Дата публикации: 1.10.2024
Гражданская война – пожалуй, самый сложный для понимания эпизод современной истории России. Разобраться в перипетиях договоров, союзников и бесконечной череды правительств сложно и взрослому – что говорить о школьниках?
Исправить эту ситуацию и разогнать туман над историей взялось творческое объединение «СКАЗ» во главе с Юрием Тетериным.
Диорама «В огне Гражданской войны: Омск 1918–1919» состоит из трёх частей: «Золото Колчака», «Расстрел в Загородной роще» и «Омск». На их изготовление ушло одиннадцать месяцев.
Золото Колчака – главный миф Гражданской войны.
Тяжёлая сцена, но авторы избежали чрезмерной натуралистичности.
В центре города можно найти двух собак и кота. Кот, как нам рассказали по секрету создатели диорамы, будет гулять по локации.
Новый проект рассчитан на школьников 4–11 классов, но Юрий Тетерин признаётся, что привлекает проект и детей значительно младше – с шести лет.
– Дети младше четвёртого класса ещё не воспринимают историю. Четвероклассникам мы рассказываем маленькую и интересную историю, а старшим классам, конечно, более подробную. А вообще, нижняя граница – это шесть лет. Где бы мы ни показывали диорамы, малыши просачиваются посмотреть – мы не против! Но мы, заметьте, нигде не показываем кровь и о жестокостях не рассказываем вообще. И сегодня у нас нет цели сказать школьникам, что Колчак – злодей или, наоборот, великий человек: своё мнение они сформируют сами, когда подрастут.
Юрий отметил, что при создании проекта учитывается, чтобы он был значим и близок всем. Информация для детей подбирается «немножко сенсационной», потому что дети «живут в мире маленьких сенсаций». Но чтобы противопоставить супергероике и фэнтези реальную историю, чтобы не увидеть перед собой тоску в глазах детей, нужно постараться. Благо ключ к успеху есть.
– Эта диорама – восьмая. И за всё время, что мы делаем такие проекты, мы научились отбирать ту информацию, что будет интересна и четвероклассникам, и выпускникам. И самое главное: она должна быть интересна и девочкам, и мальчикам!
Вдохновителем этой диорамы Юрий Тетерин назвал книгу Сергея Сизова «Белая столица России: повседневная жизнь Омска (июнь 1918 − ноябрь 1919 гг.)». Монография, по его словам, не просто интересная – она показывает, как можно рассказывать о Гражданской войне, о том, как жил город, ставший белой столицей.
– Я много раз сталкивался с тем, что люди впадают в прострацию, когда их просят рассказать о Гражданской войне. Говорят о красных и белых и больше, в общем-то, ничего. Хорошо, если вспоминают о Фрунзе, но дальше дело, как правило, не заходит. Но совсем обидно мне становится, когда речь заходит об Омске. Нашему городу повезло – и в то же время не повезло – стать значимым историческим центром. Прошло больше ста лет, но до сих пор мнения краеведов и историков очень поляризированы. Они до сих пор демонизируют или обеляют что-то – вместо того, чтобы оперировать фактами. Уже и нельзя сказать, что раны свежи, – пора более объективно смотреть на вещи!
Одним из научных консультантов проекта стал реставратор и заместитель председателя Омского отделения ВООПИиК Игорь Коновалов. Он сориентировал создателей диорамы не только в вопросах городской застройки того времени, но и рассказал о ландшафте Загородной (а ныне – Старозагородной) рощи, уточнив, где начинался и куда уходил овраг, в который колчаковцы сбросили тела жертв.
Следы, кстати, появились на снегу раньше людей: их проложили, пока материал не застыл.
Поиск материалов
Предыдущий проект творческого объединения – макет Тарских ворот – был полностью изготовлен из пластика. Новая диорама включает в себя как пластиковые, так и картонные элементы, проволоку и бумагу. Готовых покупных элементов, за исключением автомобилей и двух человеческих фигурок, нет. Люди и лошади на диорамах либо полностью напечатаны на 3D-принтере, либо существенно переделаны из готовых фабричных фигурок.
Вы же помните, что Омск долгие годы считался столицей верблюдов?
Есть и очень неожиданные материалы. Юрий Тетерин сказал, что никто не угадает, из чего сделаны вагоны, и оказался прав: рассматривать полистирол, которым обшивают холодильники, как подходящий материал вряд ли кто-то будет. А вот у членов творческого объединения «СКАЗ» уже выработана привычка оценивать множество хозяйственных и бытовых вещей как потенциальное сырьё.
Вот так старый холодильник оставил свой след в истории.
А ещё авторы проекта воспользовалась техническими наработками с прошлых диорам. Благодаря диораме, посвящённой железнодорожному мосту (о его истории «Трамплин» рассказывал здесь), воспроизвести фрагмент Железного моста не составило труда. Но значительную часть работы скрыл бортик площадки.
– Я очень люблю Железный мост, но меня даже младенцем не могли по нему пронести: я родился в 1960-м. Этот мост был фантастическим сооружением! На открытках того времени как визитная карточка Омска он присутствовал абсолютно заслуженно. Я всячески старался выбрать ту перспективу, при которой на диораме был бы хоть какой-то фрагмент этого моста – но историческая правда потребовала скрытия его фальшбортом. Однако если пытливые зрители заглянут вниз, под мост, они увидят копии настоящих конструкций.
Во всём необходима точность?
