Ушла эпоха. Кто продолжит дело знаменитого костореза Николая Перистова и что будет с его открытием, «омским кроманьонцем»?

Дата публикации: 11.10.2024

Бивни мамонта, необработанные кости, замерший станок. В мастерской омского костореза Николая Перистова время будто становилось. Знаменитого мастера не стало 29 сентября. Он скоропостижно скончался на 66-ом году жизни. До своего 67-летия Николай Васильевич не дожил 11 дней. В память о нём Сибирский культурный центр подготовил выставку его работ.

Ольга Лобзова, искусствовед Государственного центра народного творчества:

«В выставку вошли работы Николая Васильевича из мастерской, мест, где он преподавал. Некоторые нам передали из частных коллекций. Экспонатов немного, но и это не было целью. Мы хотели рассказать о знаменитом мастере, показать, как много он сделал не только для Омска, но и для всей страны».

Фото: omgpu.ru

Николай Перистов – фигура в культурном мире уникальная. Он родился в 1957 году в Омске. Народным прикладным творчеством увлёкся ещё в детстве. Свою жизнь посвятил косторезному мастерству.

 

«Косторез должен не просто резать кость»

25 лет назад основал первую в Сибири студию косторезного искусства «Архаика». Передавал опыт и знания юным дарованиям. Вместе с учениками отправлялся в экспедиции по поиску бивней и костей доисторических животных для новых творений.

Фото: omgpu.ru

Ольга Лобзова, искусствовед Государственного центра народного творчества:

«До него в Омске, да и в Сибири не существовало студии по работе с бивнем мамонта. Все мы знаем архангельскую кость, которая активно развивается, северные промыслы.

Для юга Западной Сибири, где нет вечной мерзлоты, студия стала большим делом, которое Николай Васильевич взял на себя и с честью нёс на протяжении многих лет».

Михаил Пешкин – один из учеников знаменитого мастера. Он познакомился с ним в 2005 году, когда пришёл в студию. Была склонность к скульптуре, в частности к резьбе по дереву. В художественной школе парней было мало. На уроках декоративно-прикладного искусства девушки занимались вышивкой, а Михаилу хотелось поработать с резьбой. Преподаватель посоветовала студию «Архаика». Начинающий мастер влюбился в косторезное дело с первой встречи с будущим учителем.

Фото: vk.com/vhni_omsk

Михаил Пешкин, мастер-косторез:

«Николай Васильевич был очень “широким” учителем. Он считал, что косторез не просто должен резать кость, а в том числе и добывать этот материал. Проследить весь путь кости – от добычи до художественной выставки.

Когда ученик попадал в состав студии “Архаика”, он самостоятельно организовывал своё рабочее место. Для этого было необходимо навести порядок в той или иной части студии. Также – в качестве трудового воспитания и всевозможных уборок – он приучал нас содержать и обслуживать косторезную мастерскую».

Николай Перистов воспитал плеяду талантливых косторезов. Многие из них ныне члены Союза художников России. Это состоявшиеся мастера, которые продолжают дело своего учителя.

Михаил Пешкин один из именитых последователей. Его работы, как и преподавателя когда-то, занимают почётные места на выставках различного уровня. Историю о нём «Трамплин» уже рассказывал.

Михаил Пешкин, мастер-косторез:

«Это ремесло настолько меня увлекло, что сейчас не могу представить свою жизнь вне этой сферы. Пожалуй, любовь к ремеслу самое ценное, что Николай Васильевич передал мне.

Он был очень близким и родным для меня человеком, несмотря ни на что. Наши взаимоотношения не всегда были простыми. На момент моего появления в студии мне было 16 лет. Как и большинство людей, выросших без отца, я интуитивно, подсознательно искал его образ в своей жизни. Несомненно, Николай Васильевич дополнил его».

Дело мастера не прервётся. Работать в студии основателя и обучать начинающих косторезов продолжит ученик Николая Перистова Александр Карлин. Они долгое время работали вместе.

Ольга Лобзова, искусствовед Государственного центра народного творчества:

«Мы постараемся сохранить интерьер мастерской Николая Васильевича таким, какой он был при нём. Ведь многие годы сюда привносились важные, памятные элементы. Работы его и учеников, сувенирная коллекция, фотографии из экспедиций и многое другое».

 

Будущее омского кроманьонца

Одно из самых важных открытий Николай Перистов сделал в 2008 году. Он отправился в очередную экспедицию на окраину села Усть-Ишим. Среди привычных бивней нашёл бедренную кость человека.

Олег Аристархов, режиссёр проекта «Сибирский кроманьонец»:

«Три года кость лежала у Николая Васильевича в мастерской. Палеонтолог Алексей Бондарев заинтересовался находкой. Предположил, что это человеческая кость. С этого началась история омского кроманьонца».

На фото прообраз омского кроманьонца. – Прим.

Анализ ДНК показал: кость принадлежит самому древнему в Евразии кроманьонцу. Возраст – около 45 тысяч лет. У него даже появилось имя. Омского кроманьонца назвали Николаем в честь первооткрывателя. Находка стала сенсацией в научном мире и поставила под вопрос уже имеющуюся информацию о первых людях.

Уже сейчас многие учебники по истории переписаны по новым данным. Открытие Николая Перистова легло в основу проекта «Берег Кроманьонца». Совместно с экспертами мастер планировал работать над ним.

Олег Аристархов, режиссёр проекта «Сибирский кроманьонец»:

«Николай Васильевич хотел записать серию роликов об омском кроманьонце. Рассказать о своём творчестве, о раскопках, которые провёл, и о том, как была найдена та самая древнейшая кость человека. Теперь, конечно, этого не будет. Уход Николая Васильевича – это огромная потеря для всех нас. Он был очень талантливым и душевным человеком, который многое сделал для Омска и истории всей страны».

Незавершённым останется и цикл поделок о кроманьонце. Николай Перистов успел воссоздать лишь один образ из глины. Его бережно хранит давний коллега и режиссёр проекта «Сибирский кроманьонец» Олег Аристархов.

 

«Работа над проектом продолжается. 29 ноября мы, как и планировали, отметим день рождения омского кроманьонца в парке “Россия – моя история”. На месте обнаружения его кости продолжаются раскопки. Найдено около 15 кг костей мамонтов и носорогов. Вполне вероятно, их мог видеть наш сибирский кроманьонец».

Последние годы жизни Николай Перистов посвятил новой технике композиции – мозаике. Собирал экспозиции из фрагментов бивней. Из-за разного уровня залежей костей, оттенок у каждой свой. Это помогло мастеру добиваться фактурности в своих работах. Увидеть их можно на выставке в Сибирском культурном центре.


Автор: Ксения Тоичкина

Фото: личный архив героев материала и Сибирского культурного центра

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.