Дата публикации: 18.01.2024
Уроженец Санкт-Петербурга Илиодор Хворинов сыграл значительную роль в создании единого художественного ансамбля Любинского проспекта – улицы, которую омичи называют сердцем города. Его личность до сих пор таит множество загадок: исследователи до сих пор не установили, как он попал в Омск и кем был в частной жизни. «Трамплин» рассказывает о главных жемчужинах омской архитектуры талантливого автора.
Единственное фото Илиодора Геннадьевича Хворинова. Дата съёмки неизвестна.
Илиодор Хворинов родился в 1835 г. в семье художника. В 1848 г., в 13 лет, был принят кандидатом в строительное училище Главного управления Санкт-Петербурга (позднее – Институт гражданских инженеров). В 1850 г. зачислен в число учащихся, а в 1856 г. окончил училище по первому разряду, получив чин коллежского асессора (секретаря). Хворинова направили в Пермскую губернию помощником столоначальника дорожной комиссии.
В Пермской губернии он проработал до 1866 г., после чего был переведён в Нижегородскую губернию, уже на должность младшего, а затем и основного архитектора губернского строительного комитета. В 1868 г. Хворинов стал губернским архитектором и архитектором ярмарочного гостиного двора. Последнюю должность он занимал вплоть до 1870 г.
Благодаря этим назначениям Илиодор Хворинов получил обширный практический опыт, которым закрепил академические знания.
С 1867 по 1883 гг. на территории Нижегородской ярмарки шло строительство собора во имя Александра Невского, чьё авторство до сих пор неизвестно.
В 1894 г. Хворинов, будучи уже опытным специалистом, получил приглашение работать в Омске. Возможно, по инициативе Капитона Батюшкина или Марии Шаниной. Есть версия, что купчиха побывала в Нижнем Новгороде, где оценила работы Илиодора Хворинова и, будучи влиятельной женщиной, убедила его переехать в Сибирь.
Деятельность Илиодора Хворинова совпала с бурным ростом Омска, в который пришёл Транссиб. Население города росло, вместе с ним развивались экономика и промышленность, открывались представительства крупнейших торговых фирм мира.
С 1894 по 1901 гг. Илиодор Хворинов работал чиновником особых поручений по строительной и дорожной части при Степном Генерал-губернаторе, статским советником, а с 1901 по 1906 гг. – был назначен городским архитектором. В 1911 г. в Омске начали проводить водопровод, и большой опыт позволил Хворинову выступить экспертом в этом вопросе.
Музей Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества
Первое здание, построенное под руководством Хворинова, – это здание музея Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества.
Сам отдел ИРГО был открыт ещё в 1878 г., но собственного помещения у него не было. Все собранные коллекции располагались сначала в Омском офицерском собрании, затем – в частных квартирах. Там же проходили и заседания Отдела. В 1895 г. владелец потребовал срочно освободить помещение, и перед Отделом встал вопрос о строительстве собственного здания.
Илиодор Хворинов был членом ИРГО, что помогло ему с коллегой Михайловым бесплатно получить землю для первого в Омске музея. Решение о начале строительства было принято 20 марта 1895 г., а уже 24 марта план и смета были рассмотрены на заседании Отдела. Однако из-за различных проблем – как финансовых, так и геодезических, – строительство заняло четыре года: с 1896 по 1900. К этому времени Хворинов уже был сторонником эклектики в архитектуре, что проявилось во всех его зданиях.
Первоначальный проект здания музея.
Музей объединил в себе классицистическую стилизацию (симметричный план, обшивка досками) с русской (деревянный сруб, разновеликие объёмы, резные наличники, шатровое завершение центрального ризалита с луковичной главкой) и восточной архитектурой (гранёные фонарики над боковыми ризалитами, напоминающие юрты). Этот выбор был обоснован представлением о музее как о храме науки (и этому соответствовал классицизм) и отражал освоение русскими Сибири (русские мотивы) и значимость восточной культуры для региона, ставшего центром исследований Востока (восточные мотивы).
Первоначально здание было П-образным, но в 1916 г. появилась пристройка с восточной стороны. Музей выглядит двухэтажным, но это на так: этот эффект создают два ряда окон (инновация по меркам того времени!) и центральное помещение с галереей.
Открытие состоялось в 1900 г. В музее было образовано восемь отделов: историко-археологический, фабрично-кустарный, этнографический, сельскохозяйственный, охотничье-рыболовный, метеорологический, горно-минералогический, лесной, ботанический и зоологический.
Экспонаты музея выставлялись в Королевском этнографическом обществе Мюнхена, на Всероссийской выставке в Новгороде в 1886 г., на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., на международной выставке костюмов в Санкт-Петербурге в 1902 г. и на Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в 1911 г. Омичи в полной мере смогли оценить коллекции только после открытия музея.