Точность – один из важных критериев творческого объединения. Создателям важно, какая шинель была на Колчаке при отъезде на Восток и какие на ней были погоны.
Колчак и Пепеляев на вокзале.
Всю эту информацию нужно найти, поэтому Юрий Тетерин, как он признался, «терзал всех», кто мог чем-то помочь проекту.
– Конечно, хочется сказать, что в своих диорамах мы в точности воссоздаём жизнь той эпохи, но это, к сожалению, не так. Самый простой пример – железнодорожный вокзал. Его пришлось делать по фотографиям – и оказалось, что фотографии отвратительного качества! Когда мы просто смотрим на них, думаем: «Какая красота!» – а когда тебе важна конкретика… Не говорю уже о том, что вокзал – это живой организм, который постоянно меняется, достраиваясь. А ещё кто-то может спросить: «Это вокзал образца 1918 или 1919 года? Ведь в 1919-м пристроилось то-то!». Такой человек, по моему опыту, находится всегда, когда ты решаешь чуть менее строго относиться к деталям!
На перекрёстке перед гостиницей можно увидеть брусчатку, покрытую слоем грязи. Оказывается, такое положение дел говорило не о плохой работе дворников! Грязь выполняла роль амортизирующего слоя, чтобы колёса без рессор не грохотали по мощёной мостовой, а пассажиры – не тряслись. Так что грязь, наоборот, берегли для комфорта омичей.
С макетом гостиницы «Россия» тоже пришлось повозиться. Её чертёж, хороший для реставрации, оказался неподходящим для проектирования макета: крышу пришлось полностью переделывать. Вывески на миниатюрном здании нет: Юрий Тетерин признаётся, что такое решение принял, встретив огромный массив противоречивой информации, когда одно и то же фото датировалось и 1918-м, и 1915-м, и 1928-м гг. Вариантов вывески было два: буквы на крыше (как и те, что мы видим сегодня) и транспарант. Какое-то время гостиница просуществовала вовсе без вывески.
– Я очень люблю это здание, но оно выпило у меня больше всего крови: делал его дольше всего в этом проекте! Мне не верили, что макет можно сделать не в 3D, – а у нас он комбинированный: часть из картона, часть – пластик. Уже готовое здание не помещалось на площадке, и мне со слезами на глазах пришлось его укорачивать. Так жалко было!
Ещё одна задача, требующая точного ответа, это цвет крыш. Во времена Гражданской войны, да и до неё, не было единых стандартов для окрашивания крыш.
Но если зелёная крыша гостиницы не вызвала у создателей диорамы сомнений, это компенсировал вокзал. В альбомах царского времени, где приводятся описания сооружений железных дорог страны, авторы проекта встретили множество вариантов. Юрий Тетерин, отсмотрев множество фото, покрасил крышу в бордовый, под железо.
Примечательная деталь – тумба с афишами. Это миниатюрные реплики настоящих афиш, которые хранятся в Центре изучения истории Гражданской войны.
Помимо поисков и уточнения информации, перед авторами проекта стоит ещё одна задача – вписать диораму в заданную площадь. Размеры этой – 1х2 м, и, чтобы здания благополучно поместились, их масштаб пришлось изменить. Поэтому гостиница и часовня выполнены в 80% реального размера.
Почему такие жёсткие рамки? Потому что диорама должна быть мобильной, и метр – это ширина, позволяющая удобно и безопасно для макета размещать его в транспорте и проносить в двери школьных кабинетов.
Юрий Тетерин научил присутствующих смотреть диорамы правильно: не сверху вниз, как мы привыкли, а опустившись на уровень глаз миниатюрных человечков.
Дальнейший путь
Все диорамы творческого объединения доступны для омичей. Две находятся в музее железнодорожников, одна – в Марьяновском краеведческом музее, ещё одна – в ОмГМУ... Туда они попадают не сразу, потому что сначала нужно отработать обязательную программу. Поэтому на вопрос, где будет экспонироваться новая диорама, Юрий Тетерин ответил не задумываясь.
– Первым делом – в школах. По условиям гранта познакомиться с нашим проектом должны 2800 человек. Потом, возможно, её на какое-то время приютит Центр изучения истории Гражданской войны.
Предыдущие диорамы, не без гордости говорит Юрий Тетерин, увидели минимум 20 тысяч детей.
Пока проект будет путешествовать по школам, его авторы уже обдумывают новую диораму. Планы творческого объединения, признаться, удивили.
– В своё время я был очень тронут спектаклем «Ксантиппа и этот, как его» Театра на малой Бронной. Это спектакль о Сократе: считалось, что Сократа забудут, а его красавицу-жену будут помнить. Вот и у нас: Любочку знают все, а Густав Гасфорд как будто в стороне [Прим. «Трамплина» – о планах по устранению этой исторической несправедливости мы писали здесь]. Так что будущую диораму я про себя называю «Любочка и этот, как его». Она будет о Гасфорде, о том, чем прирастала Россия, как ширился и рос Омск – обо всём, что было за 10 лет его правления у нас. В частности, мы покажем, как выглядела Любина роща и где она была, – для многих омичей это большая загадка! На второй половине диорамы отразим Никольский собор и кадетский корпус с казаками, отправляющимися присоединять Илийский край.
Звучит интригующе! Уверены, девятый проект будет таким же удивительным и атмосферным, как и предыдущие!
Автор: Анна Подоляк
Фото: Александр Румянцев, omsklib.ru