Дата публикации: 9.03.2023
Ночные репетиции, интерактивные действия и кигуруми вместо костюмов. В феврале этого года в Омске появился театр «Без театра». Это исполнение давней мечты актрисы, а теперь и режиссёра Ольги Постоноговой. Мы выяснили, как можно работать без площадки, кто вошёл в труппу и какие проблемы поднимает ищущий себя автор.
«Надо что-то делать»: как появился театр «Без театра»
Устала смотреть, как другие люди исполняют мою мечту, – так основатель театра «Без театра» Ольга Постоногова описала идею создания собственной режиссёрской площадки:
«Несколько лет я сидела на кухне, мне приходили в голову идеи, а реализовать возможности не было. Я смотрела, как другие люди воплощают эти идеи. Так получилось с ЦСД. Я думала: вот есть спектакль, а показать негде; как хорошо, если бы была такая площадка, на которую могли бы зайти люди со своим материалом. А потом смотрю, как ЦСД сделал то, о чём я думала. Решила – хватит, надо что-то делать». И сделала.
Фото предоставлено Ольгой Постоноговой.
Кажется, сложно организовать театр без фактического места, постоянной площадки. Но это всё же проще, чем предлагать свои постановки другим, объясняет режиссёр: «При желании можно найти площадку. Я в театре «Студия» Любови Ермолаевой репетировала. Разговаривала с директором, всё официально».
Сейчас репетиции, прогоны, премьеры и показы спектаклей театра «Без театра» проходят на базе Центра современной драматургии и театра «Студия» Любови Ермолаевой. Везде разная аудитория, так интереснее работать, признаётся Ольга. У неё уже есть планы по расширению и сценических площадок, и репертуара, но об этом позже.
Основатель театра «Без театра» режиссёр по образованию. Окончила Омский областной колледж культуры и искусства, а затем Алтайскую Академию культуры и искусств (сегодня – Алтайский государственный институт культуры). С 2011 года Ольга Постоногова служит в театре «Студия» Л. Ермолаевой. Режиссёрский опыт получала, участвуя в лабораториях и экспериментальных проектах.
«Я смотрю и понимаю, что зрителям нравится. Надо что-то с этим делать, как-то объединять. На рекламу по отдельности каждого спектакля уходит много времени и сил», – вспомнила актриса свои мысли после первых успешных постановок.
Правда, с появлением театра «Без театра» сил и времени стало ещё меньше. Режиссёрскую деятельность приходится совмещать с основной работой. А ещё надо подстроиться под график каждого актёра, под рабочие часы театральной площадки, следить за постановками каждого члена труппы, чтобы показы не совпали. Репетиции проходят поздним вечером или в выходные дни. Напряжённое расписание на качестве не сказывается, уверяет Ольга. Усталости не отрицает, но «реакция зрителя всё компенсирует».
Фото из архива театра «Без театра».
Коллеги режиссёрские начинания актрисы поддержали. Друзья шутили, мол, наконец-то начала работать по специальности. Девушка давно делилась планами, но только в этом году решилась на активные действия. О создании театра «Без театра» публично заявила 8 февраля 2023 года.
«Может, я такой счастливый человек, или мне всей правды не говорят, но пока не слышала от коллег, что всё плохо и ужасно. Критика есть, но из серии: “Обрати внимание на речь у этого актёра/актрисы”, “Мне кажется, можно здесь доработать”. То есть это дельные и правильные комментарии, не разносящие в пух и прах, – советы», – говорит Ольга Постоногова.
Театр «Без театра» никто не спонсирует. Если в госучреждениях сотрудникам оплачивают каждую репетицию, то здесь нет. У площадок свои финансовые условия, от них зависит заработок всей труппы. В плюс пока не выходят, но для старта это нормально, убеждена основатель.
«Люблю поднимать важные проблемы»: о репертуаре
Репертуар театра «Без театра» пока невелик. В «Студии» Л. Ермолаевой идут показы «То, чего нет» – биография поэтессы Зинаиды Гиппиус. Это моноспектакль, где единственную роль исполняет сама Ольга. Её первый режиссёрский опыт.
Фото из архива театра «Без театра».
