Дата публикации: 25.12.2023
Художница из Омска Елена Гакштетер пишет смелые работы в стиле ню. Идея нестандартного направления живописи пришла случайно и неожиданно завоевала любовь омичей. Как создаются обнажённые образы, почему «мишки на гобелене» в прошлом и как открыть свою студию с ребёнком на руках? Вдохновляющая история из первых уст в материале «Трамплина».
«Живопись была со мной с детства», - вспоминает Елена Гакштетер. Первые работы – вымышленные персонажи. Птицы, животные, люди – свои образы девочка рисовала в блокнотах, на полях тетрадей, в альбомах. Собралась большая коллекция – около 150 рисунков. Некоторые безвозвратно утеряны, часть до сих пор хранится в родительском доме.
«Ещё до школы мама водила меня в художку. Потом в школе был уклон в рисование и искусство. Были периоды, когда я не рисовала, но потом возвращалась к самостоятельной учёбе.
Большой перерыв был в студенчестве. Я училась и работала. Рисование отошло на второй план. Когда я окончила университет, года через два снова плотно занялась рисованием. Проходила курсы онлайн, брала уроки у художника».
Ещё во время школы девушка подрабатывала репетитором. Помогала маленькой девочке с русским языком, литературой и природоведением. Хотела стать учителем, но в педагогический на бюджет не прошла. Поступила в торгово-экономический колледж. «Это направление тоже было близко», - говорит Елена. После выпуска стала активно изучать английский язык и брала уроки рисования.
«Я всегда была очень жадной до знаний. Учила и практиковала всегда много. Мне было всё интересно. С абстракцией я стала практиковать импрессионизм, потом ещё добавила сухую пастель, затем акварель. Свою практику как художника я стала считать с момента первой проданной работы. Это было 8 лет назад. Я продала акварельный постер заказчице из Санкт-Петербурга».
Елена создаёт интерьерные картины, живопись сухой пастелью и акварелью, делает роспись на стенах, сумках, одежде. Одно из новых направлений в работе – картины в стиле ню.
«Картины в стиле ню – это женские образы, образы мужчины и женщины, а также яркие абстрактные и полуабстрактные картины, где я не побоялась экспериментировать. Идея пришла внезапно. Я отрабатывала в практике части тела и училась рисовать одежду и нижнее бельё. Получились красивые образы. Я сделала большой рисунок пастелью и разместила его в студии. На странице в соцсетях выложила фото и идеи, где такие картины подошли бы.
Девушки пишут такие картины как мечту о красивом теле. Также заказывают такие картины для интерьеров в спальню или квартиру холостяка. Они смотрятся эстетично и не вульгарно».
Идеи образов приходят отовсюду и рождаются в моменте, говорит художница. Одна из самых ярких коллекций вышла в 2022-м, в Год Кролика.
«Я создала серию новогодних открыток с девушками в стиле журнала “Плейбой” – в купальниках, с ушками и хвостиками. Они были яркими, необычными и каждая в единственном экземпляре. Открытки были проданы мгновенно».
«Делаю искусство доступным» – лозунг, под которым работает омская художница. Ей важно, чтобы её работы висели не в картинных галереях, а в домах потенциальных покупателей.
«Я слышала критику пару раз. Например, что мои работы не высокохудожественные.
Но я и не стремилась никогда рисовать в классическом живописном стиле.
Сейчас другое время. Многие ещё помнят мишек на гобелене, которые висели над кроватью в каждом доме. Сейчас все хотят что-то уникальное, чтобы ни у кого больше такого не было. Поэтому я уверена, что каждому художнику найдётся свой покупатель».
Профиль работы Елены многогранен. Её знают как руководителя мастер-классов по живописи, помощника декоратора, автора арт-свиданий, мастер по росписи стен, преподавателя для детей – в том числе особенных.
«Как грустно бы это ни звучало, но сейчас популярность не всегда равно талант. Можно быть очень талантливым и не продать ни одной картины. Думаю, стоит делать ставку на свою харизму и прокачивать свой узнаваемый стиль. Ну и не быть скромным. Ведь если о себе не рассказать, то как другие узнают? А ещё пробовать себя в разных проектах, создавать коллаборации».
