стала художником-оформителем
Ещё один сын Винклера Георгий поселился в Магнитогорске. Но он, к сожалению, долгое время боролся с зависимостью от алкоголя и рано умер. Сейчас связь с той ветвью родственников почти потеряна у красноярцев почти потеряна.
Зато они активно поддерживали отношения с самый старшим сыном Винклера Владимиром. Из Харбина он перебрался в Омскую область, к родным своей мамы. Всю жизнь проработал трактористом, осваивал целину в совхозах «Цветочный» и «Хлебодаровский». Сейчас он уже умер.
Сын, внук и правнук Владимира Винклера
Однако его сын Владимир, праправнук Владимира Францевича, фактически объединял всех наследников. Он долгое время поддерживал связь и с сестрой Еленой. Её судьба закинула вообще на другой конец света в Австралию.
«Лет десять назад они встречались на Байкале. Оба туда приехали – Владимир из Омска, Елена из Сиднея, - рассказывает Екатерина Рыжикова. – У неё сейчас фамилия Плющ. Ещё в Харбине она познакомилась с будущим мужем, тоже русским эмигрантом. И они перебрались в Австралию. Насколько я знаю, у них четверо или даже пятеро детей».
Об этой истории и о судьбе единственной омской ветви потомков Владимира Францевича Винклера, которым в наследство досталась звучная чешская фамилия мы расскажем в следующем материале.
Автор: Анна Микула.
Фото: Исторический архив Омской области, книга «Одиссея скульптора Винклера», а также предоставлены героями публикации.