Дата публикации: 5.09.2025
Омский зоосад, как и сам Генерал-губернаторский дворец появился благодаря стечению двух несчастий – общественного и личного.
Стоявший на этом месте посольский дом был уничтожен самым страшным за всю историю Омска пожаром, случившимся в мае 1823 года. Огонь перекинулся от бани помещицы Оболенской, сильным ветром его моментально разнесло по деревянным постройкам. Мы уже писали подробнее об этой исключительной по своей разрушительной силе катастрофе.
Другая трагедия – личная, но затронувшая сердца каждого омича. Молодая, хрупкая жена генерал-губернатора Гасфорда – та самая Любочка не перенесла сурового климата, заболела чахоткой и умерла. Во многом это произошло из-за ветхого, насквозь продуваемого дома с прогнившими половицами, где жила семья первого лица города. Убитый горем супруг смог добиться, чтобы для главы города построили здание, соответствующее его статусу. Но пожить там уже не успел.
Генерал-губернаторский дворец построили в 1862 году, когда Гасфорта направили служить в Петербург. А управлять Омском – из Северной же столицы – направили Александра Дюгамеля. Кроме своих несомненный военных заслуг он оказался страстным садоводом. За эти годы в генерал-губернаторском дворце побывают немецкий зоолог Альфред Брем, русский путешественник Николай Пржевальский, исследователь Арктики Адольф Норденшельд, немецкий этнолог Отто Финш.
С лёгкой руки первого жильца этого здания вокруг него разбивают Генерал-губернаторский сад, в теплицах и оранжереях которого выращивали экзотические деревья, цветы и травы. А также велась селекционная работа. Появление сада было не прихотью, а настоятельной необходимостью в степном городе.
«В санитарно-гигиеническом отношении Омск занимает одно из самых последних мест, – мостовых или шоссе в городе нет, и поэтому весной и осенью во время дождей образуется непролазная грязь, переходящая в некоторых частях города в непролазную трясину. А летом даже от небольшого сравнительного ветерка поднимаются такие облака и тучи пыли, что образуют на некоторых площадях и улицах города ряды песчаных дюн, в то время невозможно пробыть на улице и часу. Зимой город страдает от буранов, в летний период от пыли в солнечную погоду и от непролазной грязи – в ненастную. Город нуждался в искусственном озеленении», – это омский краевед Александр Лосунов приводит в своём докладе цитату из описания Омска в начале XIX века.
На фото: Казачий сад.
Садов на самом деле было два – Казачий, возле Никольского собора и интересующий нас Губернаторский напротив дворца.
Им в разное время могли любоваться члены императорской семьи Романовых, приезжавшие в Омск с визитами. Среди них – бывший тогда ещё цесаревичем Николай II, а также Великие князья Владимир Александрович (сын Александра II) и Константин Константинович (сын Константина Николаевича, младшего брата Александра II).
После Февральской революции здание реквизировали и назвали «Дворцом Республики». Захватившие Омск белогвардейцы переименовали его в «Дворец Свободы». В генерал-губернаторском дворце разместились рабочий кабинет Колчака, канцелярия и совет министров.
После Октябрьской революции власть снова сменилась во «Дворце Революции» были разные учреждения – даже детдом и сапожная мастерская. Здание приходило в упадок пока его не передали по инициативе Фёдора Мелёхина Краевому музею. В 1927 году в «Саду Республики» сотрудники музея основывают зоосад. Тобольские охотники отправляют в Омск отловленных в лесах зверей и птиц. Поездом из новосибирска доставили ястребов и змей. Томск подарил зоосаду годовалую медведицу. Также железной дорогой из Исилькуля привозят волчонка.
Во время расцвета омского зверинца в нём находилось около 200 животных: два медведя, десять волков, лоси, лисы, корсаки, барсуки, лебеди, утки, ежи и многие другие животные. Вход в сад был платным и от продажи билетов туда выручали вдове больше прибыли, чем от самой экспозиции, расположенной в генерал-губернаторском дворце.
Однако в 1935 году зоосад упразднили из-за сложностей с кормлением животных. Всех их продали в Новосибирский зоопарк, который процветает до сих пор.
Тем временем два зелёных участка объединили в Центральный омский горсад.
Его открытие тоже по роковому стечению обстоятельство совпало со страшным событием. 22 июня 1941 года вместо долгожданного праздника горожан собрали на митинг, где объявили о нападении Гитлера на страну.
Открытие перенесли на год. И горсад с этого момента стал любимым местом для прогулок омичей ещё почти на полвека.
Труппа эвакуированного в Сибирь театра имени Вахтангова давала здесь выступления, а в генерал-губернаторском дворце, который сейчас и сам стал «Экспонатом № 1», спасали коллекции Русского исторического музея.
На фото: колесо обозрения, просуществовавшее в Городском саду до 1966 года.
Там были два фонтана, колесо обозрения и гигантская статуя Сталина. А экспозиции на входе менялись в честь разных событий. Например, на одном из фото его украшает уменьшенная копия знаменитых «Рабочего и колхозницы». Часть ограждения сада до сих пор сохранилась на улице Ленина. Продолжилась и ботаническая традиция – тут проходили сельскохозяйственные выставки, а в кадках на аллеях росли экзотические растения, которые зимой сохраняли в теплицах.
Сад упразднили 1 февраля 1977 года.
Уже в недавнее время бывшим на тот момент губернатором Александром Бурковым обсуждалась возможность воссоздания омского зоопарка. Предлагалось в частности перевезти животных из Большеречья. Но всё это так и осталось прожектом.
Автор: Анна Микула
Фото: из фондов ОГИК