Что будет с Telegram в России? Мнения и рекомендации от экспертов по информационной безопасности

Дата публикации: 12.02.2026

Началось официальное замедление Telegram. Об этом официально заявил на днях Роскомнадзор:

«По-прежнему не исполняется российское законодательство, не защищены персональные данные, нет реальных мер противодействия мошенничеству и использованию мессенджера в преступных и террористических целях. В связи с этим, по решению уполномоченных органов Роскомнадзор продолжит введение последовательных ограничений с целью добиться исполнения российского законодательства и обеспечить защиту граждан». 

Что будет с Телеграм дальше и ожидать ли нам очередных блокировок, мы спросили у экспертов по информационной безопасности: Георгия Литвинова, доцента кафедры «Комплексная защита информации» ОмГТУ, сотрудника Технопарка «Трамплин», Андрея Мельникова, директора Югорского научно-исследовательского института информационных технологий, доктора технических наук, профессора (г. Ханты-Мансийск), Полину Данильченко, операционного директора ГК по информационной безопасности. 



Ответ на вопрос, что делать, если ТГ заблокируют окончательно, очевиден – нужно искать альтернативы. Ими могут стать ВКонтакте и МАХ – это самые популярные варианты. Как говорит Георгий Литвинов, нужно заранее подготовиться к полной блокировке: «Считаю, что вероятность полной блокировки крайне высока. Роскомнадзор подтвердил поэтапное ужесточение мер, а пауза была дана для плавного перехода аудитории в альтернативный отечественный мессенджер МАХ. Рассчитывать на то, что "пронесёт" – не стоит. Готовиться нужно технически, а не морально. Стоит экспортировать данные из переписок, перенести контакты, удалить из переписок фото документов и других личных данных»

Напомним, что с августа 2025 года ведомство начало работу по ограничению сервисов, которые не выполняют российское законодательство. Сначала замедлен, а потом и вовсе заблокирован оказался видеохостинг YouTube, а затем – популярный мессенджер Whats App (принадлежит компании Мета, признанной экстремистской и запрещённой в России). Теперь – очередь Telegram. Мессенджер работает нестабильно – ещё несколько месяцев назад были отключены звонки, с трудом отправляются сообщения, не грузятся фото и видео. 

О возможной блокировке популярного мессенджера эксперты говорили давно. Ещё в декабре в интервью «Московскому комсомольцу» Игорь Ашманов, член СПЧ по правам человека, эксперт по искусственному интеллекту, дал прогноз, что Telegram заблокируют в начале года, а об исследования деструктива в мессенджерах и признаках фейка он рассказывал в Омске в сентябре 2024 года. Но для пользователей это всё равно оказалось неожиданностью. На доступных платформах обладатели аккаунтов Telegram делятся своим негодованием, попутно скачивая ВПН-сервисы – по статистике за последние два дня количество их скачиваний превзошло количество скачиваний национального мессенджера MAX. 

Страна действительно активно переходит на MAX, но отказаться от привычного способа общения не так просто. Медиа «Трамплин» ведёт канал и в МАХ, так что не забудьте подписаться, чтобы не потерять нас.



Полина Данильченко считает, что Telegram может уйти из России официально, но россияне от него не откажутся – просто нужно время на поиск ВПН сервисов и обучение обхода блокировок. 

«Роскомнадзор требует передать ему ключи шифрования, Telegram этого делать не собирается. То есть мы сейчас наблюдаем новый виток борьбы Telegram с Роскомнадзором. Обход блокировок не запрещен, законом запрещен доступ к экстремистским сайтам, а Telegram в перечень этих сайтов не входит. У множества россиян, в том числе официальных лиц, есть свои телеграм-каналы, где они публикуют данные, есть телеграм-каналы, например, для Белгородской области, где предупреждают о атаках, дронах, медицинские сервисы, поэтому я думаю, что вряд ли он потеряет популярность».

Фактически не столь важно, в чем виноват Telegram, считает Андрей Мельников. «Идёт государственный тренд, направленный на переход на отечественные мессенджеры. В первую очередь это обеспечивает эффективный контроль государства». ВПН-сервисы, переживающие сейчас взлёт популярности, не выход, говорит эксперт. Во-первых, пока использование этих приложений не наказуемо, однако работа по их блокировке будет продолжаться, вопрос только в достаточности ресурсов для этой сложной работы. А во-вторых, напоминает Георгий Литвинов, ВПН-сервисы могут работать на мошенников и красть персональные данные пользователей. 

Один из аргументов Роскомнадзора для блокировки Telegram – то, что им часто пользуются онлайн-мошенники. Тут не всё так однозначно. Георгий Литвинов напоминает, что мессенджер – это всего лишь инструмент, и мошенники переедут в МАХ вслед за остальной страной. «Мессенджер осуществляет действия по борьбе с кибермошенничеством, но в данном случае уязвимость не в коде, а в доверии пользователей». 

Полина Данильченко тоже считает, что в борьбе с мошенниками поможет только повышение грамотности населения, цифровая гигиена и такие сервисы, как самозапрет на кредиты на Госуслуги. «Большинство мошенничеств происходит не через переписку, а через звонки. Победить можно только путем постоянного информирования, чтобы молодое поколение обучало старое. У нас в Омске существует IT-дружина – IT-тимуровцы, которые работают с старшим населением, рассказывают им о правилах взаимодействия с интернетом, о том, что нельзя делать. То же самое должно касаться работы в семьях с детьми, чтобы они это все понимали. В свою очередь регуляторы, правоохранительные органы и банки должны отслеживать подозрительные операции, звонки, запретить покупку сим-карт без регистрации на паспорт»

Будут ли продолжаться блокировки онлайн-сервисов и сайтов? Тут эксперты говорят однозначное «да». Роскомнадзор ведёт планомерную работу по устранению экстремистских материалов из всемирной сети и добился немалых успехов: 

«Существующие технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), они давно научились распознавать сигнатуры трафика, то есть набор уникальных признаков, который позволяет идентифицировать конкретные сетевые протоколы и сервисы. ТСПУ в сочетании с искусственным интеллектом позволяют не просто блокировать доступ к сайту, а исключать из предоставленной информации отдельные страницы, изображения или фразы», – рассказывает Георгий Литвинов о технической стороне работы по блокировке. 

МАХ сейчас выступает главным российским мессенджером, который включен в белый список и работает даже там, где ограничивают работу мобильного интернета. По размеру аудитории пока он не может соревноваться с Telegram – просто потому, что «телегой» пользуются по всему миру, а назначение МАХ – быть средством общения в конкретной стране. Сейчас национальный мессенджер получил новый приток пользователей, но дальше всё зависит от разработчиков. 

«Сейчас в МАХ переводят принудительно с помощью административных мер, но удержать пользователей контентом и удобством не удаётся. Чиновники и ведомства пытаются уйти в МАХ, однако возвращаются обратно в Telegram из-за отсутствия реальной аудитории. Telegram воспринимается как среда для живого общения и доверия, а МАХ считается госмессенджером для справок и формирования домовых чатов», – говорит Георгий Литвинов. 

Андрей Мельников более оптимистичен: «Да, у МАХ есть проблемы с функциональностью и стабильностью программных решений. Но они не носят системный характер. И, очевидно, могут при правильной организации работы преодолены за определенное время».



Текст: Ирина Баландина 

Фото: Алексей Мальгавко

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.