1926–1933 гг., у входа видны львы, которые сейчас находятся в фонде историко-краеведческого музея.
С установлением советской власти деятельность ИРГО была приостановлена до 1940-х гг., а сам музей – расформирован. В 1920 г. был открыт научно-педагогический музей, а в 1921 г. – краевой (историко-краеведческий), основу коллекций которых составило собрание музея Западно-Сибирского отдела ИРГО. В 1924 г. здание отдали под больницу, которую сменило проектно-сметное бюро и другие организации, в том числе – государственный центр народного творчества. С 1998 г. в здании располагается Омский музей просвещения.
Параллельно с возведением здания музея Хворинов занялся строительством магазина, подобного которому в Омске ещё не было.
Торговый дом Марии Шаниной
В 1898–1900 гг. по заказу купчихи Марии Шаниной Илиодор Хворинов проектирует и строит магазин на очень перспективном участке: пересечении Чернавинского проспекта, Гасфортовской улицы и выхода к базару. Двухэтажное здание было удачно вписано в ландшафт улицы и имело отдельный вход на второй, жилой, этаж. Перед ним располагался внутренний дворик, а к апартаментам хозяйки вёл ажурный мостик с кованой оградой. Но не это было главной особенностью здания!
Мостик со временем видоизменялся, на фото из нашей подборки архивных фото он совсем другой.
Сегодня большие витрины магазинов – обычное явление, но до 1900 г. в Омске такого не было. Магазин Шаниной стал первым. Также в 1902 г. в здание было проведено электричество от автономной электростанции, представлявшее товары в выгодном свете. Необычной была и внутренняя планировка: торговые залы, обставленные зеркалами и мебелью из красного дерева, располагались под одной крышей, а не были отдельными магазинами с собственными входами, как было принято в то время. Ещё одна техническая новинка, использованная купчихой, – кассовый аппарат – упростила работу служащих магазина.
1900–1917 гг.
Интересно, что авторство Хворинова у этого дома подтвердилось не так давно – в 1987 г. Это предположение выдвинул томский искусствовед Ю.И. Шепелев, тщательно изучивший стиль архитектора, и нашедший сходства с подтверждёнными на тот момент проектами Хворинова. В частности, в отделке здания торгового дома использованы такие же изящные, как и на драмтеатре, ионические колонны, лепнина и различные башенки – то, что специалисты назвали «сочной перенасыщенной деталями пластикой фасадов». Позднее предположение Шепелева подтвердилась обнаруженными в архиве документами, однако на этом тайны хвориновских зданий не закончились.
Завершив строительство здания для Марии Шаниной, Хворинов приступает к пристройке для пансиона мужской гимназии (1901–1903 гг.). Параллельно архитектор работает над своим самым знаменитым проектом – зданием городского театра.
Омский драматический театр
После того, как очередное здание городского театра сгорело, городские власти решили возводить каменное. А в 1899 г. был объявлен конкурс, в котором победил проект Илиодора Хворинова. Театр, расположившийся в северо-восточной части бывшей крепостной эспланады между мужской и женской гимназиями, начали возводить 28 июля 1901 г. и завершили в сентябре 1905 г.
Само здание было построено за год, остальное время потребовалось для отделки интерьера и устройства сцены.
1903 г.
Здание театра было построено из красного кирпича, в отделке колонн были белые швы, делающие здание ещё более живописным. В стилистике экстерьера театра преобладают мотивы барокко и классицизма, присутствует множество украшений, характерных для этих направлений. Отличительная черта здания театра – несколько куполов, создающих многоступенчатость и сложный объём. Система удержания центрального купола и люстры разработана лично Хвориновым и работает по сей день. В декоре встречаются самые разные мотивы – от цветочных до анималистических.
Новый театр стал одним из крупнейших в Сибири: зал был рассчитан на 829 мест, расположенных ярусами. Интересно, что Хворинов спроектировал не только само здание, но и его инженерное оснащение. Безупречную акустику обеспечивали полукруглая форма зала, купол и отделочные материалы стен. Была и ещё одна хитрость: под дубовым полом сцены была полость, ставшая, по сути, мембраной, усиливающей звук. В новом театре была продуманная система вентиляции и отопления, для освещения использовалась собственная электростанция.
1911–1915 гг.
Интересно, что в то время сочетание культурных и коммерческих объектов было нормальным. Так и в новом здании изначально предусматривались помещения под магазины, вывески которых можно увидеть на старых фотографиях театра. Торговали в них отнюдь не сувенирами или едой: в здании театра омичи могли купить краску, обои, олифу и галантерейные товары.
