Дата публикации: 8.09.2025
Что делает Омск Омском? Почему туристы, приезжая сюда впервые, говорят: «Я ожидал меньшего» и уезжают с ощущением, что открыли для себя новый культурный центр?
Разговор об омской идентичности прошёл в пространстве «Электроточка» на презентации карты-путеводителя по архитектуре советского модернизма Омска Дмитрия Смирнова (о его книге «Лучезарный Омск» мы писали здесь). Лектор и экскурсовод Юлия Петрова предложила омичам задуматься, из чего складывается «омскость» и какие мифы определяют наше восприятие города. Этот разговор состоял из теоретической и практической частей – лекции и экскурсии. Корреспондент медиа «Трамплин» отправился за Юлией, чтобы выяснить, что такое «омскость».
Экскурсовод подчеркивает, что сегодня Омск становится всё более привлекательным для туристов. На экскурсиях она лично видит, что всё больше людей приезжают в город именно ради Омска.
«Наших гостей интересует Омск не с точки зрения посещения друзей, родственников, деловых связей, они едут в Омск для того, чтобы посмотреть на сам Омск. Есть ощущение, что имидж нашего региона в федеральном масштабе меняется к лучшему. Обычно у нас просят показать Белый Омск. Едут за «омскостью», едут за вот этой идентичностью. Кто-то едет за тем, чтобы посмотреть на историю освоения Сибири, то есть они хотят посмотреть на развитие нашей страны. И получается, что история Омска – это как один из кусочков этой истории», – поясняет Юлия Петрова.
Чтобы разобраться, что такое «омскость», Юлия обратилась к понятию «городская мифология», то есть к совокупности сюжетов, которые определяют образ города и в глазах туристов, и в представлении самих омичей.
«Сегодня буду рассказывать о том, что я считаю составными омского мифа. Я понимаю миф как Алексей Фёдорович Лосев. Это чудесная личностная история, данная в словах, то есть это не что-то сказочное, не сказка, а это факты, которые стали краеугольными для того, чтобы мы осмысляли изюминки нашей истории, то, что является опорными точками в смысловом поле нашего города», – делится перед лекцией Юлия Петрова.
Лектор выстраивает свою «хронологическую карту Омска». Начало – 1716 год, основание Первой Омской крепости, без которой не было бы и города. За ней Вторая Омская крепость, фигура Ивана Шпрингера, «гения места». XIX век дал Омску новый статус: образование области (1822), превращение в центр генерал-губернаторства (1838), приход Транссиба (1894).
XX век – особая эпоха. Омск становится Белой столицей, хранителем «золотого мифа», а затем индустриальным гигантом в годы Великой Отечественной войны, когда сюда были эвакуированы заводы. Именно этот момент, по словам экскурсовода, окончательно изменил городскую культуру и самосознание его жителей.
Миф №1. Омск – третья столица
В 1822 была образована Омская область, причём ее границы сильно отличались от современных, в нее входили территории современного Казахстана. Омск стал центром управления этими землями.
«На Генерал-губернаторском дворце мы с вами видим флаг. Правом поднимать имперский флаг обладали не все города Российской империи, а только шесть. Это Омск, Москва, Петербург, Тифлис, Варшава и Гельсингфорс, современный Хельсинки. Все-таки всегда приятно осознать, в каком ряду находился наш город», – смеётся Юлия Петрова.
Поэтому вполне логично, что Колчак решил перевести 13 министерств именно сюда, в Омск. Это миф продолжает жить и сегодня. В 2025 году Омск – молодежная столица, а в 2026 станет культурной.
Миф №2. Омское золото
Самый известный миф города – о «золоте Колчака». В 1918 году в Омске хранился золотой запас Российской империи. Согласно легендам, часть его так и не была вывезена и до сих пор покоится в подземельях банков, университетских корпусов или даже под частными домами.
Но «золотая тема» появилась задолго до Колчака. В легендах упоминается, что основатель Омской крепости Иван Бухгольц искал здесь золото. С золотом связывают и Успенский собор.
«Согласно легендарным сведениям, Николай Александрович, будущий император Николай II, не просто выделил 5 тысяч рублей из личных средств на строительство этого храма, но еще и золотые монеты положил под фундамент. Документальных источников этой истории мне не удалось обнаружить, так что пока оставим это в качестве мифа», – рассказывает Юлия Петрова
Миф №3. Крепости-звёзды и древние цивилизации
Вторая Омская крепость имеет характерную форму бастионов-звёзд. Для историков это логика военной архитектуры, но для любителей альтернативных версий – свидетельство «высших цивилизаций», предшествовавших России.
Некоторые альтернативные историки даже утверждают, что на месте Омска когда-то существовал загадочный Асгард Ирийский – мифический город, якобы располагающийся более 100 000 лет назад на месте, где сливаются реки Омь и Иртыш (в древности – Ирий). Отсюда и миф о «цивилизации предков», которая оставила в Сибири следы, не до конца разгаданные.
Миф №4. Воздушные фрегаты
Омский поэт Леонид Мартынов подарил городу один из самых романтических образов – «воздушные фрегаты». В стихах он описывал корабли, плывущие над городом, словно небесные символы его мечтаний.
«Мы с вами, друзья, находимся на дне моря. Как тебе такое, Илон Маск?» – иронично замечает Юлия.
Этот миф переплетается с архитектурой. Речной вокзал напоминает корабль, здание библиотеки Пушкина похоже на парус, гостиница «Иртыш» – на лайнер. Омск и правда можно назвать «городом кораблей», пусть и каменных.
