Дата публикации: 5.11.2025
Архитектура на грани – с безумием, природой и технологиями. Это ключевая тема XXXIII Международного архитектурного фестиваля «Зодчество. Россия», который проходит в эти дни в московском Гостином дворе. Это главное архитектурное событие страны, где решается, как будет жить отрасль в ближайшие годы, где освещаются самые интересные тенденции в урбанистике и градостроительстве. На трёх площадках – «Профессия», «Творчество», «Искусство» – запланировано более 40 мероприятий с участием ключевых фигур, формирующих архитектурную и градостроительную политику страны. Омск представляют Наталья Старченкова, руководитель проектов ИТП «Град», председатель Совета НП «Национальная гильдия градостроителей», и Анна Береговских, руководитель ИТП «Град», советник РААСН.
Корреспондент «Трамплина» поговорил о том, какими станут города будущего, с одним из модераторов форума, председателем национальной гильдии градостроителей Натальей Старченковой.

Глобальные процессы урбанизации в России, когда огромные потоки населения ехали из сёл в города в поисках лучшей жизни, потеряли свою активность. Теперь запущены новые процессы – опустынивания городов при мощном демографическом кризисе, когда жителей становится всё меньше, а рождаемость падает.
Накануне форума было распространено эссе председателя Совета Союза Архитекторов России по градостроительству Евгения Гурвича, одного из спикеров форума, в котором он говорит о важной задаче, которая стоит перед архитектурой нашего времени – в буквальном смысле построить новое будущее:
«В XXI веке городская цивилизация сталкивается с новой революцией, революцией сознания. Именно революцией – слишком быстро оно изменяется! Понятие комфортной среды жизнедеятельности людей выходит за рамки материальной сферы. Попытки осчастливить горожан благоустройством дворов и разнообразием услуг оказываются недостаточными. Рождаемость падает, количество разводов почти сравнялось (80%) с количеством заключенных браков. Колыбелью этих проблем является Город, а нас – горожан – уже 75% от населения страны. Население мира к 2050 году может достигнуть значения 10,0 млрд, чел., а количество горожан – 7,0 млрд, что почти вдвое больше сегодняшнего. Увеличение числа горожан требует новых градостроительных решений – с одной стороны экономически оправданных, с другой стороны максимально комфортных для людей. В этой борьбе противоположностей закон развития, и мы, градостроители, конечно, в стороне не останемся. Уинстон Черчилль сказал красивую фразу: “Мы формируем наши здания, а затем они формируют нас”».
Тем не менее новые города на практически безлюдных просторах Сибири, Арктики и Дальнего Востока стране остро необходимы. Здесь основной массив домов и предприятий был построен ещё в советские времена, и города нуждаются в обновлении и укрупнении. Именно поэтому практика создания мастер-планов – документов, регламентирующих системное развитие города, – началась со Владивостока и успешно внедряется по всей стране. Итого к 2030 году мастер-планы должны появиться у 200 городов в Арктике и на Дальнем Востоке. «Строить новые города с нуля – слишком затратно, поэтому на смену планов новых городов появились мастер-планы уже имеющихся, а вместо самих новых городов – точки роста. Это новый виток градостроительной мысли», – считает Наталья Старченкова.

На фото: Наталья Старченкова
Такими точками роста могут стать города, которые сейчас развиваются неподалеку с крупными стратегическими объектами. Например, ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Циолковский, который строит Роскосмос у космодрома «Восточный», первого в России гражданского космодрома, расположенного на Дальнем Востоке. Циолковский – первый город в регионе, который полностью перешёл на газ, а его жилой комплекс выстроен по уникальному проекту как единая замкнутая система. Сейчас там живёт около 7000 человек, новый город будет рассчитан на 35 тысяч.
Ещё одна точка роста для незанятых территорий вечной мерзлоты – арктические города. До 2035 компания ДОМ.РФ подготовит 22 мастер-плана для развития опорных городов в Арктике. Основа концепции – объединение новой и существующей застройки, теплоэффективные технологии и практика тёплых переходов в рамках связанных жилых и общественных пространств. По разветвлённым коридорам первых этажей можно отвести ребенка в школу, попасть на работу и решить бытовые вопросы. Атриумы с искусственным светом, зеленые сады круглый год, умное освещение помогут справиться с последствиями полярной ночи. Общественные территории расположены компактно, на территории единого культурного центра. Можно вспомнить хрестоматийный пример – город Уиттиер на Аляске, где в одном 14-этажном здании живут все 272 жителя, здесь же расположены полиция, магазины, школа, больница.
Компактность – актуальный тренд в мегаполисах, где квадратный метр на вес золота. Но для новых городов, считают эксперты, всё должно быть по-другому. Никаких небоскрёбов, только малоэтажная застройка с общественным центром в виде культурных учреждений, супермаркетов, зелёных зон.
Вторая по важности задача – пересмотреть подход к инфраструктуре, подавляющая часть которой была создана в советские годы и изношена на 80%. Как говорят эксперты, нынешний принцип инженерной инфраструктуры себя показал как тупиковый – сети изнашиваются и поддерживать и чинить их очень затратно. Выход видится в использовании возобновляемых источников энергии.

Единого решения нет, а вот примеры, как реально может использоваться зелёная энергия в поселениях, есть.
«Населённый пункт Молёный Мыс в Приморском крае отключен от централизованного электричества более 20 лет назад, и все жители здесь используют энергию от солнечных батарей», – рассказывает Наталья.
Есть и более масштабные примеры – к концу 2025 года в России заработает 400 МВт новой возобновляемой генерации, в то время как 10 лет назад зелёная энергетика рассматривалась только как эксперимент. В Дагестане строится Новолакская ВЭС — крупнейший в России ветропарк мощностью 300 МВт. Из 120 станций здесь запущено уже 61. В Поволжье возводят гибридную установку по выработке солнечной и ветровой энергии – вместе с дагестанской они будут вырабатывать 400 МВт, что равно годовому потреблению небольшой области.
Численность населения в мегаполисе будущего должна быть не более 100-200 тысяч. Остальные граждане живут свободно на лоне природы с автономным отоплением, с малоэтажной застройкой, имея свой приусадебный участок, хороший интернет и магистраль, которая позволяет добраться до аэропорта и крупного города. В каждом поселении должен быть общественный центр города – пешеходные улицы, супермаркеты, театры, парки. Среди стран, которые давно используют такую практику градостроительства – Великобритания и государства Старой Европы.
Тенденция малоэтажности уже появилась, но пока её результаты – небольшие городские микрорайоны в разных городах страны – например, Тюмени, Санкт-Петербурге: ЖК Ожогина, Новая Ижора, Пушкино в Омске. В то время как малоэтажность, как считают эксперты, должна стать новой национальной идеей, а Россия – совершить градостроительную революцию.
Ещё одна тенденция для городов будущего – расширение жизненного пространства. В будущем у человека будет три вида жилища: городская квартира, дом в пригороде и квартира в городе, куда вы приезжаете отдохнуть – в Лондоне или Новосибирске. Сейчас, когда архитекторы рассчитывают потребность в жилье, то сталкиваются с тем, что человеку нужно больше квадратных метров для комфортной жизни.
Текст: Ирина Баландина
Фото: Союз архитекторов России, Александр Петров
Читайте также


