Дата публикации: 23.09.2025
Рядом с парком 30-летия ВЛКСМ должен был разместиться главный вокзал Омска, а местные заводы – стать центром автомобильной промышленности России. С другими районами Октябрьский округ мог бы соединить метрополитен. Место для него тут есть до сих пор.
Как жила «Богдашка» в момент своего основания и как большой индустриальный переезд, советское время и Перестройка изменили её — об этом на авторской экскурсии рассказывает исследователь городского пространства Никита Богров.
Центральный городской парк
Энергетический центр района — Парк 30-летия ВЛКСМ. Зелёный массив до революции назывался Ново-Загородной рощей.
Официальный статус парк приобрёл 24 мая 1940 года. К этому времени здесь появились танцплощадка, качели и место для игры в городки. Вход в парк был платным. В июле 1941 года здесь планировали провести Сабантуй.
«История татарского национального праздника Сабантуй — это интересный пример того, как советская власть поддерживала подобные коллективистские и спортивные мероприятия. Они идеально вписывались в концепцию массового, организованного досуга.
Что же конкретно там происходило? Это было не похоже на современные праздники с аттракционами. Не было каких-то специальных развлечений в нынешнем понимании. Люди развлекали себя сами: весёлые эстафеты, самодеятельные костюмированные представления, танцплощадка. И вот представьте себе эту картину: середина дня, торжественное открытие праздника, и вот именно в этот момент объявляют о начале войны», — рассказывает Никита Богров.
В военные годы облик парка дополнили бетонные скульптуры — моряка, пограничника с собакой, знаменитая группа спортсменов и детский городок.
Центральное место занимала фигура вождя.
Сейчас на этом месте карусель.
В 1948 году, к тридцатилетию комсомола, парк получил своё историческое название — имени 30-летия ВЛКСМ. К этому событию приурочили открытие летнего деревянного кинотеатра «Темп». Парк жил активной жизнью круглый год: летом работала футбольная площадка, которая позже превратилась в стадион «Юность», а также танцплощадка; а зимой заливался каток, проводились соревнования и праздничные гуляния.
В 1950–1980-е годы парк переживал свой золотой век. Он строился по лекалам знаменитого столичного Парка Горького, как классический советский парк для семейного отдыха. На его территории появились десятки аттракционов, были благоустроены аллеи и центральный вход.
Неподалеку многие годы стояла парашютная вышка.
«А вот здесь нас ждёт нечто особенное. Мы подошли к площадкам, которые были специально подготовлены и полностью готовы к использованию. И их расположение именно в этом месте — не случайность. Всё объясняется прямой связью с инфраструктурой для молодёжи. Если пройти дальше по улице Лизы Чайкиной, вы увидите Дом детского творчества.
А Дом детского творчества — это, по-своему, уникальное образовательное явление, настоящая российская традиция. Подобных форматов вы не найдете больше нигде в мире. Идея дополнительно загружать детей после школы может показаться странной, но здесь речь идёт не о нагрузке, а об увлечении, о развитии талантов. Именно Дом творчества и обеспечивал содержательное наполнение этих площадок, отвечая на реальные интересы и потребности молодёжи.
Если мы пройдём дальше, в сторону Скейт-Парка, вас будет ждать специализированная площадка для занятий авиамоделированием. Вы можете стать свидетелем настоящих соревнований по этому виду спорта. Это очень зрелищно!» — советует автор экскурсии.
Столица автомобилестроения
Сейчас сразу за парком – памятник труженикам тыла, но если бы история сложилась иначе, здесь был бы вокзал.
Никита Богров:
«Если посмотреть на генплан 1935 года, можно увидеть: изначальная идея была масштабной — полностью реорганизовать эту территорию. Планировалось построить новый вокзал, а главное — убрать железнодорожные пути, которые, как мы помним, шли здесь и здесь. Эти пути фактически отрезали район, так называемый «Порт-Артур», и всю привокзальную зону от основного города.
