Подземный Омск: тайны второй крепости  

Дата публикации: 13.08.2024

Подземные ходы, связывающие дома в центре города. Сокровища, спрятанные в старинных тоннелях. Мрачные подвалы, в которых белые и красные сводили счёты с врагами. Это только часть городских легенд, связанных с подземными коммуникациями Омска. Что из этого миф, а что реальность? Мы изучили заметки краеведов, городские и диггерские форумы, чтобы разобраться, насколько реальны представления о многочисленных подземных ходах под известными зданиями Омска.

В прошлый раз мы исследовали подвалы домов на Любинском проспекте и прошли по настоящему тоннелю. Сегодня мы изучим легенды о тайных проходах под второй Омской крепостью. На этой прогулке нас ждут занимательная конспирология, пугающие находки и восхищение строителями прошлого. Начнём с некогда самой населённой части крепости – с казарм.

1998–2000 гг.

Тоннели под казармами

В 1950-х гг. к территории второй Омской крепости прилегала военная часть, где располагался штаб полка ПВО (а именно – 418-го Калинковичского краснознамённого зенитно-ракетного полка, расположившегося на территории крепости в середине 1950-х гг.).

Военная часть начиналась сразу за Тобольскими воротами. Фото 1978–79 гг.

Такое соседство породило, пожалуй, самый безумный миф в нашем спецпроекте – миф о наличии подземных тоннелей на этой территории. Породил его широко разошедшийся по сети комментарий одного из участников форума urban3p. В нём есть всё – и ненадёжный рассказчик, и военная конспирология, и, конечно, масштаб. Цитируем практически полностью.

– Один из моих товарищей общался с бывшим начальником отдела ФСБ при в/ч. Знает про секретность в Омске всё. Начинал он службу как раз в той части ПВО в центре Омска, где мы были. Говорит, что подземные ходы там ЕСТЬ. Они зарыты, причём задолго до расформирования части. <…> Ходы ведут в подземные катакомбы Омска, длина которых сотни километров! Очень длинные! Только опасно там находиться из-за сероводорода. Ходы в эти катакомбы есть во многих зданиях старинной постройки (примерно 1916 г.) в центре Омска. Когда я ему рассказал, что в той части ПВО в центре Омска всё перерыто и видно, что кто-то что-то искал, он ответил, что многие ищут сокровища Колчака. <…> По поводу подземных ходов под крепостью – попасть в них не вариант: при переезде в крепость командования ПВО тяжёлая строительная техника начала в эти ходы проваливаться, поэтому было принято решение довольно плотно засыпать весь комплекс. Всё это со слов очевидца событий. Наш хороший знакомый вырос рядом с этой крепостью. В детстве, просто копаясь в песочнице, они находили наконечники стрел, обломки мечей, видели эти ходы, но далеко без фонариков не ходили.

1996–1999 гг.

Дети, умеющие отличать обломки мечей от простого металлического мусора, безусловно, заслуживают внимания. Однако историки сходятся во мнении, что на территории второй Омской крепости смысла в прокладывании ни многокилометровых, ни тайных ходов не было: укрепление никогда не принимало участия в военных действиях. Да и тратить огромные ресурсы «на всякий случай», как мы уже говорили, наши предки не любили.

Дом Шпрингера

На территории второй Омской крепости сохранился дом её основателя Ивана Шпрингера. Найти его не так-то просто: табличка «Пороховой погреб» многих вводит в заблуждение, а само деревянное строение грубо облицовано кирпичом.

Однако бóльшую историческую тайну представляет не само здание, а его подвал.

Проход перекрыт собственником здания.

Предназначение подвала долгое время оставалось загадкой: зачем под лёгким деревянным зданием построили такое мощное каменное сооружение? Табличка на доме говорит о том, что перед нами – пороховой склад. Но мог ли храниться порох под жилым домом? Ещё и рядом с основными постройками крепости?

Слева от таблички видно нацарапанную фамилию и цифры 1937. Отверстия слева и справа под табличкой – след от штырей, которыми кирпичная кладка прижималась к деревянному срубу.

Любители тайн не исключают, что за толстыми кирпичными сводами могут быть спрятаны сокровища. И вроде как даже предпринимались попытки их искать, поскольку одна из стен подвала разобрана.

