Штучный экземпляр. Мир авторской куклы Ларисы Медведевой

Дата публикации: 18.12.2024

Мастер авторской куклы – это художник, скульптор, модельер и декоратор в одном лице. А ещё: шифратор образа, который разгадывает зритель. Кукла должна откликнуться в душе, отозваться мыслями и чувствами, вытянуть из глубин памяти ассоциации и параллели. Это большой кропотливый труд и тончайшая работа по созданию образа – единственного в своём экземпляре, который не скопировать, не повторить. Постигаем загадочный мир авторской куклы вместе с омским мастером  Ларисой Медведевой.



– Куклы меня всегда увлекали, – говорит Лариса Медведева. – Играла с ними, рисовала. А потом вот вдруг случилось такое интересное открытие, что, оказывается, есть авторские куклы.

Стихия авторской куклы закружила омского мастера Ларису Медведеву ещё в конце 90-х. Время было тяжёлое, стабильность никто не обещал, так почему бы не попробовать себя в чем-то новом и по-настоящему интересном. На тот момент была работа в торговой фирме, и куклы рассматривались просто как хобби. Но кукольный мир ширился, заполнял собой всё и стал больше, чем увлечением и даже профессией. 

Недаром за плечами четыре года вечерней художественной школы № 1. Знаменитая первая художка собрала в то время лучших преподавателей худграфа и была отличным стартом для тех, кто хочет попробовать себя в художественной сфере, поступить в вуз.

– Случились девяностые, кто-то пошёл на худграф, мне, в общем-то, было не до того. В вечёрке училась, уже трудясь на заводе, потом где только не работала.

Куклы будто стали возможностью вернуться к себе самой – к миру творчества, который манил и захватывал. А началось всё с журнала «Салон» – увесистого издания о художниках, прикладниках, интерьере и новых течениях в искусстве. Открытием стала статья о кукольной галерее «Вахтановъ» в Москве и её владелице Ирине Мызиной.

– Художественная кукла была в почёте до революции, работали целые артели. В советское время всё потухло, были, наверное, отдельные интересные мастера, но в большей мере – массовое производство кукол, пупсов, игрушек. На Западе куклами занимаются давно и никогда не прекращали, – рассказала автор.

Информацию о новом увлечении Лариса Медведева черпала из журналов. Профессиональных материалов и инструментов на тот момент не завозилось, поэтому пользовалась тем, что было доступно. Сначала это были куклы в технике папье-маше, потом появились профессиональные полимерные глины, которые можно запекать в духовке на кухне. Постепенно методом проб и ошибок осваивала разные техники.

– Хотелось больше натуральности, и в какой-то момент я поняла, что можно попробовать дерево. Оно оказалось мне намного ближе, это всё-таки природный материал. С ним по-другому работаешь – долепить нельзя, но можно срезать лишнее.

У каждого мастера свои секреты обработки дерева. Но самое главное – выработать свой стиль, чтобы было видно руку мастера. Если профессиональный живописец всегда может повторить своё произведение, то в авторской кукле это не работает. Одна кукла всё равно не будет похожа на другую. Тем более – из дерева, которое всегда разное по структуре волокон. А вот стиль – это то, что вырабатывается со временем и делает художника узнаваемым и востребованным на выставках.

В первые годы Лариса Медведева работала на заказ, и это был основной заработок. Делала портретные куклы, в том числе для очень известных и богатых людей, участвовала в конкурсах от крупных брендов. На разных этапах творческого пути мастер тяготела к разным стилям и образам, но любимыми эпохами оставались модерн и ар-деко. Эти стили прослеживается в одежде, обуви, деталях. Был период период увлечения стимпанком со стилизацией под готику, но с использованием современных металлических аксессуаров.

А в том, что касается образов – это характерные герои, мужчины и женщины, представители разных профессий и увлечений. Например, были героини в стиле 20–30-х годов, когда женщины бросили корсеты, надели красивые туфли на каблуке-рюмке и стали эмансипе. В фотогалерее мастера встречаем саркастический образ любительницы бриллиантов, романтическую особу из XIX века, экзальтированную даму, что всегда в образе, и целую серию колоритных мужчин. И самое примечательное, что на какую работу ни посмотришь – везде заметен почерк и чувствуется рука именно этого мастера.

Интересны и классические образы, например, Зигфрид и Одетта из балета Чайковского «Лебединое озеро». Лариса Медведева участвовала в проекте для группы художников музея-усадьбы П.И. Чайковского в Удмуртии. Сейчас работа украшает постоянную экспозицию музея.

