Дата публикации: 24.07.2025
На генплане пригорода Омска и станицы Омской за 1858 год, хранящемся в Историческом архиве региона, на месте посёлка Рыбачьего песок и степь. Лишь вдалеке – ближе к сегодняшнему Ленинградскому мосту виднеется аул Каржас – микрорайон с таким названием до сих пор существует в Омске, и там многое осталось аутентичным чуть ли не с тех времён. Но об этом, одном из старейших мест нашего города с невероятно интересной историей мы расскажем в другом материале.
Вид на Омск с Левого берега, 1903–1907 годы
История же Рыбачьего началась в 1911 году – во многом жизнь там появилась благодаря столыпинской аграрной реформе. Она же поспособствовала, кстати, и проведению в Омске Первой Западно-Сибирской выставки. Пётр Столыпин, активно продвигавший идею переселения жителей нечерноземья в Сибирь и развития здесь сельского хозяйства, лично приехал на открытие выставки 15 июня 1911 года. Мы уже рассказывали ранее, какой фурор она произвела во всём мире.
Благодаря активной пропаганде в Омск в поисках лучшей доли начинают съезжаться переселенцы из центральной части России – Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Оренбурга и многих других губерний. Здесь крестьяне и мещане получали собственные большие наделы земли. Прибывающих распределяли по переселенческим участкам. Один из них был организован в посёлке Каржас под номером 229 в 1910 году. Через год он получил собственное название – Рыбачий – по главному занятию его жителей. В архивах хранятся свидетельства, что в начале прошлого века местные расставляли свои сети по всему Иртышу от устья Оми до затона в районе Загородной рощи, а в качестве улова попадалась даже стерлядь. Сейчас это звучит как экзотика, но вполне благородных щук обыватели Рыбачьего, которые до сих пор не утратили вкуса и страсти к любимому ремеслу, вылавливают в Иртыше до сих пор.
По одной из версий, население посёлка изначально составили люди, которые трудились на пристани на правом берегу – готовили к навигации и чинили судна, повреждённые во время Гражданской войны и стоявшие как раз на противоположной стороне. Сначала там были только землянки бригад этих судов, а потом перебрались и рабочие, обзавелись семьями, и так здесь появилось жильё. После 1917 года здесь рядом появились кирпичный и овчинно-кожевенный заводы.
Согласно переписи населения от 1926 года, в Рыбачьем было 26 домов, в которых жило 90 человек: 54 мужчины и 36 женщин. Почти в каждой семье была лодка – единственное средство переправы на правый берег. Зимой местные жители перебирались по тропинкам по льду реки.
В 1928 году Рыбачий, расположенный между Иртышом и речкой Замарайкой, пережил вместе со всем Омском страшное наводнение, какого не было с 1888 года. Из-за резкого потепления с юга массово пошёл лёд. 3 мая образовались огромные заторы, а на следующий день реки вскрылись уже в Омске. Вода поднялась по шею взрослому человеку.
Затопило улицу Ленина, город с самой короткой историей – Ленинск-Омский, центральную электростанцию.
«Омск напоминает Венецию. Сообщение по улицам города производится на лодках», — писали 6 мая 1928 года журналисты газеты «Советская Сибирь».
Жителям Рыбачьего приходилось пережидать стихийное бедствие на крышах землянок. Однако и это укрытие оказалось ненадёжным. По воспоминаниям очевидцев, по единственной улице посёлка плавали огромные льдины, достигавшие метра в толщину. Они буквально срезали и сминали утлые постройки. В архивных документах значится: из 26 домов наводнением уничтожено 26. Люди отстроили себе новые. Те, что находились возле самого берега после его обрушения, снова унесло течением. Несмотря на это, Рыбачий не просто выжил, но и начал понемногу расти. В середине 1930-х сюда приезжают всё новые семьи, часто родственники уже освоившихся в Омске переселенцев. К началу войны здесь было уже 50 домов.
В 1958 году Рыбачий пережил ещё одно похожее наводнение. Детей эвакуировали в Каржас, а взрослые пережидали стихию на крышах домов.
Рыбаки
Жители посёлка трудились на омских заводах, а также занимались ловом и продажей рыбы. Развлекаться местная молодёжь ходила в клуб овчинно-мехового завода, расположенного в трёх километрах. Старожилы вспоминали, что зимой возвращались оттуда в темноте и под вой волков. Впрочем, уютные места для отдыха местные устраивали и поблизости. Например, Степан Горелов соорудил возле своего дома качели: к столбу высотой примерно с трёхэтажный дом верёвками были приделаны четыре сиденья. Местные прозвали сооружение «исполинкой». Рядом были поставлены лавочки и высажена зелень, в тени которой можно было отдохнуть.
В другом месте была симпатичная маленькая берёзовая роща, где местные также любили прогуливаться и отмечать праздники.
С 1925 года Рыбачий прикрепили к Каржасскому сельсовету, в 1930-м вошедшему в состав колхоза имени Кирова. С 1935 года он был частью Омского района, который несколько раз менял название. И только после войны в 1947 году посёлок стал частью города.
Воду до 1960-х брали из Иртыша и старицы Замарайки. Поэтому неудивительно, что в 1959 году жители Рыбачьего слегли с брюшным тифом. Позже здесь появились водоразборные колонки. Они, кстати, стоят на каждом углу до сих пор. А газ сюда начали проводить только несколько лет назад в 2022 году.
Сегодня посёлок разросся до четырёх остановок: «Рыбачий», «Рыбачий-1», «Рыбачий-2» и «Рыбачий-3». Он состоит из улиц 1-я и 2-я Рыбачья и 3-я Островская.
Центр этого крошечного города в городе находится на пересечении 1-й и 2-й Рыбачьих. Когда-то по этой широкой уже тогда дороге перегоняли стада коров и верблюдов. Сейчас – пытаются объехать пробки автомобилисты. Начало посёлка почти целиком занято новенькими каменными домами с капитальными заборами и модными дорогостоящими растениями по периметру. К примеру, прямо сейчас на одном из сайтов по продаже недвижимости выставлен один из таких таунхаусов. Стоимость особняка, построенного, вероятно, на месте бывших землянок, — 53 млн рублей. Предлагается даже ипотека от 273 тысяч рублей в месяц на 25 лет.
«Расположение мечты: живописный центр Левого Берега, рядом протекает Иртыш», — рассказывает о преимуществах продавец.
Впрочем, рядом с такими «дворцами» ещё и остались вековые избушки – в резными наличниками, уютными кружевными занавесками и бабушкиными геранями в окнах. Есть и совсем старые постройки, почти наполовину вросшие в землю от времени и окружённые порослью клёна, чертополоха и травы. Почти на всех таких участках прикреплены таблички «Продаю». Место в таком тихом уголке точно не останется невостребованным.
Чем дальше от начала Рыбачьего и ближе к улице 3-й Островской, тем проще становятся постройки. Кажется, некоторые из них даже видели тех самых первых переселенцев – ну или точно – их непосредственных потомков. Вероятно, ещё десятилетие и от них останутся лишь воспоминания и фото. Старые домишки плотным кольцом окружены высотками. Вековую тишину посёлка, расположенного между двух рек, нарушают только звуки стройки и – неожиданно – такое деревенское и тёплое пение петухов. Но сейчас в этом месте всё ещё остаётся уникальная возможность, как с помощью машины времени можно погрузиться в атмосферу столетней давности и, вдыхая запахи нагретого солнцем дерева и травы, пофантазировать, как здесь текла совсем другая жизнь.
Автор: Анна Микула.
Фото: автора, а также Исторический архив Омской области и Омский родословный архив (omrodarh.ru)