Дата публикации: 10.07.2025
В Омске вышли на финишную прямую реставрационные работы в здании Музея городского быта. Восстанавливать полузаброшенный особняк купчихи Кузьминой, в котором ещё недавно сыпалась штукатурка, начали летом 2024 года. Сейчас уже завершены работы по укреплению фундамента, очистке и гидроизоляции наружных стен. Кроме того, полностью обновлена кровля и бережно отреставрированы деревянные элементы фасада. В перспективе — благоустройство прилегающей территории, воссоздающее атмосферу усадьбы XIX века. А ещё — подготовка уникальной экспозиции, посвящённой не только быту, но и судьбам омских семей.
Мы узнали, как тесно переплелись история особняка и личные истории горожан, и заглянули за кулисы реставрации, чтобы первыми увидеть, как драматичное прошлое обретает новую жизнь в стенах будущего музея. Больше фото — в нашем фоторепортаже.
Внутри пахнет сырой штукатуркой и свежим деревом. Под потолком висят строительные прожекторы, под ногами доски, инструменты и мешки со строительной смесью. Реставрация Музея городского быта в самом разгаре.
Ещё недавно здание было в аварийном состоянии: крыша прогнута, перекрытия – на грани обрушения, окна будто смотрели в никуда. А сегодня – обновлённая кровля, отреставрированные тяги и розетки, новые полы. Работы ведутся с почти хирургической точностью.
«Многие элементы постройки были разрушены. Приходится их восстанавливать по эскизам, по старым рисункам, книгам, архивными данными, но всё решаемо. Все новые детали, например, ставни, мы делаем из наших местных материалов, которые есть в Сибири. Изготавливается это всё в цеху, пропитывается всеми необходимыми пропитками. Всё будет сделано вовремя», – говорит руководитель реставрационных работ Роман Чернов, обещая, что объект будет сдан к концу 2025 года.
Однако не состоялась бы реконструкция этого терема без мецената Валерия Кокорина. Именно он взял на себя значительную часть расходов по восстановлению музея.
«Для истории Омска это очень важный объект. Его важно сохранить, чтобы помнить, как развивался Омск, как жили здесь люди. И, конечно, память должна сохраниться и создателе музея – Владимире Селюке. Он создавал этот музей всю жизнь. Он много сделал для того, чтобы история для нас становилась явью», – рассказывает Валерий Кокорин. После реконструкции музей получит имя Владимира Селюка.
Владимир Селюк, краевед, председатель Общества коренных омичей и создатель музея
«Ситуация кардинально сдвинулась с мёртвой точки. Мы видим, что уже сегодня огромное количество работ проведено по ремонту внутри здания. Параллельно мы готовим проект по благоустройству окружающей территории», – подытоживает мэр Омска Сергей Шелест.
На первый взгляд затерявшийся в переулках теремок по адресу Театральная, 7 – обычная усадьба начала XX века: высокий цоколь, глухие ставни, декоративный фронтон. На самом деле, судьба этого дома непростая, даже драматичная.
В 1915 году участок приобрёл присяжный поверенный по фамилии Мариупольский. Он заказал проект у архитектора Терлецкого, задумал выстроить полноценную городскую усадьбу: хозяйский дом и флигель, окружённые декоративным садом. Но планы разрушила история. К моменту завершения строительства, в 1917 году, началась революция. Мариупольский попытался быстро продать усадьбу купчихе Кузьминой, именно как её дом мы и знаем это строение. В 1918-м здание уже занимали венгерские части, позже здесь расположился детский дом, и только с 1920-х годов оно стало использоваться как больница. Дом так и не стал живым.
«Мне бы хотелось, чтобы здесь был не только музей быта, но и музей семейных историй, то есть истории семей, которые жили в Омске. Семья – это важно. Вся наша и общественная, и личная жизнь строится вокруг ячейки, которую я так люблю», – делится заведующая Музеем городского быта Татьяна Раскевич.
Новая концепция музея предполагает не только сохранение предметов быта, но и воссоздание истории четырёх омских семей. Ранее Татьяна Раскевич держала их фамилии в секрете, но в разговоре с нами назвала некоторые:
«Первый герой нашей будущей экспозиции – Аполлон Аполлонович Подкорытов. Он был преподавателем Кадетского корпуса. Закончил Николаевскую академию. Это был очень спортивный человек, как все военные люди в своё время: фехтовальщик, фигурист, бегун, лыжник. И существует даже легенда (подтверждённых материалов нет), что он был одним из кандидатов на Олимпиаду 1910 года».
Семья Подкорытовых. Омск, 1910 г. Штабс-капитан Аполлон Аполлонович Подкорытов сидит с газетой.
Дом, где расположится музей, когда-то почти стал собственностью купчихи Кузьминой. Сделка не была завершена из-за революции, но семейная история сохранилась благодаря её внучке, Галине Михайловне, которая уже в 1990-е годы переписывалась с основателем музея Владимиром Селюком и передала архивы семьи.
«Кузьмина из богатой купеческой семьи Пахотиных. Это была очень известная фамилия в Омске. Её зять – один из первых инженеров Омской ТЭЦ. Это прекрасный пример семьи, на примере которой можно рассказать о купеческом сословии, причём у каждой семьи есть причастность к истории Омска и всей страны», – раскрывает Татьяна Раскевич. Остальные детали будущей экспозиции директор Музея городского быта сохраняет для интриги.
Сотрудники мечтают, чтобы впоследствии и другие семьи могли представить свои экспозиции: кто-то принесёт дневники дедушки, кто-то – свадебное платье бабушки, кто-то – фронтовые письма. Кроме основной выставки, планируется создать зал для временных экспозиций, где любая омская семья сможет рассказать свою историю.
Текст: Алексей Могильников
Фото автора, фотофонд ГИАОО
Читайте также


