Дата публикации: 22.09.2023
Представляем первого эксперта: Лариса Суховецкая – психолог-игропрактик, автор и ведущая трансформационных игр, обучающий мастер по созданию авторской игры, организатор фестиваля «Территория игры» в Омске. Семь лет назад Лариса училась в датской академии международной федерации голографического коучинга и менторства. Рассказывает о своём опыте:
«Практически сразу мне повезло узнать о существовании проективных методик, метафорических ассоциативных карт и игровой психологии. Я начала погружаться в тему, сертифицировалась на мастера первой моей игры. Кстати, в Омске игр было тогда мало, почти никто не знал о таком.
Весной 2017 года я побывала на фестивале игр в Петропавловске. Влюбилась в этот инструмент окончательно и бесповоротно. Вернулась в Омск и сразу же купила вторую игру».
Свою игру Лариса решила создать в пандемийный 2020 год. Первый личный продукт назвала «Тайна ключей», позже появились «Коды женственности». Третья игра – «Лабиринты времени» – была уже обучающей, чтобы участники могли воплощать в жизнь и свои идеи. Что же такого увлекательного в этом методе? Лариса Суховецкая отвечает:
«В основе игры всегда лежит методология работы с тем или иным запросом. Это, по сути, главное отличие трансформационной игры от любой другой, например настольной. Клиент приносит задачу из реальной жизни: свои неудачи, цели, боли. Игра призвана помочь найти решение, выстроить план изменений в реальности».
От запроса формируется сценарий, на него накладывается сеттинг – это особая игровая атмосфера. Затем эксперт создаёт необходимый визуал. Клиент превращается в игрока.
Игры бывают индивидуальные и групповые. Количество участников всегда зависит от ситуации. Стандарт: до шести человек. Бывают игры на 10–12 персон. А на фестивалях собираются и до 100 участников. Форматы тоже разные: онлайн и офлайн.
«Чем чётче запрос, тем ярче будет результат. Объясняются правила, для групп – особые нюансы. Начинается процесс. Я говорю, что игра играет себя сама. Это о том, что каждому выпадает то, что важно именно для него: особые клетки, карточки, задания. Они покажут модели поведения и привычные реакции клиента».
Процесс контролирует ведущий. Важно сохранять этичную и уважительную атмосферу. Модератор помогает участникам проводить параллели между жизнью и игрой, он может управлять очерёдностью ходов, ускорять или замедлять динамику действий.
«Игроки делятся на типы: одни приходят за победой, другие – за новым знанием о себе, третьи – за общением. Но каждый выйдет с результатом, ибо в трансформационной игре нет проигравших».
Игры – не берём в расчёт развлекательные – делятся на четыре категории: психологические, коучинговые, эзотерические и бизнес-игры. У каждого типа свои особенности. Цель психологических – изменение модели поведения клиента, его негативных установок, работа с причинами проблем, поиск решений. Ключевые темы могут быть разные: отношения, здоровье, самоценность, карьера и так далее.
Про игры для предпринимателей «Трамплин» уже рассказывал. Они направлены на укрепление стратегических, коммуникативных, управленческих навыков. Есть финансовые игры, например, чтобы обучить сотрудников технике эффективных переговоров и прочему.
Коучинговые игры – это работа с целью. Они помогают находить неочевидные решения, понять, что мешает двигаться дальше, выстроить пошаговый план действий, дают мотивацию. А эзотерические игры касаются самопознания. Участники изучают собственные возможности, размышляют о перспективах, ищут внутреннюю гармонию.
Вернёмся к психологии. Лариса Суховецкая рассказывает об этапах, которые «вшиты» в каждую игру:
«Участники проходят через диагностику: почему что-то не получается; тренинг, где примеряют на себя новые роли и модели поведения, обнаруживают причинно-следственные связи. Если игра терапевтическая, то проходят терапию – исцеление эмоциями: смеются, плачут, получают обратную связь от мастера игры, расширяют картину мира за счёт взглядов других участников».