Слева можно увидеть заложенный пролом, сделанный, по предположению Игоря Коновалова, искателями сокровищ.

Историки предполагают, что мощные своды предназначались для будущего Воскресенского собора. Есть версия, что фундамент заложили раньше, чем получили проект строительства, а в итоге храм перенесли чуть дальше от берега.

Если поднять историю начала его строительства, обнаружим, что приглашённый из Тобольска зодчий Иван Черепанов поменял место. Командир сибирского корпуса Иван Шпрингер выбрал решение, наилучшее с градостроительной точки зрения, в центре площади, на пересечении улиц. А Черепанов указал на каноническую ошибку: алтарь православного храма должен смотреть на восток, а тут получалось на юг. Построили как положено. А неподалёку поставили генеральский дом с толщиной стен в полтора метра, средневековыми сводами в подвале, рассказал краевед, реставратор и заместитель председателя Омского отделения ВООПИиК Игорь Коновалов.

Дом коменданта крепости

Ещё одно загадочное подземное помещение находится в доме коменданта Омской крепости, где ныне расположен литературный музей им. Ф.М. Достоевского.

Это подземелье нашли в 2006 г., можно сказать, случайно, когда изучали план комендантского дома. Исследователи увидели, под зданием есть маленькая комната, в которую нет прохода! Решили прорубать его в полу.

Как только о находке стало широко известно, появилось множество версий о назначении подвальчика: от бытовых (погреб) до авантюрных (тайный ход на другой берег Оми).

Вид на южную стену здания. 1960–1969 гг.

Раскопками руководил археолог, директор музея просвещения Евгений Скандаков. Когда подвал расчистили от строительного мусора, на дне нашли глиняные черепки, разбитые склянки, гвозди и остатки пищи. Освободив помещение, археологи заметили, что кирпичи южной, выходящей на реку, стены подвала отличаются от остальных. Оказалось, что они новее остальных, а значит, стена появилась позже середины XVIII в. В дальнейшем оказалось, что кирпичом заложена арка высотой в человеческий рост.

Именно это заключение и породило легенду о тайном проходе, который был нужен коменданту для эвакуации. Археологи же, не гонясь за сенсациями, продолжили работу – на этот раз, снаружи здания. И обнаружили кое-что интересное! Нет, не тоннель к Омке, а… ничего. С обратной стороны здания к стене плотно прилегал грунт, который, судя по всему, никто не перекапывал с момента строительства дома. Слоями вынули чернозём, асфальт, гравий, ещё один слой чернозёма, строительный мусор и наконец докопались до материка (т.е. слоя, после которого археологических находок быть не может), образованного песком и глиной.

Однако один из сотрудников литературного музея с такой трактовкой результатов раскопок не был согласен. Говоря о том, что в стене была дверь он привёл уже изложенные нами аргументы:

– У нас во дворе музея даже земля осела примерно в этом месте! Поэтому если учесть, что здесь всё-таки жил комендант Омской крепости и что была некая опасность нападения, то путь в убежище из здания был бы вполне оправдан.

Кто-то даже уверял, что подземный ход функционировал ещё совсем недавно: до 1983 г., когда в здании был сделан капитальный ремонт. И только тогда тайный проход завалили мусором.

Здание музея во время реконструкции, 1983 г.

Пока учёные выясняли назначение помещения, работники музея нашли ему применение. Атмосферная комнатка стала частью экспозиции, помогая воспроизводить быт омских каторжников времен Фёдора Достоевского.

«Гнетущее пространство, ощущение клетки, эти нары, эти кандалы… Мы решили, что не так просто это помещение было открыто, и решили стилизовать его под такую своеобразную темницу», – рассказывал о смелом решении директор литературного музея имени Ф.М. Достоевского Виктор Вайнерман.

Сегодня в подземном помещении размещается фрагмент Омского острога, созданный по описаниям Достоевского и других узников. Посещение этой экспозиции – само по себе небольшое приключение, ведь прежде, чем проникнуться духом того времени, нужно спуститься по крутой лестнице в настоящее подземелье. Здесь всегда прохладно, а кирпичные своды нависают над головой, не пропуская звуки извне. Ещё одна отличительная черта этой части музея – полная интерактивность: всё, что спустившийся человек видит перед собой, он может потрогать и даже примерить.

