Вода, спички и немного пыли... Как студент из ОмГАУ Ростислав Муханов оживляет динозавров?  

Дата публикации: 14.08.2023

Фотографировать Ростислав Муханов начал в 9 лет. Сначала об этом просили родители и близкие родственники. Новое платье мамы было поводом устроить настоящую фотосессию, вспоминает молодой человек. Опыта не было, оборудования тоже. Ростислав снимал на телефон, потом на цифровую «мыльницу».

«Мама часто просила меня переснять. Говорила, что она моргнула или не туда смотрит. Постепенно фотосъёмка начала меня интересовать всё больше. Я увлёкся предметной мобильной макрофотографией. Хобби стало перерастать во что-то большее».

Первыми моделями в предметной макросъёмке у Ростислава стали фигурки динозавров. Он их коллекционировал с двух лет. Сначала, конечно, неосознанно.

«Они собирались один за другим. Но в подростковом возрасте я стал как-то по-другому к этому относиться, даже забросил. В 14 лет я наткнулся на группу коллекционеров в интернете, и для меня открылась другая среда.

Я понял, что я не одинок в своём увлечении. Что коллекционировать динозавров – это нормально, что это не просто игрушки. Позже узнал, что есть фигурки, которые не только в обычных магазинах продаются. Есть более дорогие, более детализированные, анатомически точные».

В коллекции Ростислава около 200 моделей вымерших животных. Их ценность молодой человек не измеряет деньгами. Для него важнее эмоции. Самая дорогая модель – подаренный мамой велоцираптор safari ltd 2002 года.

«Она лежит у меня, надёжно смотанная в поролон. Такую сейчас будет очень сложно найти. В среднем её стоимость порядка двух тысяч рублей. Она маленькая, не габаритная, но для меня очень ценная».

 

Вымершие, но не забытые

Идея снимать модели динозавров на фоне реальных пейзажей пришла случайно. Ростислав листал ленту любимого сообщества коллекционеров и смотрел на фотографии различных фигурок.

«Я увидел, что люди фотографируют в природе, просто поставив фигурку. Тогда я подумал: а почему бы ракурс не поменять, почему что-то не сделать иначе. С тех пор я начал углублённо развиваться в этом направлении и снимать достаточно много. Я выходил чуть ли ни каждый день на съёмки».

Первая прошла в Казахстане. Ростислав отдыхал у родственников. В тот вечер была гроза, начинался дождь. Молодой человек взял телефон и отправился в горы. На протяжении трёх часов он снимал велоцираптора и кетцалькоатля (виды динозавров. – Прим.) в окружении дикой растительности под дождём.

«Меня успели дома потерять, но я был доволен съёмкой. Кадров хватило на год вперёд. Тогда я только начал развивать свой аккаунт. Было всего 300 подписчиков. Всем очень понравились эти кадры».

 

От хобби к профи

Ростислав решил развиваться в направлении макросъёмки. Чтобы усовершенствовать свои навыки, фотограф-самоучка обратился в школу Юлии Огородниковой. Её порекомендовала мама Ростислава. Но прежде она сама написала опытному фотографу и попросила оценить способности сына.

Юлия Огородникова, фотограф:

«Она попросила посмотреть её сына, на предмет нужно ли ему вообще заниматься фотографией серьёзно. Я зашла в аккаунт мальчика и поразилась тем, что он без обучения может делать посредством камеры телефона! Конечно, рекомендовала маме обязательно отправить ребёнка на обучение.

Ростислав рос профессионально каждое занятие, обзавёлся интересными приспособлениями для съёмок, много читал и экспериментировал. Был увлечён биологией! Меня он поразил тем, как он увлекался интересующими его темами: фотография и биология его любимицы.

На практических занятиях я даже подсматривала за учеником и перенимала себе его интересные “фишки” в фотографии для получения спецэффектов в кадре, без фотошопа».

Новое оборудование для съёмок Ростислав приобретал за собственные средства – откладывал карманные деньги, подрабатывал на детских праздниках, свадьбах и репортажной съёмке. Позже макроснимки оживших динозавров заинтересовали клиентов из-за границы.

«В Омске обо мне мало кто слышал. С самого начала я начал развиваться именно на зарубежном рынке, наращивать там подписчиков. Спрос идёт именно из англоязычных стран. У нас берут плохо. Это, скорее всего, связано с менталитетом – зачем что-то покупать, если можно заскринить или скачать из интернета?

Те, кто приобретает у меня снимки, получают ограниченное пользование над ними. Могут распечатать и повесить на стену, чтобы любоваться дома.

Сейчас продажи застопорились. Желающих очень много, но они все за рубежом. Платёжные системы у нас с этими странами теперь не работают. Обходных путей пока не нашёл».

Фигурки динозавров Ростислав начал оживлять не сразу. Сначала просто снимал их в окружении живой природы. Потом стало скучно, начал экспериментировать.

Чтобы придать эффект тумана, фотограф, к примеру, использует атмосферный аэрозоль. Капли дождя добавит пульверизатор, клубы пыли можно поднять самому. Для этого достаточно пнуть песок в нужную сторону. Однако меру тоже нужно знать. Он не должен засыпать модель.

«Первая моя попытка была ещё с камерой телефона. Чтобы создать эффект тумана, я использовал обычную подожжённую щепку, слегка сырую, чтобы она дымила. Но у меня не получилось ничего. Потому что там был неправильно поставлен свет.

Позже я уже начал экспериментировать с фотоаппаратом. Там была вариативность выдержек, с которыми я мог снимать, чтобы кадр получался в тот момент, когда мне нужно было».

Пандемия в 2020-м вывела творчество Ростислава на новый уровень. Он начал часто выходить гулять в парк. Отсутствие свежего воздуха плохо влияло и физически, и морально, вспоминает фотограф. На одну из прогулок он решил взять с собой фотоаппарат. В кадр попали… насекомые!

«Я начал высматривать насекомых. Тогда я вообще в них не разбирался. Только на любительском уровне, в духе “это божья коровка, а это стрекоза”. Позже я стал разбираться, какой отряд. К примеру, что такое клоп-солдатик и клоп-щитник и чем они различаются.

Тогда я не знал, какие способы есть, чтобы снять насекомых. Эти ребята достаточно шустрые. Сделать хороший макрокадр с ними очень сложно. Просто ходил, высматривал и старался поймать кадр. Уже позже я узнал, что некоторые ловят насекомых, помещают на некоторое время в холодильник, чтобы их “замедлить”, и снимают в домашних условиях».

Энтомологическая фотосъёмка – специфическое направление, говорит Ростислав. Заработать на нём сложно не только в Омске, но и по всему миру. Сейчас молодой фотограф осваивает вторую специальность – «прикладная геодезия» в аграрном университете.

«Путь в фотодело в нашей среде достаточно сложный в плане реализации без какого-то дополнительного заработка. Конкуренция очень большая. В нашем городе порядка 10 тысяч человек, которые называют себя фотографами. И это далеко не высококлассные специалисты. Чаще это люди с камерой и в лучшем случае с фотовспышкой.

Геодезия – это то, что даст мне опору. Плюс перемещение по стране. Никто не мешает мне взять камеру и заниматься своим любимым делом в свободное время».

Ростислав планирует развиваться в художественной макросъёмке насекомых и динозавров. Надеется, что проблемы с платёжной системой в ближайшее время будут решены, и он сможет восполнить спрос клиентов из-за границы. По словам фотографа, в списке отложенных десятки заявок на его «оживлённые» снимки.

Автор – Ксения Тоичкикна

Фото – личный архив Ростислава Муханова и Юлии Огородниковой

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.