Дата публикации: 21.10.2025
В особо охраняемом зале представлены предметы ювелирного искусства из драгоценных металлов и камней — от загадочных скифо-сибирских древностей из курганов Омского Прииртышья до миниатюрного каменного зоопарка знаменитой на весь мир фирмы Карла Фаберже.
— «Золотая кладовая» — это долговременная экспозиция, — говорит куратор проекта, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Игорь Глазов. – На выставке представлены предметы Саргатской культуры раннего железного века, найденные в археологических памятниках на территории Омской области. Этот промежуток в тысячу лет – от VI—V века до новой эры до 4-го нашей эры — лесостепь Западной Сибири занимали племена саргатской археологической культуры, которые были очень близки к сарматам. И если приглядеться к предметам, то можно увидеть, что многие из них выполнены в скифо-зверином стиле.
Предметы различного назначения, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней – рубинов, сапфиров, алмазов. Ювелирная коллекция омского музея начала формироваться сто лет назад: самые ранние экспонаты поступили в музей в 1925 году из Ленинградского отделения государственного фонда. Происхождение большей части экспонатов известно — ранее они принадлежали известным особам, приближенным к императорскому двору. Например, сосуд «Шутиха», выполненный в виде страуса, принадлежал князьям Юсуповым, как и табакерка «Черепаха», и две вазы, изготовленные из серебра, горного хрусталя и расписной эмали. Кстати, туловище «Шутихи» сделано из настоящего страусиного яйца, ноги – из слоновой кости, постамент – из серебра.
Изысканный серебряный рог на ножке в виде фигуры охотника и кабана также когда-то занимал достойное место во дворце князей Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге, а сегодня это главный экспонат в витрине западноевропейского ювелирного искусства. Драгоценный предмет декорирован расписной эмалью со сценами на разные античные сюжеты: триумф Афродиты, похищение Персефоны, битва Геракла и Персея, история Леды и Лебедя.
Эти предметы прибыли в Омск в 1927 году, но о том, кто является их автором, удалось узнать лишь год назад. Благодаря научным изысканиям омские учёные определили имя ювелира — им оказался австрийский мастер эпохи историзма Герман Ратцерсдорфер, живший в XIX веке. А самым первым предметом с вековой сибирской историей является кубок, изготовленный из резного кокосового ореха на серебряной ножке. Кубок украшен медальонами с изображениями Петра I, Петра II, Анны Иоанновны и выполнен русскими мастерами XVIII века.
В этой же витрине можно увидеть миниатюрный серебряный комод, созданный двести лет назад голландскими мастерами. Мини-комод свит из тончайшей серебряной проволоки и, возможно, служил шкатулкой для небольших украшений, которые могли храниться в выдвижных ящичках. Впервые организаторы выставки приоткрывают дверцы комода, позволяя посетителям музея заглянуть внутрь.
Предметы археологии и этнографии дополнены их графическими изображениями и историческими реконструкциями. Например, рисунок серебряной чаши из сарматского погребения позволяет разглядеть надписи на мёртвом языке таких государств, как Парфия и Хорезм. Реконструкция кинжала скифского типа в лаковых ножнах с золотыми подвесками даёт представление об оружии саргатской археологической культуры.
Экспозиция представлена в новом дизайне, автором которого является художник Сергей Баранов. Сделать пространство по-настоящему «золотым» удалось с помощью обивки из золотистого бархата в контрасте с цветным стеклом. Витрины с предметами археологии отличают тёмные треугольные фоны, напоминающие образы древних курганов.
Витрина с изделиями фирмы Фаберже дополнена увеличенными фотографиями миниатюрных экспонатов, каждый из которых теперь представлен на своём постаменте, что даёт возможность рассмотреть изящные вещицы во всех деталях. Особое внимание привлекает зоопарк Фаберже, в котором «проживают» 13 животных.
Фигурки зверей поступили в омский музей в 1927–1928 годах. По архивным документам удалось установить «биографию» красного ворона: фигурка пурпуриновой птицы находилась в личных покоях великого князя Константина Константиновича Романова. Также сотрудники музея установили, что у омского ворона есть нефритовый аналог, который обосновался в королевской коллекции Букингемского дворца. История происхождения остальных фигур пока изучается омскими музейщиками, и имена их бывших владельцев станут известны в будущем.
— Мы заканчиваем выставку показом изделий русской ювелирной кампании Карла Фаберже. Наряду с фигурками животных посетители смогут увидеть бюст Николая I, изготовленный из камня, дерева и золота. По поводу его происхождения есть версия, согласно которой в 1913 году задумывалась портретная галерея императоров, посвящённая 300-летию Дома Романовых, и этот бюст является её частью. И это единственный предмет этой витрины, который имеет свой оригинальный футляр.
Фигурки зоопарка Фаберже драгоценны по двум параметрам: месту изготовления и тем материалам, из которых они сделаны. Например, глаза обезьяны, слона, ворона, воробья, коровы – алмазные, камни вставлены в основание из золота.
Не обошлось и без забавных историй. Как рассказал Игорь Глазов, одна из семей английской знати, узнав о существовании зоопарка Фаберже, заказала фирме фигурки всех животных, живших на их ферме: лошадей, коров, кур, гусей, собак, уток.
Дополняют «Золотую кладовую» предметы, выполненные мастерами XX века. Это декоративный набор — к кувшин, поднос, чашки с блюдцами – из мастерской ближневосточных ювелиров и три высокохудожественные тарелки - «Чаепитие», «Златокузнец» и «Охота», выполненные дагестанским мастером Расулом Алихановым в 1988 году.
В свете последних событий – кражи исторических экспонатов из парижского Лувра – омские музейщики с особой гордостью говорят о высоком уровне защищённости новой экспозиции. Помещение, в котором находятся бесценные раритеты, оборудовано по последнему слову охранного дела: металлические двери и решётки, видеонаблюдение, особо прочное стекло выставочных витрин – всё это гарантирует сохранность коллекции «Золотой кладовой».
Каждое изделие выставки — подлинное произведение декоративно-прикладного искусства, как и само выставочное пространство, напоминающее собой драгоценную шкатулку.
Автор: Маргарита Зиангирова
Фото: Евгений Кармаев
Читайте также