В 1912 г. здание театра было оштукатурено и украшено лепниной по последней моде – и этот облик мы считаем классическим, и к нему возвращаются при реставрации здания.
В 1915 г. на фасадах театра появились скульптуры: в нишах второго этажа – бюсты Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, а на фронтоне появился Крылатый гений, без которого сегодня мы не представляем здание театра.
Появление человеческих фигур исследователи связывают с тем фактом, что ранее в Омске не было скульптора с хорошим навыком анатома. Артель лепщиков Михаила Бубнова, с которой постоянно сотрудничал Хворинов, специализировалась на растительном и анималистическом декоре. Среди их работ, конечно, были фигуры и лица людей (например, маскароны в гостинице «Россия»), но они, как отмечают специалисты, созданы людьми без академической практики в этом направлении. А в 1915 г. в Омске уже работает военнопленный чешский скульптор Владимир Винклер, который и создаёт Крылатого гения. К сожалению, в 1933 г. статуя была утрачена, а воссозданная Сергеем Голованцевым в 1987 г. копия несколько отличается от оригинала.
Гостиница «Россия»
В Центральном государственном архиве Казахстана историк Н.И. Лебедева обнаружила документ об утверждении проекта «каменного здания для торгового помещения и гостиницы с нумерами и рестораном в городе Омске на углу Любинского и Санниковского проспектов» от 1905 г. Заказчиком выступил влиятельный омский купец Георгий Терехов, а исполнителем – Илиодор Хворинов. Речь шла о будущей гостинице «Россия».
1906–1911 гг., ещё существует изначальный вариант куполов.
Здание было построено всего за год, и в 1906 г. в цокольном и на первом этаже разместились магазины, в том числе крупных купцов – Терехова, Машинского и других. Второй и третий этаж занимала гостиница. Также в здании находились ресторан и парикмахерская.
Декор фасадов гостиницы по-хвориновски насыщенный: полуколонны и колонны, балконы с парапетами из балясин или с фигурными металлическими решётками, лепные декоративные элементы, четырёхгранные парусные купола (после разорительного пожара заменены куполами в виде усечённых пирамид, которые мы видим сегодня).
В 1911–1913 гг. Хворинов пристроил к гостинице четырёхэтажное здание в том же стиле, но уже для другого владельца, с чьим именем связана одна из городских легенд. При новом хозяине изменился и облик фасадов: на стенах появились лепной декор с цветочными гирляндами и раковинами и трапециевидные башенки с ажурной металлической решёткой.
После ремонта гостиница восстановила былую популярность. Среди высоких гостей, останавливающихся в ней, были Константин Бальмонт (1915) и Ярослав Гашек (1924). Также в номерах из-за отсутствия иного жилья проживали многие министры правительства Колчака и один из его адъютантов.
В 1924 г. гостиница стала «Дворцом труда», с 1942 по 1947 гг. здесь размещался госпиталь № 1256, а потом открылась гостиница «Октябрь».
Женское епархиальное училище
В 1909 гг. в Кадышевском форштадте появилась новая доминанта – Омское женское епархиальное училище. Здание было заложено Илиодором Хвориновым осенью 1907 г. и стало одной из крупнейших построек 1910-х гг.
1910–1911 гг.
Четырёхэтажное училище из красного кирпича построено в стиле тяготеющей к классицизму эклектики. Главный акцент – на выделенный по центру тамбур с балконом над ним и четырёхколонным портиком, завершённым аттиком. Аттик над восточным ризалитом венчали три килевидные бочки – часть домовой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
1909–1914 гг.
В 1917 г. училище было закрыто, следующие два года в нём размещался военный госпиталь и английские солдаты из охраны Колчака. В начале 1920-х гг. в здании начал работу педагогический техникум, а в 1923–24 гг. – губернская партийная школа II ступени. В 1928 г. здание передали Сибирскому ветеринарно-зоотехническому институту, но в годы войны в нём вновь открылся госпиталь. После войны учебное заведение продолжило свою работу, в 1994 г. став частью ОмГАУ.
Заложенная дверь.
Авторство Илиодора Хворинова и время строительства в 1989 г. также установила Н.И. Лебедева.
Последний проект Илиодора Хворинова
Легенда гласит, что после череды пожаров, постигнувших его детища – театр, магазин Марии Шаниной и гостиницу «Россия», – архитектор решил подарить городу пожарную каланчу.
На самом же деле Илиодор Хворинов был одним из участников конкурса проектов новой каланчи. Прежняя деревянная пришла в негодность и даже начала накреняться: за прошедшие с её строительства 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. Хворинов даже составил на него смету, но серия пожаров, произошедших в городе в начале 1910-х гг., 31 июля 1912 г. привела Городскую думу к решению о необходимости каменной пожарной каланчи. Каланчи и оснащения, позволяющего тушить пожары в «высотных» домах, ведь гостиница «Россия» сильно пострадала оттого, что не было средств для тушения огня на третьем этаже.
