Дата публикации: 26.09.2025
Совсем скоро Омск сменит свой официальный день рождения – с 1716 на 1628 год, когда царь Михаил Фёдорович издал указ об основании города в устье Оми. Об этом рассказал Сергей Татауров, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. С 2022 года археолог ведёт раскопки между Литературным музеем и Музеем МВД, и найденные им артефакты позволяют утверждать, что Омску почти на сотню лет больше, чем это принято считать.
Сергей Филиппович показал лишь самые интересные из таких находок: серебряные запонки с зелёным камнем, пули, женскую серьгу… Самыми «железобетонными» доказательствами оказались монеты – три монетки времён Михаила Фёдоровича были найдены ещё в прошлом году. В этом году археологи на месте раскопок собрали целую коллекцию польских и немецких монеток.
«Караваны судов тогда возглавляли иностранцы на службе у российской короны. Как знать, может, они, уходя в поход, бросали монеты, чтобы вернуться? Серебряные запонки с очень хорошими зелёными камнями, скорее всего, офицерские. Фрагменты китайского фарфора есть практически на всей территории. Изделия из него были крайне дорогими, отдельные предметы до 2 рублей серебром доходили. Для сравнения – жалование обычного служилого человека тогда составляло 4,5 рубля в год. И ведь был спрос!»
Но самый ценный результат работы археологов – найден культурный слой с производственными, бытовыми предметами, которые также относятся к 17 веку. Начиная от обычной керамики – как говорит Сергей, острог, который стоял здесь, основывали тарчане, и найденная керамика была изготовлена в Таре. Это подтверждено анализом глины.
На фото: Сергей Татауров
«Мы находим инструментарий, отвёртки для оружия и прочее, что имеет прямые аналогии с Албазином, Мангазеей, теми городами, которые существовали в первой половине 17 века. Это не случайно утерянные вещи кем-то из 18 века – культурный слой указывает на то, что люди здесь жили десятилетиями. Слой здесь в среднем от 50 до 80 сантиметров в некоторых местах – за месяц не натопчешь, это годы существования этого комплекса», – рассказывает Татауров.
По словам историков, прежде здесь был острог – уже найдена острожная стена, причём первая сгнила и омичи из 17-го века поставили вторую – это указывает на преемственность и регулярность использования территории. Рядом с острогом стояли укрепления, жилые комплексы.
«Ещё это место интересно тем, что и в 17 веке, в 18-м всегда считалось лучшим для рыбной ловли. Здесь обитала огромная колония нельмы. Кстати, у тарчан на первом месте в их рационе питания по рыбе была половозрастная нельма от 8 до 12 килограмм, и только на 2 месте осетровые, на 3 – щука».
На фото: Остатки острожной стены
1628 год, когда Михаил Фёдорович подписал указ об основании Омска в устье Оми – эту дату Татауров предлагает считать памятной.
«Начала осваиваться эта территория с самого начала 17 века, потому что в 1605 году сюда уже пришёл один из первых караванов дощаников (плоскодонный деревянный корабль. – прим. Ред.) за солью. Они здесь останавливались, чинились – этому есть документальное свидетельство».
На вопрос, что же будет с именем Бухгольца, которого мы привыкли считать отцом-основателем Омска, у Сергея Татаурова нет определённого ответа. Зато есть дополнительные вопросы к исторической фигуре:
«С Бухгольцем очень сложная ситуация. Во-первых, никаких свидетельств конкретной даты основания. Нет никаких документов – об основании Омской крепости он рассказал через несколько десятков лет, этот рассказ записали и восприняли на веру. И сама фигура его неоднозначна. Это единственный старший офицер, который капитулировал в петровской армии, причём перед кочевниками-азиатами – такого тогда быть не могло. Собирались провести расследование, но всё же отпустили. Во-вторых, когда он подписывал акт капитуляции, не указал тарских служилых людей, которые обеспечивали его экспедицию и питанием, и проживанием. В результате тарчане ещё почти 15 лет выходили из плена».
Прежде, как рассказывает Сергей Филиппович, у учёных не было интереса к ранней дате основания Омска – документы, подтверждающие её, лежат в архивах, но в их учётных карточках не отмечен ни один читатель. Сейчас омский археолог, имея на руках реальные артефакты родом из 17-го века, получает поддержку от коллег.
«В документах прописаны и имена царских служилых людей, которые были отправлены осматривать конкретное место, где будет острог, и их записки воеводам, что здесь почва хорошая, лес замечательный. Сейчас история Омска – это табула раса (чистый лист (лат.) – Прим. Ред.). И вот он начинает постепенно заполняться, и выясняется, что есть документальные свидетельства, но надо это все собрать, обобщить».
После скрупулёзной работы археологов для официальной смены года рождения Омска нужны только формальности. Требуется решение президиума Российской академии наук, что 1628 год можно считать основания русского комплекса в устье реки Оми. Как говорит Татауров, нужные документы уже готовы и отправлены, нужно лишь дождаться ответа и указа из администрации президента. А найденные артефакты найдут себе место на выставке в историко-краеведческом музее
На фото: Зелёные камни похожи на изумруды, но археологи никогда не говорят наугад – артефакт ждёт анализа специалистов
У археологов свои мечты: вот Сергей Татауров мечтает отыскать дощаник – то самое судно, которое перевозило соль в 17 веке по сибирским рекам. «Это символ основания города Омска – он появился именно благодаря соли, благодаря этим корабликам, которые возили её».
Но пока сезон раскопок благоволит к историкам, есть более насущные планы:
«Нам надо найти и полностью разметить контур Ильинской церкви, на следующей неделе переходим туда. Мы там уже проводили работы, нашли участок стены, теперь нужно контуры найти. А дальше уже как решат власти – восстанавливать, музеефицировать… Но в любом случае, сейчас в неприглядном виде это место находится, и надо что-то делать. Но не так, как сквер Борцов революции, где разрушили всё при минимальном археологическом надзоре».
Ещё одно событие в сфере археологии грядет в начале октября – с 9 по 11 октября в Большеречье пройдут IV Аношинские чтения – международная научно-практическая конференция, которая соберёт историков и археологов. Здесь сын известного омского археолога, Филипп Татауров, откроет стелу, установленную в основании Большерецкого острога, а сам Сергей Филиппович посетит Всероссийский археологический съезд в Красноярске, где расскажет о своих тарских раскопках – их он ведёт уже 18-й сезон подряд. «Сейчас идёт разговор о том, чтобы сделать этот город туристически привлекательным, поэтому нужно показывать наши планы научному сообществу».
Напомним, что омские историки выступили с инициативой воссоздать Тарский кремль – уже готов макет. Подробнее писали об этом здесь.
Автор: Ирина Баландина
Фото: Анна Шестакова