Замысел был в том, чтобы вынести транспортную инфраструктуру сюда, а на освободившемся месте создать целый промышленный кластер. Таким образом, город получал бы четкое зонирование: здесь — промышленность, здесь — жилые кварталы, а здесь — парковая зона. Все это должно было развиваться постепенно. Омск виделся столицей автомобилестроения, с акцентом на кордную фабрику и шинный завод. Следующим логичным шагом должна была стать сборка автомобилей».
Но когда началась война, предприятия перепрофилировали. На заводах работали от звонка до звонка. Выпускали «всё для фронта, всё для победы». Позже за это Омск получит звание город трудовой доблести.
Так, эвакуированный завод им. Баранова, который раньше также выпускал шины для автомобилей, стал делать шины для шасси самолётов.
В 1941 году в Омск был перевезён моторостроительный завод из Запорожья и авиационный завод из Москвы, которые «прописались» на 10-й Линии (так раньше называлась улица Богдана Хмельницкого). Для размещения рабочих стали строить бараки, а летом 1942 года был возведён первый капитальный двухэтажный кирпичный дом.
«Всё изменила война. Омск неожиданно стал центром оборонной промышленности, и его судьба совершила резкий поворот. Город превратился в стратегический узел, сосредоточивший всё, что было связано с самолётами и ракетами. Всё это происходило в хаосе военного времени. Парк уже был, жилые дома росли постепенно. Те самые знаменитые двух- и трёхэтажные дома. Жильё в них получали специалисты. Кто же строил эти дома? Основной рабочей силой были заключённые Омского лагеря ГУЛАГа, численность которых доходила до 7000 человек. Именно они строили “Полёт”.
Представьте: здесь работает огромное количество людей — 5 тысяч на одном заводе, 10 тысяч на другом, а в сумме целых 15 тысяч человек!
Цифра действительно большая, и всем этим людям нужно где-то жить. Таким местом жительства для рабочих стал барачный городок. Что представляла собой жизнь рабочего класса в таких условиях? Это была жизнь особая: не всегда дружная, не всегда приятная, но всегда честная и суровая», — поясняет автор экскурсии.
После войны начался второй этап развития улицы. На пересечении с улицей Маяковского выросли два четырёхэтажных дома с башнями-восьмигранниками, формирующими квартал.
Эти здания предназначались для высококвалифицированных специалистов и партийных работников.
В середине 1950-х возводятся уникальные и крупные здания — Дом Культуры, жилые комплексы и дома
За сдержанно-официальным фасадом Дворце культуры моторостроительного завода скрывалось роскошное дворцовое убранство. Здесь проходили все районные, городские и областные форумы, концерты заезжих знаменитостей: Леонида Утёсова,Лидии Руслановой, театра Сергея Образцова, оркестра Олега Лундстрема, ансамбля Александрова и многих других. Сейчас здание нуждается в ремонте и не используется.
Улицу изначально планировали очень широкой. Уже в 1948 году её ширина составляла 58 метров, а к 1961 году, в ходе дальнейшей застройки, достигла 100 метров. Центральную часть этой широкой магистрали занимает бульвар.
Здесь должна была пройти ветка метро. Станцию «Туполевская», напротив современного театра «Галёрка» даже успели построить на 10% . По первоначальному плану строительства метрополитена предполагалось открыть сначала южный участок первой линии «Маршала Жукова» — «Рабочая» на правом берегу Иртыша для связи центра города с промышленным районом.
В 2019 году старейшую станцию омского метро заполнили пластичной смесью, чтобы избежать просадок законсервировали. Как утверждали подрядчики, если вдруг в Омске решат возобновить строительство метро стройку могут начать с того момента, на котором остановились. А пока недострой стал ещё одним городским парком и ещё одной достопримечательностью улицы Богдана Хмельницкого.
Текст: Дарья Александрова.
Фото: Александр Румянцев.
Читайте также