С ребёнком на руках
Путь нестандартного автора к успеху был не из лёгких. Активно развиваться в живописи Елена решила, когда стала мамой. В декрете появилась идея открыть своё творческое пространство, куда можно прийти с ребёнком.
«Примерно за три года до этого я училась в школе предпринимательства. И вот наступил момент, когда я могла применить полученные знания. Я обратилась в центр поддержки предпринимателей, рассказала о своей идее, получила консультацию. Тогда я узнала, какие есть меры поддержки. Меня пригласили на открытое мероприятие выступить перед экспертами и рассказать свою идею.
Голоса разделились 50/50. Кто-то напрочь отверг идею как рентабельную, а кто-то сказал, что проект хороший. Первую мою заявку на грант отклонили».
Елена решила работать без студии. Стала проводить мастер-классы в торговом центре Омска за символическую плату. Мероприятия оказались востребованы, свободных мест не было. Однако выдержать нагрузку новоиспечённой маме с малышкой на руках было непросто.
«Дочери на тот момент не было ещё и года. Я ездила на другой конец города с коляской, с сумкой для ребёнка и всеми материалами. Я в одной руке держала её, а другой рукой помогала участникам рисовать. Было интересно, но очень тяжело.
Параллельно я стала вести занятия в двух частных садах. Ездила также с дочкой. И думала каждый день о том, что мне нужно своё помещение, чтобы так не маяться с ребёнком».
Первой площадкой стал офис мужа. Он купил стол и стулья для мини-студии жены. Там она могла работать каждое воскресенье. Заботы о ребёнке он взял на себя.
«Через полгода я поняла, что получаемых денег мне хватит оплатить аренду уже своего помещения. И я, не раздумывая, переехала. Я начинала всё на голом энтузиазме. Либо мне надо было открыть своё пространство и начать работать в полную силу – или выходить из декрета на свою прежнюю работу».
Первые два года работы студии не приносили дохода. Все средства вкладывались в покупку мебели и материалов, рекламу и аренду помещения.
«У меня был один стол, четыре стула и краски. Всё. Мне не на что было посадить ребёнка, когда я приезжала в студию. Первый месяц на полу был постелен для неё плед. Получив доход, я купила небольшой диванчик. Так день за днём я стала обживаться. Сейчас моей студии уже четыре года».
Для взрослых и детей
Мастер-классы художница проводит регулярно – для взрослых и детей. Говорит, учит свободе самовыражения, фантазии и смелости и только потом – рисованию.
«Взрослые приходят с уже состоявшимися стереотипами, что невозможно уже научиться, и удивляются, когда получается. Для взрослых это максимально расслабленные и приятные мастер-классы с чаем, сладостями и бокалом вина. Это совершенно новый вид досуга.
Участники отлично проводят вечер и получают готовую картину за короткий срок.
Детей в школах и садах учат строгим правилам, как надо. Я же показываю, что можно всё. Мы придумываем новых персонажей, мешаем краски, болтаем, фантазируем. Дети в мягкой форме учатся рисовать. Причём учатся на примере любимых героев. Со мной не нужно долго и нудно изучать строение человека, если хочется сразу нарисовать человека-паука».
Сначала Елена преподавала сама. Теперь в команде есть другие преподаватели. Это не сотрудники в найме. С художницей работают другие мастера. Так в студии появились новые направления творчества – живопись маслом, макраме, вязание, бисероплетение, лекции.
«В профессиональном плане я бы хотела увеличить своё пространство и сделать его мультиканальным. Чтобы в одном месте было много интересных творческих и познавательных мероприятий: обучение, квартирники, лекции, праздники.
Хочу продолжить развивать свой художественный навык и создать свой уникальный стиль. А ещё я написала детскую книжку. Хотела бы уже закончить иллюстрации к ней и издать, увидеть её потом на полках магазинов».
Уезжать из Омска Елена не хочет и никогда не планировала. Нравится город и шаговая доступность. Проводить свою жизнь в пробках художница не намерена.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Елены Гакштетер