Всё это время Омск обсуждал находку, сделанную археологами при расчистке подвала. Рассказывать о ней, прямо скажем, неприятно, но поскольку она породила отдельную легенду, умолчать нельзя.

Среди строительного мусора был найден скелет крупной собаки, рядом с которой лежала горстка гильз от «трёхлинейки» – винтовки Мосина, бывшей в ходу с конца XIX в. и до конца Второй мировой войны. Изучив останки собаки, учёные установили, что она умерла в 1930-х гг., и её смерть сложно назвать естественной. Судя по расположению скелета, собака была брошена в подвал ещё живой и до того, как умереть, пыталась ползти. Кто так жестоко расправился с животным, мы уже никогда не узнаем. Но общественность сразу же вспомнила, что после революции дом занимали военные, а они, если верить слухам, расстреливали в бывшем доме коменданта отнюдь не животных.

Так что же представляло собой это помещение, оборудованное под домом 1799 г. постройки? Учёные считают, что оно изначально было обустроено как ледник. Его пол и стены были выложены льдом, а наверх вела лестница. А если и не ледник, то какое-то иное хозяйственное помещение: во всех остальных случаях конструкция с лестницей неудобна.

А дверь? Была ли она на месте южной стены или нет? Сторонники версии с тайным ходом считают, что была. У них есть научный, как они считают, козырь: рост культурного слоя. Мол, с конца XVIII в. он вырос так, что дверь к началу XXI в. полностью ушла под землю. Однако археологи уже давно рассчитали, с какой скоростью культурный слой растёт в разных условиях – и для наноса такого уровня двух с хвостиком веков точно бы не хватило.

Одна из первых работ Анатолия Коненко – макет комендантского дома, 1984 г. На сегодняшний день сохранилось только правое крыло здания. В правом крыле видна лесенка в подвальное помещение, но двери наружу нет.

Ещё одна версия: тайный ход в доме коменданта действительно был, но укреплялись его стены, как и всё вокруг в то время, исключительно древесиной. Сторонники этой версии настаивают на продолжении раскопок в сторону Иртыша, однако не учитывают главного: отсутствия потребности в такого рода защите в Омской крепости на рубеже XVIII–XIX вв.

Любителей тайных ходов разочаровывает и Игорь Коновалов:

– Иногда поиск подземных ходов приводит к курьёзам. В комендантском доме есть подземное помещение. Сейчас в него попадают через проём в своде, но в его наружной стене существует заложенный проём. Имея богатую фантазию, кто-то решил, что он ведёт обязательно в подземный ход. У дома широкая отмостка, и её поленились ломать, предпочтя копать на газоне, на предполагаемом продолжении подземного хода. Следопытов, естественно, ждало разочарование. А если бы они сразу копали за стеной на отмостке, то обнаружили бы лестницу в ледник, который находился в этом помещении. Но тогда всё было бы прозаично, а так покопали в предвкушении тайны, благо земля на газоне мягкая.

Переместимся к одному из важнейших мест крепости – к военному собору.

Воскресенский собор

Воскресенский собор был первым каменным зданием Омска. Его колокольня была такой высокой, что военные использовали её как наблюдательную вышку. Интересно, что при соборе была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек, а также открыта ланкастерская школа для девочек, ставшая позднее первой гимназией.

Вид с колокольни, 1895 г.

В отличие от многих церквей, собор пережил 1920-е и 1930-е гг., и, проработав клубом, библиотекой, книгохранилищем и складом картографической фабрики, был снесён лишь в 1958 г. Восстановлен к 300-летию Омска за рекордно короткий срок – с февраля по декабрь 2016 г.

Перед началом строительства многие омичи успели увидеть остатки каменного фундамента и оценить их мощь – и это были последние дни существования исторической кладки. 2 марта 2016 г. министр культуры Омской области Виктор Лапухин рассказал, что руины фундамента, законсервированные ВООПИиК, сохранить не удалось, строить новое здание на историческом фундаменте небезопасно, и вообще его археологическая ценность не доказана. Омичам остались только фотографии.

Но до момента, когда разговоров о восстановлении храма и не велось, это место было окутано легендами.