Стихи, цитаты из личных дневников, отзывы критиков, воспоминания, «сухая» биография. Зрителя ждёт полное погружение в жизнь Зинаиды Николаевны. Ольга Постоногова заметила необычную тенденцию: после спектакля всегда найдётся зритель, который подойдёт и попросит обнять. Хочется буквально прикоснуться к «Серебряному веку», актриса и героиня сливаются воедино.
По крайней мере, так это понимает сама Ольга:
«Была девушка, которая сказала, что если бы в школе так преподавали литературу, то она бы ходила на все уроки».
Режиссёр вспоминает момент – тогда он не казался важным – своей учёбы в колледже. Мастер курса принесла в кабинет книги, среди них – стихи Гиппиус. Студентка обратила внимание на томик, почитала – понравилось. Уже в Академии в Барнауле Ольге предстояло оформить поэтический отрывок. И вновь выбор пал на женщину-драматурга. Педагоги тогда удивились перевоплощению девушки.
Театр «Студия» Л. Ермолаевой реализует проект «Четвёртый четверг». Это полная свобода для любого актёра: ставь, что хочешь, играй, кого пожелаешь, экспериментируй с образами и жанрами. Результат зритель видит на камерной сцене в четвёртый четверг каждого месяца. Одной из премьер стал спектакль «То, чего нет». Он вошёл в репертуар театра.
Фото из архива театра «Без театра».
«И всё равно я каждый раз заглядываю, думаю, что бы ещё добавить, что поменять. Мне уже все говорят успокоиться, мол, готовый спектакль. А мне чего-то не хватает, недосказала. Всё ещё у меня стоит многоточие с Гиппиус», – говорит Ольга Постоногова.
Следующий моноспектакль режиссёр поставила уже на другого человека. «Жизнь после» стал победителем лаборатории «Дай договорю» от ЦСД.
«Я начала искать пьесы и нашла “Жизнь после смерти” Фёдора Жельне. Она очень маленькая – страничек 7-8. Так получилось, что я сама в тот период столкнулась с потерей близкого человека, проходила через этап похорон. Я подумала, что пьеса просто для меня актуальна. Продолжила искать, и ничего не цепляло», – вспоминает наша собеседница.
Современную драму тоже взяли в репертуар, хотя она противоречивая, не для всех. Зритель видит подростка, который потерял маму. Он пытается справиться с внутренней болью через… юмор. Парень пишет ироничный стендап.
Фото из архива театра «Без театра».
«Я говорила и продолжаю говорить об этом. На похоронах есть несколько людей: одни плачут, другие стоят “камнем”, а третьи смеются. И те, которые плачут, они не понимают тех, которые смеются. А у нас в спектакле главный герой пытается справиться с потерей мамы через юмор. Конечно, многие не принимают такую реакцию», – объясняет режиссёр.
Некоторые зрители приходят на «Жизнь после», чтобы справиться со своим горем, выпустить эмоции.
«Последний раз мы столкнулись с тем, что пришли студенты, они работают с детьми, которые в последнее время потеряли близких. Ребята отсматривали материал, чтобы понять, можно ли привести детей, то есть это некий терапевтический спектакль. Инициатива была студентов, мы специально не приглашали, они увидели рекламу в интернете. И потом пришли к выводу, что можно приводить детей».
На сцене – студент, начинающий актёр Тимур Муллин. Он стал вторым, кто примерил на себя драматический образ. Сначала Ольга работала с другим актёром, студентом-выпускником. Он выбрал учёбу. Вместо кастинга режиссёр организовала онлайн-поиск, потом собеседование, прослушивание… Так, в команде театра «Без театра» появился Тимур.
17 марта в арт-центре на Любинском состоится премьера подростковой комедии «Зебры не ржут». Играют две актрисы театра «Студия» Л. Ермолаевой: Анастасия Викторова и София Сорокина (ещё студентка ООККиИ). Постановка – тоже результат эксперимента в рамках «Четвёртого четверга».
Фото из архива театра «Без театра».
