Дата публикации: 18.11.2025
В выставочном зале Дома художника открыли выставку, на которую нужно идти, как минимум, прочтя учебник по истории изобразительных искусств. Ну а если знать, что сто полотен, представленных на ней, — лишь малая толика того, что хранится в коллекции профессора медицинской академии Стафеева, и что сам Андрей Анатольевич даст фору любому искусствоведу в знании графики XVIII—XXI веков, то впору вспомнить строки Александра Сергеевича Пушкина: «О, сколько нам открытий чу́дных…».
Выставка избранной графики XVIII–XXI веков «От Великого Пиранези до гения ар-деко» из коллекции профессора Андрея Стафеева демонстрирует мастерство художников разных эпох и, собранная в одном выставочном пространстве, показывает многообразие стилей и способов изображения. Здесь можно увидеть редкие экземпляры старинных гравюр, разглядеть тончайшие штрихи, и даже представить, как неспешно, вдумчиво жили творцы тех далёких лет, и как стараются жить также их коллеги-наши современники. И у них получается.
«Это выставка музейного плана, — отметил председатель регионального отделения СХ РФ, народный художник России Андрей Машанов. — Она ошеломляет. Экспозиция задумывалась давно и в преддверии нового статуса Омска как культурной столицы России её можно назвать одной из первых жемчужин этого замечательного события. Выставку нужно смотреть долго и внимательно».
А по словам министра культуры Омской области Юрия Трофимова, сам факт наличия такой коллекции в Омске и её долгожданный показ — «это открытие новой страницы и в экспозиционной деятельности, и в просветительской работе, и в глубинном познании новой страницы в истории мировой графики».

Основу выставки составляют гравюры итальянского архитектора и художника-графика Джованни Баттисты Пиранези. Масштаб и бесконечное пространство можно увидеть в монументальных зданиях античного Рима, приукрашенных фантазией художника. Кроме знаменитого итальянца, экспозицию дополняют произведения Луиджи Россини, Джузеппе Вази и других известных гравёров того времени.

Вторая часть выставки включает в себя работы эпохи ар-деко, нео-ар-деко и художников от начала XX века до наших дней. Этот, по мнению искусствоведов, элегантный стиль отражает дух времени и соткан из элементов различных художественных направлений. Но главной его особенностью является роскошь, погруженная в строгость геометрических форм.

Самым ярким представителем ар-деко является русский художник Роман Тыртов, известный под псевдонимом Эрте. Роман Петрович прожил долгую яркую жизнь. Родившись в 1892 году, лишь двух лет не дожил до своего столетия. Умер в Париже, куда эмигрировал в двадцатилетнем возрасте. Эрте рисовал обложки для модных журналов, эскизы одежды и украшений, разрабатывал дизайн интерьеров и этикетки для коньяка, прославился неподражаемым оформлением обложек журнала «Harper’s Bazaar». Его при жизни называли гением.
«Кому-то может показаться странной коллаборация двух таких разных художников, но они определяли эпоху. То, что делал Пиранези, до сих пор в умах архитекторов, художников, дизайнеров. И мало кто бы знал Эрте, если бы в 80 лет он не стал заниматься шелкографией, разрабатывая свои методы. Все работы, представленные на выставке, оригинальные, подписаны его рукой», — рассказал коллекционер Андрей Стафеев.

На выставке зрители увидит около 30 шелкографий авторства Романа Тыртова (Эрте), а также великолепные произведения других известных представителей ар-деко: литографии и пошуары Умберто Брунеллески, утончённые иллюстрации Жоржа Барбье, Луи Икара, модные работы Рене Грюо. Искусство современников в стиле нео-ар-деко представлено картинами Хизаси Отсуки, Лилиан Шао, Гийома Азулэя и многих других.