Одна из них гласит, что, когда на месте собора хотели установить деревянный поклонный крест (так отмечаются места, где были построены или запланированы храмы), земля под приготовленным местом обвалилась. Работы почему-то бросили, а яма осталась и быстро стала излюбленным местом для игр у местной детворы. Изучили провал и омские краеведы. В одной из стен они нашли углубление, а в нём – окованную железом дверь. Однако изучить её как следует они не успели: яму всё-таки засыпали.

История, признаться, вызывает большой скепсис даже сегодня, после восстановления храма, однако у краеведов ещё в те годы было что сказать в её защиту.

– На этом месте стоял военный собор… <…> Части его фундамента, скорее всего, сохранились. И если бы мы начали копать, то, возможно, получили бы ещё один памятник, в котором вполне могли существовать подземные ходы. Если в городе и были земляные или деревянные тоннели, то они наверняка уже засыпались. А вот ходы, обложенные кирпичом, по фрагментам можно было бы восстановить. Но только в том случае, если бы раскопки велись вручную. Ведь именно поэтому Успенский собор и открыл нам столько интересных фактов: как правило, при строительстве или реконструкции для проведения работ устанавливаются жёсткие сроки и в дело идёт тяжёлая техника, уничтожая тайны, – рассказывал краевед, директор музея просвещения Игорь Скандаков.

И действительно, восстановительные работы подарили исследователям богатый материал. Так, была найдена каменная плита, посвящённая пропавшим без вести на Русско-японской войне, множество церковной утвари и интересные инженерные сооружения.

 

На мраморной плите перечислены имена 30 офицеров и сообщено о 700 нижних чинах Тобольского полка. Размер плиты – 80х40х10 см. Игорь Коновалов предполагает, что плита находилась на стене притвора храма и была оторвана и брошена в подпол при его сносе.

При раскопках фундамента нашли и загадочные подземные помещения. Две небольшие хозяйственные пристройки появились в разное время, и в северной обнаружился колодец с трубой, шедшей за пределы здания. А на южной стороне под боковыми папертями были помещения, не соединяющиеся с собором.

Северная пристройка.

Кирпичная труба.

Игорь Коновалов рассказал о предположениях исследователей. Загадочный колодец с трубой оказался специальным сливом воды из купели: по церковным правилам воду для крещения нельзя смешивать с бытовой.


У южной стены храма.

А вот о назначении пристроек на южной стороне было выдвинуто несколько версий. Историк Наталья Лебедева предположила, что это склепы, но размер – 1,5х1,2 м – не подходил. Были версии о том, что это ледник, кладовка, тайник и даже карцер! Сам Игорь Коновалов придерживается версии, что это была вентиляционная система:

– По каналу, соединяющему подземные помещения с храмом, шёл воздух, летом прохладный от земли. В старину были примеры таких конструктивных решений.

Старинная вентиляция. И наверняка бы работала, если бы фундамент сохранился!

Да, чудеса инженерной мысли прошлого порой кажутся нам настолько невероятными и неповторимыми даже с сегодняшними технологиями, что мы часто отрицаем очевидное, предпочитая искать таинственное и неуловимое.

Отдав дань строителям прошлого, мы завершаем прогулку по территории второй Омской крепости.

 Давайте подведём итоги!

Конспирологическая теория о тоннелях под второй Омской крепостью не выдержала никакой критики, а вот каменный подвал дома строителя второй крепости действительно существует.

Загадочное помещение под бывшим домом коменданта крепости – литературным музеем – тоже существует, но его назначение исключительно бытовое.

Несмотря на то, что от исторического фундамента Воскресенского собора практически ничего не осталось, его тайны краеведы разгадать успели.

Следующая наша остановка – Соборная площадь. Мы узнаем о церковных чудесах, легендах и былях «Серого дома» и, конечно, о том, как инженеры прошлого подходили к работе над масштабными проектами. До встречи через неделю!

Автор: Анна Подоляк

Фото: Анна Подоляк, Иван Сердюк, kun27guru.livejournal.com, Литературный музей им. Ф.М. Достоевского, hraniteli-nasledia.com, pastvu.com, vk.com/1oomestomska, ar.culture.ru

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.