Дата публикации: 10.09.2024
От Омска до Владивостока. Такой путь преодолел Виктор Санин. Если вы думаете, что 63-летний мужчина просто купил билет на поезд или самолёт, ошибаетесь. 6450 километров – это 57 дней на велосипеде! Мы поговорили с Виктором Николаевичем, чтобы узнать все детали необычного путешествия.
В июне этого года омич выехал из родного города в Новосибирск. Дальше колесил через Кемерово, Красноярск, по транссибирской магистрали через Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Биробиджан, Хабаровск, Уссурийск. Конечная точка – Владивосток.
«Временами приходилось уходить с трассы в сторону для ночлега и пополнения запасов продуктов, а потом возвращаться. В пути находился 57 дней, вместе с днями, когда я из-за поломок или ливней не выезжал на маршрут», – рассказывает Виктор Николаевич.
С собой – всё необходимое для автономного путешествия. Корреспондент «Трамплина» выведал список вещей: палатка, спальник, коврик, запасной комплект одежды, утеплённый костюм, дождевой костюм, газовая горелка, котелок, термос, гигиенические принадлежности, набор продуктов в виде сухих каш, супов, галет, тушёнки, сублимированных супов и каш, которые не требуют варки. Запас еды – на неделю. Дальше – пополнение в населённых пунктах по маршруту. Докупать приходилось продукты, салфетки и мыло. Общий вес снаряжения – 30–35 кг. Плюс запас воды на 6–10 литров в зависимости от температуры.
Ночевал путешественник в палатке у речек, под мостами, на площадках отдыха дальнобойщиков. Иногда была возможность снять номер в отеле или гостинице. Это шанс постирать вещи, добраться до горячего душа, просушить одежду и инвентарь после дождей.
Путешествие на велосипеде – это не романтическая прогулка, как можно подумать. Здесь важна жёсткая дисциплина. Иначе сложно планировать путь и темп движения. Виктор Николаевич придерживался распорядка. Подъём в 4:00, завтрак. Старт в 5:00. По прохладе ехать легче, да и транспорта меньше, признаётся наш собеседник.
В пути многое зависит от дорожных условий, например, наличия крутых подъёмов, от встречного ветра или ремонтных работ. В среднем до 12:00 путешественник продвигался на 80–120 км. Потом час на обед. Во второй половине дня ещё 40–70 км. Остановка в 17:00 – 18:00.
«Подготовка ночлега, ужин, постирушки, составление отчёта и сон. До обеда отдыхал 5–7 минут через 20 км. После 40 км – отдых 15 минут, в обед – один час. После обеда отдыхал чаще: накапливалась усталость и начиналась жара. Когда встречались речки или ручьи, купался или обливался водой, чтобы не перегреться и не получить тепловой удар».
Виктор Николаевич – бывший спортсмен. В детстве и юности занимался спортивной гимнастикой, поэтому с травматизмом знаком не понаслышке. Да и с супругой повезло – она медик. В путешествии у велосипедиста было всё необходимое для первой помощи. Без ушибов, порезов, ожогов, растяжений и травм не обошлось. Но наш собеседник справлялся сам. В аптечке: мази, обезболивающие, бинты, минимальный набор лекарств.
Износ, грубо говоря, был не только у организма, но и у двухколёсного спутника. Техобслуживание или ремонт – почти в каждом областном или краевом центре.
«Были и поломки на трассе. Сломался багажник. Подручными средствами скрепил его, доехал потихоньку до ближайшей шиномонтажки, там нашлись металлические хомуты и трубки. В общем, сделали, чтобы продолжать путь. А в Чите приобрёл новый, который позже тоже пришлось ремонтировать».
Несложные работы, где не нужно спецоборудование или запчасти, Виктор Николаевич делал сам. Говорит, он опытный автотурист. Не боится ремонта в дорожных условиях.
Развеем ещё один стереотип о велопутешествиях. Поездка с наушниками и мыслями о великом – не вариант. На трассе нет места мечтательным прогулкам и лёгким движениям. Нужно постоянно оценивать обстановку, действия встречных и попутных водителей.
