Дата публикации: 25.10.2025
Она носит название «Между Западом и Востоком», удивительно созвучное нашему городу, в свое время ставшему для России воротами в Азию. В экспозицию вошло 40 произведений, выполненных в самых разных жанрах. Это философские картины-коллажи, в которых имеет значение каждая деталь, настоящие живописные ребусы — их еще нужно разгадать…
— Эта выставка юбилейная – мне исполнилось 45 лет. Когда я разбирал свои работы за последние годы , я понял, что часто пытаюсь провести какие-то параллели между западным пониманием человека и восточным, пофилософствовать на эти темы. Мы ведь живём на стыке двух культур. В нашей культуре есть многое и от Запада, и от Востока. Мы иногда уже не можем определить — это наше собственное или это откуда-то к нам пришло, — рассказывает художник.
Потому на работах Сергея Лисицы можно увидеть и китайские вазы, и статуэтки Будды, и русские храмы и иконы.
— Мне интересно всё. Я, как человек мыслящий, пытаюсь найти ответы на определённые вопросы: кто мы, зачем мы, для чего в нас заложено так много свыше? Я ищу эти ответы в разных культурах, в разных философиях, в разных традициях… И убедился, что в разных религиях— в христианстве, в буддизме, в исламе — есть одинаковые вечные истины, к которым мы уже как бы привыкли и не всегда замечаем: не убивай, не кради, поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой…
К восточной теме Сергей Лисица обратился после того, как они с супругой побывали в Китае. Вот одна из первых его работ с азиатским колоритом — «Шкаф «Куан» (Весна)».

— В Китае я видел подобные шкафчики. А еще в музеях, в каких-то древних храмах нам встречалось множество всевозможных статуэток, предметов быта. Они очень эстетичные, на мой взгляд, и очень интересные. Вот, например, старинные бокалы для вина, они были найдены на раскопках.
Миниатюрные статуэтки и прочие предметы, расставленные в шкафу, изображены с такой детализацией, что сразу понятно — художник в процессе работы явно любовался каждым из них. Кстати, рисовал Сергей не с натуры, а с фотографий. Центральную часть шкафа украшает классический весенний мотив из китайской живописи. Что скрывается за закрытыми дверцами, можно только догадываться.
На соседней картине «Шкаф-Юань (Яркий мир)» помимо шкафа присутствует мир, который в него вписан.

—Здесь взят за основу резной шкаф династии Мин, на дверцах которого изображены китайские мудрецы. Мы видим, как они там ходят, что-то делают, общаются... Этот колорит, непривычная одежда, незнакомая природа, вызывают настоящий восторг, —признается художник.
А вот портреты поэтов Серебряного века. Точнее, портреты-картины, как их называет автор.
— Это повествовательная картина, где я пытаюсь размышлять над тем или иным образом, который нашёл отклик у меня в душе. Мне захотелось рассказать об этом человеке то, что мне интересно, и показать атрибутику, которая характеризует именно эту личность, — рассказывает Сергей Лисица.
Диптих «Поэты» запечатлел своеобразный литературно-поэтический батл двух ярчайших поэтов начала ХХ века Владимира Маяковского и Сергея Есенина. Кстати, «солнцем русской поэзии» художник считает именно Есенина.

А вот всем известный сказочник Ганс Христиан Андерсен
– Мы с детства прекрасно помним его сказки, но интересно ведь узнать, кто такой сам Андерсен. Его в школе дразнили одноклассники, потому что учеба ему не давалась. Ведь у гениев мышление не шаблонное, — поясняет Сергей Лисица. — Город, изображенный на картине, не настоящий, он бутафорский. Потому что Андерсен до конца жизни «играл в куклы», создавал свои сказочные миры. Вместо цилиндра на его голове свеча. Он был светильником для людей, он нёс свет, и благодаря его свету зажигаются вокруг эти маленькие огоньки в наших сердцах.

Картины Сергея Лисицы — результат философских размышлений об исторических событиях, о судьбах людей и стран.
— Работая над картинами, я включаю аудиокниги. Это классика и русская, и зарубежная, это исторические очерки. Они дают пищу для размышлений, помогают в поиске новых композиций, новых сюжетов.

Целая серия картин посвящена трагическим событиям, которые произошли в России после революции 1917 года. Разрушенные храмы, покидающие иконы ангелы на фоне газетных публикаций с заголовками об изъятии церковных ценностей…
— Тогда произошла, на мой взгляд, большая трагедия —брат пошёл на брата, рушились церкви, уничтожались произведения искусства. Революция — это всегда разрушение одного мира для того, чтобы появился другой. Но, разрушая какой-то определённый устой, люди часто делают то, что никак нельзя назвать добром…
В перерывах между большими работами Сергей пишет «для отдыха». Например, работает с фактурой. Так появилась картина под названием «Живая фактура»

— Я очень люблю растрескавшиеся дверцы шкафов, полустертые узоры… Это какой-то то ли шкаф, то ли комод, он уже старый, весь облупился, он вроде как неживой… Но неживая фактура здесь становится живой за счёт того, что там появляются элементы жизни в виде птичек и цветов, — поясняет художник.
Выставка будет работать до 16 ноября.
Автор: Елена Мачульская
Фото автора
Читайте также


