Дата публикации: 9.08.2025
В Центральной городской библиотеке открылся проект «Омск: форштадты, районы, округа», получивший, на наш взгляд, незаслуженно скромную огласку. Спешим исправить это упущение, ведь здесь смогли собрать самые интересные и малоизвестные истории про наш любимый город.
В этом году Кировский округ города отмечает 90-летие, поэтому первая лекция была посвящена исторической части Левобережья или Ново-Омску, как его называли тогда. Невероятно увлекательными фактами поделилась краевед и местная жительница Галина Эрлинекова.
В наших материалах про посёлки Рыбачий и Каржас мы уже рассказывали, что противоположный берег Иртыша начали осваивать одновременно с основанием первой Омской крепости. А люди здесь жили, предположительно, ещё в VII веке до нашей эры.
Таможенная застава — въезд в Омск
«Современная» история этого места началась с построения Таможенной заставы – въезд в город был в те времена платным для большинства обывателей. Рядом – в устье Оми также находятся Елизаветинский или Маякинский редут, построенные в 1762–1765 годах. Основная его функция была защитной. Однако здесь же налаживались первые дипломатические контакты с кочевыми народами. Началась меновая торговля с киргиз-кайсаками, которые позже осели в этих местах.
Строительство Железнодорожного моста
Новая важная веха в развитии этой местности произошла уже в конце XIX века, когда Омск подключился к Транссибу, а через Иртыш построили первый железнодорожный мост по проекту Николая Белюбинского. Эта ажурная конструкция до сих пор считается одним из красивейших среди таких объектов. Открылся прямой доступ к огромной территории, которую активно начали продвигать. В 1896 году здесь появилась железнодорожная станция Куломзино, состоявшая из нескольких домов. К 1916 году поселение выросло и начало именоваться Ново- Омском. По одной из версий, название придумали журналисты.
Омская пресса публиковала, вероятно, первые в своей истории рекламные объявления об ипотеке. Землю можно было купить значительно дешевле, чем на правом берегу и при этом выплатить долг частями. Бойкие журналисты «Омского телеграфа» называли эту местность новым Чикаго и прогнозировали ему такой же головокружительный взлёт. Сравнение придумали неслучайно: молодой американский город тоже возник среди пустыни. И с лёгкой руки автора статьи местность стали называть сначала Нью-Омском, а потом более привычным русскому уху Ново-Омском.
«Будущий город Ново-Омск, начавший строиться на Левом берегу Иртыша против города Омска, у разъезда Омск-Пост, — говорится в объявлении. – Омск-Пост намечен как станция смыкания Великой Сибирской железной дороги с дорогами: Омск-Тюменской и Омск — Семипалатинск — Ташкент. Положение Ново-Омска смежно с разъездом Омск-Пост у Иртыша и в узле дорог громадного значения, обеспечивает за ним серьёзное будущее, как промышленного и торгового центра Западной Сибири. Продаются участки от 300 квадратных сажен под усадьбы, фабрики, заводы и прочее. Цена за 1 квадратную сажень от 1 рубля с рассрочкой платежа до 10 лет.
Кирпичные заводы и лесные склады, уже выросшие вокруг разъезда Омск-Пост, дают возможность приобретать строительные материалы дёшево и без всяких затруднений круглый год».
Две конкурирующие омские газеты начала XX века
Конкурирующая с «Омским телеграфом» газета «Омский вестник» провела настоящее журналистское расследование и опубликовала материал в стилистике тру-крайм. Выяснилось, что история Ново-Омска до боли напоминает другой город – Нью-Васюки. Авторы статьи выяснили, что их коллеги в сговоре с неким распорядителем товарищества «Ново-Омск» Иосифом Марковичем Познером. Анализируя данные, журналисты пришли к выводу, что земли в Ново-Омске покупать не стоит, это афера.
22 декабря 1918 года на территории современного Старого Кировска произошла чудовищная по своей жестокости история. Ночью вооружённые рабочие Куломзино выступили против белогвардейцев. Им удалось разоружить чехословацкий отряд в 400 человек и снять караул с железнодорожного моста. Но быстро подошло подкрепление на бронированных поездах. Плохо вооружённых бунтовщиков фактически смяли. Расправа с проигравшими была кошмарной, сначала расстреливали всех без следствия. Потом создали Военно-Полевой суд, который тоже выносил единственный приговор: «Расстрел». Расправу над побеждёнными устроили казачьи части Анненского, отличавшиеся особым садизмом. Людей, часто простых мирных жителей, не имевших отношения к восстанию, казнили на берегу Иртыша. Позже примёрзшие тела откалывали от льда реки, сбрасывали в ямы и засыпали мусором.
Погибших откопали только в 1920 году. Многие тела были так изувечены, что родные не смогли их опознать. Тех, кого всё-таки определили, родные похоронили отдельно. 46 погибших рабочих упокоили в общей могиле. Первый памятник в этом месте представлял пирамиду со скрещенными на вершине винтовками. После этого мемориал четыре раза ремонтировался. В итоге сейчас утеряны инициалы большинства похороненных, они стёрлись от времени.
6 июня 1925 года Ново-Омск стал городом, но, как и другой его собрат Ленинск — омский (о нём мы уже писали ранее), появившийся благодаря Транссибу, просуществовал всего несколько лет. 9 марта 1933 года Ново-Омск вошёл в состав Омска.
«Но территория по-прежнему долгое время была труднодоступной рекой, – рассказывает Галина Эрлинекова. – Мы, жители Старого Кировска так говорили о поездке в центр: «Поехали в город». Даже мои дети до сих пор так говорят. При этом это особенность именно нашего отдалённого района. Другие жители Левобережья говорят: «Поехали в центр». Долгое время мы действительно были отрезаны от города. Через Иртыш был, конечно, понтонный мост. Но он был низким, его приходилось разводить, чтобы пропускать речной транспорт. На берегах дежурили два катера, которые расцепляли мост и разводили в стороны весь процесс занимал не менее часа и был трудоёмким. Существовало даже расписание, когда шли сюда. Тогда переправа через реку останавливалась. Зимой омичи переезжали по льду. И сколько было несчастных случаев, когда под воду уходили люди, подводы, машины! Поэтому запуск Ленинградского моста стал настоящим народным праздником для всего Старого Кировска. Мы этот мост до сих пор считаем своим».
Ф
Строительство Ленинградского моста
Выбирая место для будущего моста, решили не мудрствовать лукаво и остановились на точке, где когда-то была Таможенная застава – въезд в город. Там были пологие берега и идеальные условия для создания такой конструкции. Строительство начали в 1955 году, параллельно Иртышская набережная на правом берегу начала получать свой современный облик и появились первые «омские высотки». Новый мост запустили в канун праздника 6 ноября 1959 года. А своё имя «Ленинградский» он получил только в 1967 году.
Торжественное открытие Ленинградского моста
Во время строительства этого объекта перекрыли речку Замарайку, и она образовала живописную заводь. Так появилась «Птичья гавань». Территория, когда водный заповедник находится прямо в городе, уникальна для нашей страны. В мире существует только ещё один похожий объект – Риверсайд-парк в Нью-Йорке, расположенный вдоль реки Гудзон.
Продолжение путешествия по привычным многим омичам улочками Старого Кировска, но с нетривиальными историями, связанными с ними – в следующем материале «Трамплина».
Автор: Анна Микула.
Фото: предоставлены «Трамплину» Галиной Эрлинековой.