Дата публикации: 18.03.2025
«При жизни он говорил, что я смело могу стать его преемником». Слова наставника стали пророческими. Дело знаменитого мастера по кости, основателя студии «Архаика» Николая Перистова теперь продолжает его ученик Александр Карлин. Вместе они провели почти 12 лет. Искусный резчик передавал опыт. Учил любить своё дело и не тратить время понапрасну.
Какие уроки навсегда остались в памяти преемника и как помогли самореализоваться? Чему Александр Карлин теперь учит своих учеников и что ждёт единственную в Омске студию косторезного мастерства? «Трамплин» узнал все подробности у нового руководителя.
Александр рос творческим ребёнком. Любил лепку и рисование. Особо хорошо получалось изображать лошадей. Интерес привёл в пятую художественную школу. В 2001-м поступил в омский колледж культуры и искусств на отделение «декоративно-прикладного искусства и социально-культурной деятельности». Получил диплом педагога дополнительного образования.
«После колледжа работал разработчиком сувенирных изделий на омской фабрике. Работа нравилась, но хотелось изучать другие материалы. Мой учитель из художественной школы №5 Прокопьев Владимир Алексеевич посоветовал мне студию “Архаика” под руководством Перистава Николя Васильевича».
Знакомство с косторезным ремеслом и наставником произошло в 2013-м году. Николай Васильевич принял нового ученика радушно. Пригласил в мастерскую, где уже трудились его подопечные. Показал материалы, инструменты, провёл ознакомительную экскурсию по Сибирскому Культурному Центру, где косторезная студия работает по сей день.
«Николай Васильевич произвёл на меня впечатление серьёзного, увлечённого, талантливого мастера своего дела. Был для меня открытым, душевным, близким и увлечённым человеком. Занимался коллекционированием ступок и утюгов. Они заполняют всё свободное пространство на полках в мастерской. Разглядывать их можно часами, время в студии летит незаметно».
Стены косторезной мастерской стали для Александра родными, а основатель – важным человеком в творчестве и жизни. Николай Васильевич всегда мог подобрать нужные слова.
«Он видел во мне потенциал и стремился помочь развить свои способности, что придавало нашим занятиям особую значимость. Я бы не сказал, что чувствовал к нему исключительно отцовские чувства. Скорее, это было уважение, которое возникает между людьми, связанными общими интересами и целями. Николай Васильевич вдохновлял меня своим примером и поддержкой. Именно благодаря этому, я смог достичь успехов в своём деле».
«Если хочешь чему-то научиться, то, друг мой, нужно много ходить и работать»
Эта фраза Николая Васильевича прочно закрепилась в голове преемника. Её он произнёс, когда Александр Карлин вытачивал свою первую работу из бивня мамонта. Косторезы называют такую пробу пера «карандашом».
«Это была обработка фрагмента бивня мамонта. Я отточил его с помощью напильника. Использовал надфили и наждачную бумагу, закругляя грани, придавая форму, стилизованную под клык. Получилось изящная, красивая подвеска. Николай Васильевич помог мне сделать отверстие для шнурка с помощью бормашины и бариков. В финале произнёс: “Если хочешь чему-то научиться, то, друг мой, нужно много ходить и работать”».
Частичка души
Александр влюбился в древнее ремесло. Молодого мастера привлекла возможность создавать произведения искусства из кости. Ведь это уникальный материал с историей.
«Кость — это материал, который имеет свою структуру, цвет и фактуру. Каждый кусок уникален. Это позволяет создавать изделия, которые невозможно повторить дважды. Мне нравится сам процесс, когда из простого куска кости постепенно появляется произведение искусства».
Одна из самых ярких работ мастера — «лягушка — зритель». Александр сам прорисовал эскиз, потом изготовил макет из пластилина, подобрал материал и кропотливо вытачивал свой шедевр. Получилось достойно.
«Каждое изделие, которое я создаю, несёт в себе частичку моей души и моего видения мира. Это делает мою работу особенно значимой и ценной для меня. Это не просто предмет, а результат моего внутреннего мира, моих эмоций и эстетических поисков».
Александр Карлин добился успехов в косторезном искусстве. Его работы были представлены на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Омске. Он стал лауреатом областного конкурса мастеров народных художественных промыслов и ремёсел «Омские мастера».
Не превзошёл учителя
Несмотря на успехи, косторез признаётся, превзойти учителя не удалось. Заслуги наставника слишком высоки. Ведь именно Николаю Перистову удалось совершить сенсационное открытие. Он нашёл кость самого древнего человека в Евразии – омского кроманьонца, и перевернул ход истории.
«К сожалению, я не был причастен к находке кости омского кроманьонца, так как я ещё не являлся учеником студии “Архаика”. Когда Николай Васильевич мне рассказал о такой уникальной находке, я был поражён, что в наше время всё ещё можно найти настолько древние останки, которым 45 тысяч лет».
После было множество экспедиций на севере Омской области. Вместе с Николаем Перистовым Александр добывал материал для будущих работ. Обследовали берег Иртыша и небольшие водоёмы.
«Больше, таких грандиозных открытий, как древняя кость омского кроманьонца, у нас не случилось. Однако он научил меня упорству. Советовал, в первую очередь любить своё дело и не тратить понапрасну своё время».
Искусного костореза не стало 29 сентября прошлого года. Он скончался на 66-м году жизни. Продолжить дело Николая Васильевича предложили Александру Карлину. Он согласился.
«Хоть и были небольшие сомнения в том, что мне не хватит педагогического опыта, я согласился продолжить его дело. Ведь при жизни он мне говорил, что я смело могу стать его преемником. Конечно, на мне лежит большая ответственность. Я продолжаю дело моего наставника в полной мере. Я хочу, чтобы его дело продолжало жить. Оно будет жить, пока мы, ученики, будем развивать его».
По стопам мастера
Студия Николая Перистова по-прежнему работает. Косторезному делу обучают мастеров старше 18 лет. Работа с режущими и острыми инструментами – опасна, поэтому несовершеннолетних к станкам не допускают. Желающие могут прийти на экскурсию – узнать об истории студии, её основателе Николае Перистове и деле, которому он посвятил всю свою жизнь.
«Развитие студии — это увлекательный и многогранный процесс, который включает в себя множество аспектов: от поиска новых идей и подходов до внедрения инноваций и расширения аудитории. Мы стараемся постоянно двигаться вперёд, пробовать что-то новое и улучшать существующие процессы».
Александр Карлин намерен не только развивать студию, но, как и его наставник, максимально популяризировать древнее искусство. Новые экспедиции, коллаборации с художниками и дизайнерами, образовательные программы, фестивали и выставки – идей множество.
«Развитие косторезного дела в Омске — это важная задача, которую я вижу как продолжение традиций и вклад в культурное наследие региона. Экспериментируем с новыми материалами и технологиями, такими как использование современных инструментов и оборудования. Разрабатываем новые линейки товаров, ориентированные на разные сегменты рынка. Например, сувениры, украшения, интерьерные элементы».
В планах продолжить экспедиции на севере Омской области. Проводить раскопки там, где была обнаружена бедренная кость сибирского кроманьонца. Кто знает, какие ещё загадки хранит омская земля.
Автор: Ксения Михеева
Фото: личный архив Александра Карлина
Читайте также
