Омская сосна-лира спасена от вырубки и попала в национальный реестр

Дата публикации: 6.04.2025

Омская сосна-лира внесена в национальный реестр старовозрастных деревьев. У дерева с омской пропиской есть все шансы попасть памятником живой природы – ведь ему около 160 лет!

Правда, несколько месяцев назад дерево вместе со своими сверстниками, растущими неподалеку от посёлка Дачного, попало под угрозу вырубки. Спас реликтовые сосны Михаил Баньковский, омич, который скромно называет себя любителем туризма. 



Реликтовые сосны в посёлке Дачном Михаил обнаружил по наводке более опытных туристов ещё 7 лет назад – сюда он ходил в походы, здесь он и его друзья занимались альпинизмом, здесь он даже спал, подвешивая гамак на 15-метровой высоте или оборудуя «снежанку» – зимний аналог землянки. 

По подсчётам Михаила, деревьям, растущим на расстоянии 30-50 метров друг от друга на участке примерно 200 квадратов, не меньше 160 лет! Рядом оказался пень от давно спиленного дерева, на котором насчитали 153 годичных кольца. Диаметр ствола при этом совпадал с ещё живыми гигантами. Высота впечатляет – 21 метр, уровень 7 этажа, метровый диаметр, 3 метра в обхвате. Без специального альпинистского оборудования не подняться, а вид с высоты захватывает дух. 

Но однажды на знакомом месте Михаила ждал неприятный сюрприз – в ноябре 2024 года на огромных деревьях появились характерные рубки. Лесничество посчитало уникальные деревья просто старыми и внесло в план рубки.

«Возможно, такие деревья ещё есть в области – в Чернолучье есть реликтовый бор, на севере. Но здесь они рядом с городом, и это одни из самых больших и старых деревьев в Омской области! Местный лесхоз был основан в 1949 году, и эти деревья, скорее всего, стали семенниками и предками всех окрестных сосновых посадок. Я стал одним из инициаторов защиты сосен, не было выбора переадресовать это дело кому-то другому. Так появилась петиция против вырубки сосен – её уже подписали больше 900 человек», – рассказал «Трамплину» Михаил Баньковский.

Эти сосны выгодно отличаются от остального леса – по сравнению с растущей молодёжью эти выглядят как аксакалы. Сюда часто приходят местные, туристы, которые приводят детей и внуков. Михаил сам приходит сюда часто с друзьями ради хобби, щекочущего нервы: «Одно из моих хобби – промышленный альпинизм. Поэтому я друзей, знакомых поднимал со страховкой на 7 этаж, по дереву. Это 21 метр. Городские деревья поднимаются максимум на 2-3 этаж. В летнее время 4 раза ночевали в гамаках на пятнадцатиметровой высоте, сначала гамак, снизу страховка, всё безопасно. Но без снаряжения и опыта не советую».

Масштабы сосен сложно оценить, и современная фототехника с этим не справляется, поэтому фото не так показательны. Но понятнее становится, если сопоставить среднестатистического человека и дерево – на этом фото люди и вовсе сидят на ветках, как воробьи. 

У гигантов зеленые ветки только на макушке, ствол практически без веток – но это не признак болезни. Просто, как говорит Михаил, у этого леса было солнечное, счастливое детство: сосны росли, пока их не затенял другой лес, и у них по всему стволу были боковые ветки, диаметром по 15-20 сантиметров. Когда молодой лес, которому сейчас 30-50 лет, вытянулся на такую же высоту, боковые нижние ветви засохли – просто до них перестал свет доходить. По словам Михаила, деревья живые и могут простоять ещё несколько сотен лет. 

Однако возраст не щадит даже долгожителей – одно дерево получило сильное повреждение, поэтому его придётся снести. Остальные, здоровые и живые, останутся на месте – ГУЛХ (Государственное управление лесного хозяйства. – Прим. Ред.) внял просьбам омичей: обещал провести проходную вырубку и проредить лес (необходимая для его развития операция), не затронув гигантов.

Есть среди омских гигантов и необычные экземпляры – например, дерево-лира, ствол которой раздваивается посередине. В этой развилке с комфортом помещаются два человека. Это дерево тоже должны были срубить – как некондиционное. Однако Михаил оформил заявку на участие сосны во всероссийской программе «Деревья – памятники живой природы», главная цель которых сохранение старовозрастных деревьев. И вот недавно пришло подтверждение – сосну-лиру включили в программу, и теперь она находится под государственной защитой.

Кстати, говорит Михаил, подобные деревья есть и у других регионов – но в отличие от омского, ствол там раздваивается на высоте 3-4 метра. Омская же сосна делает развилку на 10-метровой высоте.

В программе «Деревья – памятники живой природы» две ступени. Первую ступень омская сосна успешно прошла – занесение в реестр. Всего в этом реестре 1500 деревьев, из них в Москве и Московской области растут около 100. Вторая ступень – личное обследование дерева специалистами из Лесного центра, они выяснят, сколько ему лет, не спиливая. Затем эксперты принимают решение, достойно ли дерево звания памятник живой природы. Ещё одно дерево – самая большая сосна высотой с 7-этажный дом – тоже может стать участником программы, Михаил оформил заявку и на него. 

Напомним, что в Омске уже было дерево-памятник – в реестр старовозрастных деревьев попала столетняя ива, росшая у Водоканала. К сожалению, несмотря на все укрепления ствола, она стала аварийной и её пришлось снести. А вот Яблонька сибирская у Краеведческого музея, которую называют бабушкой омских яблонь, ещё растёт, несмотря на преклонный возраст – 136 лет. 



Автор: Ирина Баландина

Фото предоставлены Михаилом Баньковским

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.