1900–1903 гг.
Старая деревянная каланча, к слову, не была первой. В XVIII в. её роль выполняла башня гауптвахты, а с 1820-х г. каланча возвышалась над зданием городской полиции, располагавшемся на территории современной Театральной площади (они сочетали в себе полицейские и пожарные функции). В этом, кстати, заключается уникальность, как её называли раньше, «старой башни»: это единственная в России отдельно стоящая каланча!
Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тыс. рублей – и на торгах, объявленных Городской думой, объявился некий Леонтьев, желавший «соорудить всё, кроме каланчи», поэтому поиск исполнителя продолжился.
В 1913 г. городской архитектор Пётр Горбачёв составил новую смету, на 3 тыс. рублей больше. Проект остался прежним, но высота башни увеличилась на 1,4 сажени (почти 3 м): за это время в Омске появились здания, закрывающие пожарным обзор, – здание «Саламандры» и акционерного общества «Эльворти». Вновь объявили торги, на которых победил нижегородский крестьянин Михаил Кузнецов. Договор был заключён 26 апреля 1914 г., и Кузнецов обязался построить каланчу к 10 сентября 1914 г.
Как сумма семи и трёх тысяч стала равна двенадцати – ещё одна загадка.
Строительство началось в 1912 г. на прежнем месте – на Александровском проспекте (ныне – ул. Интернациональная). Каланча построена в стиле поздней эклектики, гармонично сочетая элементы классицизма, модерна и русского стиля. Последний доминирует, прочитываясь в минимуме декоративных деталей и их пластическом лаконизме. Живописное сочетание краснокирпичных стен с белыми декоративными элементами также пришло из русской архитектуры XVII в.
Внутри башни расположена металлическая винтовая лестница в 123 ступени, ведущая на смотровую площадку с коваными перилами. Посреди площадки находилась деревянная застеклённая башенка, в которой по очереди отдыхали дежурные. Хворинов учёл проблему устойчивости прежней каланчи, поэтому фундамент новой расположил на разной глубине – в зависимости от объёмов несомых частей. Диаметр башни – 5 м, высота от основания до смотровой площадки — 26 м, общая высота – около 32 м.
Из-за начавшейся Первой мировой войны строительство затянулось, завершившись лишь в 1915 г., уже после смерти Илиодора Хворинова – к 28 августа (по другим данным – к 24 сентября) 1915 г.
Последние годы
С 1907 по 1913 гг. Илиодор Хворинов преподавал рисунок и лепку в частной гимназии своей супруги, Ольги Яковлевны. Третья женская гимназия открылась 23 октября 1907 г. и сначала располагалась в доме Баранова на Дворцовой улице (ныне – ул. Ленина), затем в доходном доме Сергеева (ныне – ул. Ильинская), где сегодня расположен диагностический центр.
Здание бывшей гимназии, 1959 г.
Илиодор Хворинов умер 21 декабря 1914 г. в возрасте 79 лет. После отпевания в Войсковом Никольском казачьем соборе архитектора похоронили на Казачьем кладбище. Могила не сохранилась. О том, как сложилась судьба супруги Илиодора Хворинова, сведений нет, но известно, что их сын Николай (1903–1987) прожил долгую и творческую жизнь.
В 1919 г. Николай Хворинов эмигрировал в Англию, где получил среднее образование. В 1922 г. переехал в Чехию, где окончил русскую гимназию в г. Моравска Тршебова. В 1923–1928 гг. учился в Горной академии в Пршибраме, после которой работал инженером-металлургом.
Алфавитный каталог Научной библиотеки МГУ. Судя по нему, Николай Илиодорович занимался не только живописью, но и научной деятельностью.
После переезда в Пльзень Николай начал посещать частную художественную школу и писать портреты. Вскоре он стал членом Союза художников Пльзеня, участвовал в его выставках и даже был представлен на выставке русских художников в Праге (1943 г.). В 1960-х создавал абстрактные картины и коллажи.
У нас практически нет фотографий Илиодора Хворинова и мы мало знаем о его частной жизни, однако тот вклад, который он внёс в формирование уникального облика нашего города, мы ценим и сегодня. И то, что практически все его постройки сохранились до наших дней, несомненно, способствует тому, что мы регулярно вспоминаем талантливого архитектора.
Читайте также: «Здания, которые мог спроектировать Илиодор Хворинов»
Автор: Анна Подоляк
Фото: dzen.ru, vk.com/muzei_prosveshenia, yourenta.ru, aliksumin.livejournal.com, history1752.su, nbmgu.ru, ru.wikipedia.org, pastvu.com