Миф №4. Омск – каторжный и культурный
Нельзя забывать и о «каторжном мифе»: город ассоциируется с именем Достоевского, проведшего здесь годы ссылки. Для одних это «тёмная» страница, для других – источник культурной гордости. Ведь без Омска не было бы «Преступления и наказания» и «Идиота».
На каторге в Омске был и Лев Гумилёв, историк, сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Он вместе с другими заключёнными строил нефтекомбинат.
Миф №5. Омск – город-сад
В советские годы лозунг «Превратим Омск в город-сад» стал не просто мечтой, а конкретной программой по озеленению города. Массовая высадка деревьев, создание питомников, зелёные улицы и бульвары – всё это закрепило за Омском репутацию «оазиса в степи». К сожалению, сейчас это не так, но омичи стараются вернуть этот статус любимому городу.
От теории переходим к практике. Юлия и ее экскурсионная группа отправились изучать район Академии транспорта. Экскурсовод начинает прогулку на территории завода «Электроточприбор». Городские ворота, которые располагались в районе современного ТЦ «Каскад», стали частью экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Художник Павел Пясецкий решил показал миру «виртуальное путешествие» по Транссибирской магистрали на поезде в прямом смысле. В вагонах можно было сидеть, пить чай и чувствовать, будто едешь от Урала до Дальнего Востока. Первая «VR-экскурсия» в истории!
В Омске трудился архитектор Андрей Крячков, подаривший городу здание современного музея Врубеля и учебных заведений. Но настоящая жемчужина – здание Главного управления железной дороги, построенное по проекту Фёдора Лидваля. На фасаде здания – аллегорические фигуры скульптора Франтишека Винклера: Путь, Тяга, Движение, Управление. Ходит легенда, что все лица принадлежат одной женщине – возлюбленной мастера. А фигура «Тяга», говорят, даже беременна.
В 1895 году на станцию Омск за год прибыли и уехали миллион человек, при том что сам город насчитывал лишь несколько тысяч жителей. Британский журналист Джон Фостер Фрейзер, приехавший сюда в 1904 году, поражался омскому закату, толпе носильщиков на вокзале и... ухабистой дороге до центра. Добирался он в дрожках, рискуя вылететь в грязь, а кучер только смеялся и успокаивал: «Ничего!».
Жилищная история Омска – это тоже зеркало эпохи. В 1927 году появились кооперативные дома для работников водоканала.
«В советское время нужно было, чтобы люди собирались, чтобы они как работали коллективом, потом так же жили коллективом, отдыхали коллективом. Поэтому возникает такой феномен, как кооперативное жильё. Рабочие сами своё жильё строят, ну и сами, соответственно, в нём живут», – поясняет Юлия Петрова.
Дом по адресу пр. Карла Маркса, 33 – памятник сибирского конструктивизма. Жилые условия были организованы по принципу коммунального идеала: на семью выделялась всего одна комната. Общая столовая, общая прачечная, общий детский сад. Всё вместе – работать, стирать, растить детей, отдыхать.
Архитектор Степанов реализовал здесь один из интересных приёмов конструктивизма – угловое остекление. Окна «обнимают» угол здания, обеспечивая максимум света и воздуха. В Омске таких домов всего три: этот, второй корпус Аграрного университета и дом на углу улиц Некрасова и Тарской. Конструктивисты любили естественное освещение: меньше электричества – больше экономии.
Любопытно, что именно в этом доме с 1941 по 1943 годы жил академик Андрей Николаевич Туполев. Он ходил отсюда пешком в авиаконструкторское бюро, располагавшееся в здании Иртышского пароходства.
Отдельной страницей в летописи города стал Дворец бракосочетания на пересечении улицы Масленникова и проспекта Карла Маркса. Для нескольких поколений омичей именно этот дворец стал местом, где сбывались личные мечты, и где город становился свидетелем самых счастливых слов: «Да». При Дворце бракосочетания открылся магазин «Радость», в нём можно было купить всё для свадьбы. Вывеска этого магазина была отреставрирована в начале 2025 года, и в Омск снова вернулась «Радость». Здесь и закончилась экскурсия Юлии Петровой.
«Мне очень понравилась экскурсия и всё мероприятие в целом. Всё было прекрасно. Я узнала много нового: про историю города, зданий и архитектуры», – делится впечатлениями после экскурсии Анастасия.
«Впечатлений очень много как от экскурсии, так и от лекций. Информации много, хочется ещё раз всё обдумать и переварить», – рассказывается Евгения.
Сама Юлия отвечает на вопрос, что такое «омскость», так:
«Для меня Омск – это как в стихотворении, её поля, её леса. Для меня это река, для меня это люди, для меня это то золото, которое у нас постоянно в истории нашего города все ищут. На самом деле, главное золото – это таланты. Это небо степное и это обаяние провинциальное. Я не боюсь этого слова, я горжусь тем, что мы провинция, но мы развитая, красивая, культурная и очень обаятельная провинция».
«Как самостоятельно изучать город? Мне очень понравилась фраза одной моей коллеги из Москвы. Она сказала: ‟Будьте замечательными и интересными. Всё, замечайте и всем интересуйтесь”. Мы часто ходим по улицам и смотрим себе под ноги. Мой самый главный совет – просто замедляться, ходить без смартфона и разглядывать фасады домов. Второе – это задаваться вопросами. А почему это так? Почему здесь вот такой архитектурный элемент? И дальше от этого уже начнётся поиск, его можно продолжить в телефоне», – уверена Юлия Петрова.
И действительно, любое открытие в сто раз ценнее, когда мы сами его совершаем. Омск стоит того, чтобы его узнавать заново.
Текст: Алексей Могильников
Фото автора, а также слайды презентации Юлии Петровой
Читайте также