«В процессе движения думать о чём-то нет возможности. Музыку слушать категорически нельзя! Ты не слышишь, что происходит вокруг. Дороги наши далеки от идеала, многие водители объезжают ямы и кочки с выездом на встречную полосу или обочину. Это опасно для всех транспортных средств. А иногда не хватает ширины асфальта, и ограничительная белая линия края проезжей части нанесена прямо по грунту обочины».
Благо большинство водителей относятся к велосипедистам уважительно, утверждает собеседник. Например, притормаживают, когда есть помехи для обгона и терпеливо ждут, стараются сильнее принять влево, чтобы не задеть и не обрызгать водой во время дождя. Многие предупреждают звуковым сигналом о своём приближении.
Ложка дёгтя всё же есть. Некоторые автовладельцы проезжают на предельно малых расстояниях при обгоне. Велосипедист получает удар воздушной волной, бывает трудно удержать равновесие. И такое поведение встречается даже при отсутствии помех и свободной трассе, негодует Виктор Николаевич.
«Ну а когда встречаешь что-то интересное или красивый вид, то, конечно, останавливаешься, фотографируешь. Когда видишь встречных путешественников, вы тоже останавливаетесь, обмениваетесь информацией, впечатлениями. Как правило, это люди неординарные, интересные в общении».
Что ж, с материальными преградами мы разобрались. А как обстоят дела с духовными? Самое трудное, говорит путешественник, – преодолеть не километры, а психологический барьер. Оказавшись на велосипеде в дальней дороге, ты выходишь из зоны комфорта, из привычной среды в неизвестное. Тяжело сделать первый шаг.
Активного автотуриста психологические рамки не ограничивают. Наш герой делится своими девизами, словами из известных композиций. Российский поэт-музыкант и бард Юрий Кукин пел: «А мне бы дороги далёкие, и маршруты нелёгкие <…> И чтоб устать от усталости, а не от собственной старости». А автор и исполнитель шансона Вадим Кузема вторит: «Встал и пошёл, встал и пошёл, сам себя убеждая: будет всё хорошо».
Волнение всегда присутствует, не лукавит Виктор Николаевич. Особенно переживаешь в начале. Потом втягиваешься, и остаётся только цель.
«И думать надо всегда о хорошем! О чём думаешь, то по большей части и происходит. Ну и постоянный контроль, анализ того, что может с великой долей вероятности произойти. Всё-таки у меня большой профессиональный опыт подготовки, планирования и организации производственных процессов, это помогает во всех делах и мероприятиях. В этом плане мне, конечно же, проще, чем людям, которые в жизни не занимались подобным».
Омский путешественник – не робот, как любой обычный человек он подвержен стрессам. Без тени смущения наш собеседник признаётся: были минуты сильной усталости, хотелось плюнуть на всё и остановиться. Самому себе он уже доказал: могу. Всё-таки каждый день на двух колёсах – тяжёлая физическая нагрузка. Перерывы нужны обязательно. Но больше одного дня Виктор Николаевич не отдыхал: мол, был лимит времени – 60 дней.
«В такие минуты надо просто успокоиться, дать небольшую передышку – и дальше вперёд. Потому что назад нужно тоже ехать, на это тоже нужны силы, а психологически это ещё сложнее, потому что не дошёл до цели».
Теперь перейдём к финансовой стороне вопроса. Больше всего денег в дороге уходило на гостиницы, мотели и питание в кафе. Однако эти траты омич сократил, взяв палатку, коврик и спальник. Продукты покупал и готовил на мини-газовой плитке в армейском котелке. При организации быта всё зависит от человека: готов везти с собой или тратить в поездке.
Виктор Санин – не единственный автотурист в своей семье. Вместе с родственниками путешествует на машинах уже более 20 лет. Проехали всю Россию: от Владивостока до Калининграда, от Чёрного до Белого и Балтийского морей.
«Были в Карелии, на Волге, на разных её отрезках, прошли Урал с юга на север дважды в разное время, ходили вокруг Байкала по маршруту “110 зимника”, в Хакасии, Тыве, на Алтае и в Алтайском крае, в Северном Казахстане, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Пскове, на Валдае и так далее. Ходили и по категорийным маршрутам. Так что у нашей семьи очень большой опыт автономных путешествий».