«Я, наверное, неправильно выражусь… Немного несерьёзно отношусь к этому материалу. Я люблю поднимать важные проблемы, чтобы было над чем подумать. А эта постановка лёгкая, весёлая – комедия», – признаётся Ольга Постоногова. Работать с юмористическими жанрами ей всегда было тяжело. Поэтому основатель театра и решила, что такую постановку обязательно нужно попробовать.
Автор пьесы – наш современник Михаил Батурин. Он говорит о трудностях дружбы, буллинге и одиночестве, но делает это легко. Ольга же постаралась уделить конфликту больше внимания.
Отдельный интерес в этом спектакле вызывают костюмы. Если другие постановки актёры играли «в своём», то здесь важен визуальный образ. Понятно, что у частного театра нет лишних финансов.
В интервью «Трамплину» автор идеи раскрыла секрет зебр:
«Это очень забавная история. Друзья моего мужа на день рождения подарили мне два комплекта кигуруми, как раз этих зебр. Теперь девочки в них работают в спектакле».
«Разность» и интерактив – вот на что обратили внимание коллеги Ольги Постоноговой. Пока материалы представляют собой смесь жанров и эксперименты. Режиссёр ищет себя. «Жизнь после» и «Зебры не ржут» – это взаимодействие со зрителем. Хотя такой цели у девушки изначально не было. В процессе работы с материалом какие-то решения пришли сами собой и вылились в интерактивное действие. «Может, это моё?», – рассуждает с улыбкой наша собеседница.
Фото из архива театра «Без театра».
«История недосказанности»: планы на будущее
Сейчас команда театра «Без театра» – это несколько воодушевлённых молодых людей, которых объединила общая цель. Основатель новой площадки уверена, что продолжит и дальше работать с юными актёрами (если их график позволит). Посмотрим в будущее: там сотрудничество уже с опытными мастерами сцены.
Следующая постановка на стадии подготовки. Это будет непривычная для Ольги классика – «Сон смешного человека» Фёдора Михайловича Достоевского. Тяжёлый автор и сложный материал, признаётся режиссёр. Зато зрителю точно будет над чем подумать.
«Это тоже история недосказанности. Когда я училась в Академии культуры и искусств в Барнауле, один из моих мастеров сказал, чтобы я брала этот материал и делала из него дипломный спектакль. Но меня тогда не зацепило, на тот момент я ушла в современную драматургию. А тут хожу и думаю – надо сделать, надо к этому вернуться», – пояснила наша собеседница.
Фото предоставлено Ольгой Постоноговой.
Работать с актёрами будет участник омского театра танца «нОга», поставит хореографию. Там и декорации будут, и костюмы. Площадка уже известна, исполнители ролей подобраны. Однако Ольга Постоногова решила не раскрывать всех деталей. Пока рано, что-то может измениться. Одно говорит точно: масштабная сцена и опытные актёры станут очередным вызовом себе.
С новым проектом режиссёр подала заявку на творческую стипендию от Союза театральных деятелей России. Ранее «Трамплин» рассказывал о команде омичей, которые сумели выиграть такую стипендию и представить зрителям историю Жанны д’Арк.
Театр «Без театра» может стать площадкой не одного режиссёра. Основатель готова работать с амбициозными новичками. Если будут желающие, Ольга посмотрит материал, поможет сформировать график, договориться с площадками.
Несмотря на актёрский опыт, создание театра и желание помочь другим, наша собеседница ещё не верит в своё режиссёрское «Я»:
«У меня есть такая история. Я выпускаю спектакль, народ приходит, ему нравится, они пишут отзывы, а я это не воспринимаю, не принимаю. Мне кажется, что это не со мной происходит. Пока свою режиссёрскую сторону до конца не могу принять и осознать».
Не сценой единой. Говоря о перспективах, расскажем о проекте внутри проекта. Команда театра «Без театра» запустила свой блог на видеохостинге YouTube, ролики дублируют в другие социальные сети. Ольга хочет делиться внутренней «кухней» театра, жизнью в закулисье. Как проходят репетиции, мастерят декорации, выбирают материал – об этом не всегда знают даже ярые любители искусства. Начинающий режиссёр проверит, будет ли омичам интересен такой формат. Главное, чтобы хватало времени, сил и… заряда в телефоне!
Автор: Диана Камалетдинова