И всю эту невиданную ранее в Доме художника роскошь представил коллекционер заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Омского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Андрей Стафеев. Свою коллекцию профессор собирает 15 лет, и то, что можно увидеть на выставке — лишь часть личного собрания Стафеева. Всё остальное, по его словам, хранится в пяти городах трёх стран мира. Особенность омской выставки заключается в том, что при её создании учитывалось значение полотен для просвещения студентов не только худграфа, но и медакадемии. Андрей Анатольевич убеждён, что медицина и изобразительное искусство тесно связаны долгой историей и влиянием на развитие друг друга, ведь среди врачей было немало меценатов и коллекционеров.
«Коллекция собиралась сложно. Если работы Эрте ещё можно купить в России, то произведения других художников — это вопрос цены, а она немалая, порой доходит до 50 000 долларов. Сейчас остро стоит проблема логистики, а поскольку местом приобретения чаще всего является Америка, то и часть моей коллекции хранится там из-за невозможности её вывезти», — пояснил Андрей Стафеев.

Особенной стала атмосфера открытия выставки, и это впору сравнить со светским раутом, когда мелодии арфы и саксофона дополняют звуки вылетающих пробок из-под шампанского. И припомнилась нечасто упоминаемая фраза «вечер обещал быть томным», то есть наполненным какими-то интересными событиями и неожиданными встречами. И такая встреча случилась. Гостями Андрея Стафеева стали прилетевшие из Москвы на открытие экспозиции супруги Екатерина и Игорь Лебеденко.

Это и была та самая неожиданная встреча: Екатерина Николаевна оказалась внучкой известного композитора Виссариона Яковлевича Шебалина, чьё имя носит омское музыкальное училище.
«Мы не первый раз в Омске, потому что это родной город моего деда, в нём неоднократно бывала моя бабушка, Алиса Максимовна, и я, продолжая её работу по сохранению наследия Виссариона Яковлевича, встречаюсь с омскими музыкантами, исполняющими музыку Шебалина, — рассказала Екатерина Лебеденко. — И это счастливым образом соединилось с контактами моего мужа, который познакомился и тесно общается по работе с профессором Стафеевым. Мы приехали по приглашению Андрея Анатольевича именно на эту выставку».
Впервые супруги побывали в Омск тридцать лет назад, на юбилее музыкального училища имени Шебалина. В разные годы специально прилетали на концерты омского симфонического оркестра, когда исполнялась музыка Виссариона Яковлевича.
Композитора не стало в 1963 году, когда внучке было 11 лет, но она хорошо его помнит.
«Однажды дедушка попросил меня подобрать четыре стихотворения разных поэтов и каждое положил на музыку, посвятив свои сочинения нам, четверым его внукам — мне, двум моим братьям и сестре. В 1962 году дедушка написал цикл "На лесной опушке” на стихи Серебряковой и посвятил эту акапельную миниатюру мне», — поделилась воспоминаниями Екатерина Лебеденко.
Екатерина Николаевна не пошла по стопам знаменитого деда. Закончив биологический факультет МГУ, она стала генным инженером, защитила кандидатскую диссертацию и всю жизнь работала в НИИ органической химии. Занималась созданием противораковых антител. Но музыканты в семье всё-таки есть — дочь и внучка Екатерины Николаевны стали пианистками и работают в институте имени Ипполитова-Иванова в Москве. Память о Виссарионе Шебалине потомки хранят и устраивая домашние концерты на даче в Подмосковье, принадлежащей семье композитора с 1925 года. На импровизированной сцене, расположенной на веранде, играли многие знаменитые музыканты: Святослав Рихтер, Олег Коган, Наталья Гутман, Юрий Башмет. Устраиваются на Николиной Горе и комбинированные мероприятия, в которых сочетаются музыкальные произведения Шебалина и выставка картин его супруги-архитектора.
Екатерина и Игорь Лебеденко планируют приехать в Омск в 2026 году, когда будет отмечаться 60-летие симфонического оркестра. О том, что в юбилейную программу будут включены произведения Виссариона Шебалина, потомкам композитора рассказал художественный руководитель оркестра Дмитрий Васильев, также вместе с супругой пианисткой Мариной Костериной побывавший на открытии экспозиции.

Выставка избранной графики XVIII–XXI веков «От Великого Пиранези до гения ар-деко» из коллекции профессора Андрея Стафеева работает в омском Доме художника по 27 ноября 2025 года.
Автор: Маргарита Зиангирова
Фото: vk.com/omchru