А вот на велосипед Виктор Николаевич пересел не так давно. Готовиться начал два года назад. Постепенно покупал инвентарь и амуницию. В прошлом году – пробный пробег от Омска до Барабинска и обратно. Это 660 км – четыре дня, отправился на майских праздниках. Нужно было проверить экипировку, проанализировать темп движения, режим отдыха, питания. Тогда всё прошло нормально, без эксцессов.
От большого путешествия Омск-Владивосток велосипедиста отговаривали и жена, и дети. Однако характер сделал своё дело. Наш собеседник взял отпуск, оформил дополнительные дни за свой счёт. И отправился в путь! Провожали младшие дети, внуки и супруга. Они же встречали дома.
Расчёт был на 50–60 дней, фактически ушло 57, из которых в пути – 49. Пять дней потрачено на обслуживание и ремонт велосипеда практически через каждую тысячу километров. Плюс была травма: день на восстановление. А два дня были сильные ливни, штормовое предупреждение.
«Конечно, получил большое удовлетворение от того, что воплотил свои планы в реальность. Многие знакомые скептически к этому относились, да и вообще не верили, что я поеду в это путешествие. А мысль появилась после прочтения книги Сергея Сахнова “Есть ли жизнь после 60”. Главный герой после выхода на пенсию совершил кругосветку на велосипеде, пройдя почти 19000 км. Я тоже решил попробовать, посмотреть, чего я стою в полной автономке, без привычного арсенала из повседневной жизни и комфорта. Выходит, чего-то стою».
7 октября Виктору Николаевичу исполнится 64 года. Его родители за пару лет до рождения сына приехали в Омск из Белгородской области по комсомольским путёвкам для строительства.
В 1978 году наш герой окончил среднюю школу № 130. С семи лет занимался спортивной гимнастикой. Тренировки – на стадионе «Красная звезда». В десятом классе юный Витя стал кандидатом в мастера спорта. А после выпуска год отработал слесарем-сборщиком радиоаппаратуры на радиозаводе имени А.С. Попова.
В 1979 году будущий путешественник поступил в СибАДИ, через пять лет окончил с отличием. Стал работать в строительно-монтажном тресте № 3. Так началась карьера в области строительства. Сегодня Виктор Николаевич – главный инженер стройкомпании.
Пока две дочери и сын были маленькими, отец работал в Омской области. Принимал участие в возведении шинного завода, завода технического углерода, завода «Фрегат» в Тавричанке, омского теплично-парникового комбината, пивзавода «Рос», детских садов и школ. Также строитель занимался ремонтом, реконструкцией и реставрацией фасадов Сибирской академии железнодорожного транспорта.
После 2000 года Виктор Санин начал брать контракты в разных точках страны: Новосибирске, Ангарске, Красной Поляне, Калининградской области, Приморском крае, Кемерово.
«Женился на третьем курсе института. С будущей женой учился с первого по десятый класс. А после школы работали на одном заводе. Потом она поступила в медицинское училище, а я в СибАДИ. У нас трое детей и уже восемь внуков. Дети все получили высшее образование, двое окончили вузы с отличием. Все работают, у всех свои семьи».
Самые сильные увлечения нашего героя – зимняя и летняя рыбалка, автопутешествия и, конечно, велопрогулки. Каждое утро – по 25–30 км. Однако после масштабных путешествий на двух колёсах Виктор Николаевич не спешит снова отправляться в дальний путь. Правда, теперь вдохновились члены семьи, просят съездить с ними куда-нибудь недалеко.
Автомобиль и велосипед – не все средства передвижения, которые хотел освоить путешественник. В планах – сплав на лодке по реке Тара из Новосибирской области до Тары на Иртыше; а ещё полёт на параплане. И, конечно, куда без прыжка с парашютом! Был опыт на тарзанке – с высоты 270 метров.
«Самая большая мечта – пройти на ледоколе или корабле Северным морским путём! Но, боюсь, это уже неосуществимо. Хотя не будем загадывать, может, судьба ещё предоставит такую возможность».
Смотря на биографию нашего героя со стороны, слушая рассказы о его смелых путешествиях, рискованных прыжках, успешной карьере и крепкой большой семье, корреспондент «Трамплина» не сомневается: морскому путешествию быть!
Автор: Диана Масюта
Фото предоставлены героем материала.