Тепло ювелира. Омские мастера создают артефакты с любовью к городу и философским подтекстом  

Дата публикации: 31.01.2025

Омские художники-ювелиры Ольга и Владимир Крышковец создают украшения как произведения искусства в единственном экземпляре. Среди их работ не только оригинальные броши, кулоны, колье, но и необычные артефакты, пополнившие собрания коллекционеров в России и за рубежом. Особенно дорожат мастера ювелирной копией Успенского кафедрального собора из золота и серебра, на создание которого ушло пять лет. Накануне Международного дня ювелира, который отмечается 31 января, корреспондент «Трамплина» побывала в мастерской ювелиров и узнала о секретах профессии и старинных техниках ювелирного искусства.



Ольга Крышковец приехала в наш город в далёком 1970 году после окончания Красносельского училища художественной обработки металлов в посёлке Красное-на-Волге Костромской области. Там же познакомилась с будущим мужем, который, отслужив в армии, тоже приехал в Омск. Интересно, что училище и сегодня остаётся единственным старинным учебным заведением России, где сохранились традиции русской художественной школы и ювелирного промысла.

«Нас готовили на ювелирные фабрики делать образцы, – рассказывает Ольга Кирилловна. – Когда мы приехали в Омск, ювелиров здесь не было вообще. Только при Доме быта работала мастерская по ремонту ювелирных изделий. Нам оборудовали мастерскую в художественном комбинате, и мы стали выпускать сувениры-украшения, которые сначала принимал художественный совет, а затем отправляли на продажу в Москву. Изделия выходили маленьким тиражом в пределах 10 экземпляров. Параллельно участвовали в художественных выставках, росли творчески. Потом вступили в Союз художников, что дало возможность свободно творить».

Композиция «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», серебро

Ольга Кирилловна и Владимир Алексеевич не занимаются литьём или штамповкой – работа полностью ручная. Это мелкая пластика, обработка камней, полировка. Сегодня в ювелирном деле применяют различные технологии и оборудование. Но, как говорят супруги, это не их случай. Все их изделия в единственном экземпляре – со своим смыслом и содержанием, и процессы, которые применяются на производстве, не подойдут. Например, ручная полировка позволяет уделить внимание каждой частичке предмета – где-то придать матовость, где-то затенить, где разгладить. Машина так не сделает.

Работа «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», которая, как заметил Владимир Алексеевич, посвящена художникам и критикам, полностью изготовлена из серебра. Сначала мастера сделали фигурки из пластилина, а потом по ним лепили из серебра, отсекая лишнее и придавая форму. Композиционных решений по мотивам басен Крылова за годы работы было много, и все разошлись по частным коллекциям.

Кулоны в технике эмали

Много супруги Крышковец работают с камнями. Распиливают куски и выбирают интересные по форме. Отсюда рождаются идеи для украшений – авторских брошей, колье, кулонов и прочего. Камни самые разнообразные: янтарь, лазурит, кабошон, агат, чароит, топаз, также используют готовые гранёные камни.

Одна из излюбленных техник – эмаль. На металлическую форму наносится рисунок из специального порошка, смешанного с водой, и обжигается в муфельной печи при температуре до тысячи градусов. Есть работы с сочетанием эмали и камней.

Немало изделий выполнено в технике скани, когда из скрученной проволоки из драгоценных металлов формируется узор, который спаивается в изделие или наплавляется на поверхности. Это одна из сложнейших старинных техник, первые упоминания о которой относятся к Древнему Египту, а на Руси скань стала использоваться в IX-X веках. В семье Крышковец хранятся саночки в технике скани. Но самая уникальная и дорогая сердцу работа называется «Возрождение» – ювелирная копия Успенского кафедрального собора из золота и серебра.

«Когда начали восстанавливать собор, нас пригласили на раскопки. И появилась идея сделать такой же собор – только ювелирный. По ходу строительства мы ходили, смотрели то, что было возведено, – фотографировали, чтобы соблюсти точность изделия. Но мы его собирали пять лет, а стройка завершилась раньше», – рассказала Ольга Крышковец.

Эту работу делали для себя – по зову сердца, для души и, конечно, из любви к городу, который стал родным. Художникам важно творчество, понимание ювелирного дела как вида искусства. «Мы не занимаемся ширпотребом, не делаем кулоны и цепочки на поток, в основном работаем для выставок», – подчёркивает Ольга Кирилловна. «Мы в первую очередь художники, вольные художники. А произведение искусства временем измеряется», - добавляет Владимир Алексеевич.

Слева: «Колесо фортуны», серебро, хрусталь. Справа: кулон «Космос», серебро, золото, лазурит

Омск стал источником вдохновения, природа и архитектура – отправной точкой для ювелирных идей. В их работах нередко отсылки к родной природе, теме космоса, русским сказкам. В своём искусстве мастера тяготеют и к философским размышлениям. Например, в персональном печатном альбоме, показанном мастерами, обращает на себя внимание артефакт «Колесо фортуны» из горного хрусталя и серебра. Маленькая лесенка отражается в хрустале и создаётся эффект нескольких высоких лестниц. Она ведёт наверх к колесу, но очутиться на вершине не так просто, как кажется на первый взгляд. Лестница-то всего одна и небольшая, остальные – иллюзии. Доберутся да колеса немногие, а если и доберутся – то мало кто удержится.

Слева: «Иванушкино счастье», серебро, золото и кварц волосатик, справа: «Первенец», золото, серебро, астрофиллитовое солнце

Многие работы через выставки попали к коллекционерам и разъехались по разным городам страны, некоторые получили прописку в музеях Франции, Голландии, Швейцарии.

«Каждая работа индивидуальная. Мы всё делаем сами – начиная от эскиза до последнего взмаха. Поэтому работа получается тёплая – выношенная. И расстаться с ней очень сложно. Если только в музей передать, а если в частные руки – то в хорошие, тем, кто любит и может оценить. Ещё важно, чтобы человек был не против отдать купленную работу на выставку. Однажды нам отказали, и мы теперь с осторожностью относимся к этому делу», – отметила Ольга Кирилловна.

Сейчас супруги в основном принимают небольшие заказы по личным контактам, делают изделия для выставок. Так, на выставку-конкурс «Лучшее художественное произведение 2024 года» в Доме художника мастера представили подсвечник, чашу и медальон из нефрита, а также два кулона из эмали и агата. Каждая работа ювелиров демонстрирует не только филигранное мастерство и огромную художественную ценность, но и дух любви к своему делу, философское отношение к жизни и тонкие наблюдения за окружающим миром.



Автор: Мария Калинина

Фото: Мария Калинина и из альбома «Владимир и Ольга»

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.