В 2007 году в Омске прошла большая совместная выставка с Сергеем Сочивко «В стиле ретро», где автор воплотила героев картин художника, таких как городовой, управдом, брандмейстер, ряженые.

– Получились будто бы ожившие персонажи, – продолжает автор. – Потом я увезла их в Москву на выставку, где работы мастеров скупают коллекционеры. Сейчас она называется Международный кукольный салон на Тишинке. В те годы приезжало много зарубежных художников и коллекционеров из США, Германии, кукольники из Голландии. И сегодня здесь собираются мастера и те, кто любит художественную авторскую куклу и пополняет свои коллекции.

За годы творчества куклы Ларисы Медведевой разъехались по стране, хранятся в коллекциях на Гавайях, в США, Германии и Венгрии. Автор признаётся, что достигла того момента, когда может позволить себе не работать на заказ. Создаёт кукольных персонажей в своё удовольствие – и раз в год собирает всех и везёт на выставку в Москву.

В конце октября, кстати, прошла одна из таких выставок на Тишинке. Новые работы омички пополнили собрания коллекционеров. Две, кстати, приобрёл известный художник Никас Сафронов: фантазийного гофмановского мышиного короля Альбиноса в белом фраке и девушку эмансипе.

– Сказал, что короля покупает себе, а девушку подарит министру культуры. Не знаю, подарил или нет, точно не скажу, – улыбается мастер. – Он любитель кукол, а вообще, на выставку приходит много известных людей, коллекционеров, любителей художественной куклы.

Сейчас художник больше тяготеет к минимализму и брутальным мужским образам – героям с отпечатком жизненного опыта. Встречаются среди персонажей романтики, путешественники, авиаторы, военные – но не совсем настоящие, а фантазийные, немного чудаковатые в эклектичных костюмах, гусары по духу, так сказать. Дерево – тем и хороший материал – податливый, располагает к созданию образов со своими чертами характера, привычками, мировоззрением и стилем жизни. Лариса Медведева в основном использует липу. В арсенале мастера также профессиональные стамески по дереву, ножи для более тонких работ, пилы.

 – Сначала делается обрубовка, – делится автор тонкостями работы, – потом придаётся форма. Пилами удобно резать дерево вдоль и поперёк волокна. С обычной пилой прилагаешь усилия, у меня профессиональные японские пилы, и лезвие расположено так, что работать легко и быстро. У меня нет станков, приходится всё вручную делать. Это кропотливый ручной труд.

Одежда и обувь, оригинальные аксессуары – сумочки, шляпки, украшения – всё тоже сделано вручную из ткани, металла, кожи, с использованием бижутерии. Лариса Медведева не работает на поток, поэтому и мастерской до сих пор не обзавелась – герои рождаются дома на кухне. Для инструментов и материалов выделены свои полочки и шкафчики, обширная домашняя библиотека – подспорье для тем и идей. Работу можно отложить и в любой момент вернуться, поймав творческую волну и нужный настрой.

– Не побоюсь сказать, что авторская кукла – это направление декоративно-прикладного искусства, хотя профессионалы никак не могут его признать. Больше 30 лет оно очень интенсивно развивается в нашей стране. Конечно, в этом деле есть как профессионалы, так и любители. Скорее всего, нет критериев оценки художественной куклы, никто не знает, как определять, профессиональная работа или нет.

– Бывает ли, что вы скучаете своим героям?

– Да. Вот Никас Сафронов забрал мышиного короля, и я о нём сейчас думаю – такой персонаж интересный получился. Но хорошо, что это работа у хорошего коллекционера. Ещё был у меня персонаж из сериала «Острые козырьки». Главный герой там понравился – отрицательный, но ужасно обаятельный. Образ, правда, другой получился – более брутальный. Вот я его сейчас часто вспоминаю.

Авторская кукла, судя по всему, – это по любви. Игрушка не для игры, а для любования, частичка детства во взрослом мире. Персонаж должен откликнуться в сердце, стать близким – тем, с кем ты будто давно знаком. Для автора это возможность создавать сотни иных миров, для коллекционера и зрителей – заглянуть в эти миры, увидеть, может быть, в кукле старого знакомого или себя – настоящим, таким, какой ты в душе, несбывшихся мечтах.



Автор: Мария Калинина

Фото предоставлены Ларисой Медведевой.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.