Есть мнение, что одна игра заменяет три-пять сессий у психолога. Наша собеседница согласна отчасти: по количеству шагов клиента и его выводам – да, но по глубине проработки запроса – вряд ли. Можно обойтись одной игрой, если ваша проблема точечная, она не уходит корнями в детство, не касается серьёзных травм. Но гарантии никто не даст.
Формат помогает человеку лучше раскрыться. Почему? Ответ прост: когда мы играли в детстве, то всё было не по-настоящему. Мы и сейчас так относимся к игровому процессу: наше бессознательное снимает защитные блоки, ему не нужно прятаться, ведь вокруг – не реальная жизнь. Внутреннее сопротивление преодолеть проще.
«С самого раннего детства мы обучаемся, играя. И во взрослых играем, моделируем разные ситуации из жизни. Здесь тот же принцип, только решения самые настоящие и изменения действительно серьёзные. Большая роль в этом мастера игры – он понимает, где подсветить, как обеспечить участнику связь игры и реальной жизни, чтобы эффект распространился и за пределы поля».
Не будем лукавить: многие считают игропрактики несерьёзным подходом. Но психологи давно смирились с критикой. Чаще всего авторы негативных отзывов – люди, которые сами не пробовали метод.
Как часто можно играть с психологами? Здесь всё зависит от разных факторов. Кто-то осилит и два сеанса в неделю, другой – раз в месяц. На тематических фестивалях за сутки можно посетить сразу несколько игр. Главное – успеть «переварить» результат, то есть, чтобы в нашей голове всё разложилось по полочкам. Стоит дать себе время на анализ. Бывают случаи, когда одну игру можно взять лишь единожды. Например, про материнство – она подойдёт перед беременностью.
«Все игры по-разному устроены. Есть с чётким путём участника: с полем и кубиками. Есть по типу пазлов, когда поле или путь собирается из кусочков. Бывают исключительно карточные, без полей. Или по типу лото».
Семь лет Лариса ведёт игры, рассказывает об успехах клиентов: открытие бизнеса, покупка квартиры, свадьба, увеличение дохода, смена работы, преодоление страха, осуществление мечты. Неспроста сегодня во всём мире мы наблюдаем тренд на геймификацию. Это доступный формат: просто о сложном. В завершение беседы психолог-игропрактик рассказала о планах на будущее:
«В рамках моей Мастерской авторской игры уже создано шесть игр, сейчас создаются ещё три. Это только начало! В мечтах: премии для мастеров игр, вечера, завтраки, пикники с играми, трансформации, игропарки, агрегатор, который объединит всех мастеров Омска. Хватило бы энергии и времени на всё».
«Спадает уровень защиты психики». Исследуем популярность метода
Второй эксперт – Евгения Дмитриева, психолог, эмоционально-образный терапевт, игропрактик, автор трансформационной игры «Древо желаний. Евгения работает с девушками. Специализация – вопросы самооценки и отношений. Игровой формат сочетает с классической терапией.
«Первый раз я играла сама в игру “Путешествие к себе: тайна ключей” Ларисы Суховецкой, когда была в декрете. Это помогло мне осознать, чего я хочу на самом деле в плане самореализации. Тогда приняла решение пойти учиться на профессию, о которой давно мечтала».
Теперь психолог консультирует сама. Говорит, игры дают шанс изменить жизнь здесь и сейчас. Сначала покупала готовые продукты, затем начала создавать свои. Первая авторская игра – «Ёлочка желаний». Её позже скорректировали, так родилась финальная версия – «Древо желаний».
Как создать игру? Сначала придумываем метафоры, потом прототип поля, заключительный этап – печать всего необходимого. Чаще всего клиенты видят игровое поле с клетками, фишками, кубиком и карточками, как в обычной настольной игре.
«Начинается со знакомства, озвучивания основных правила. Далее – легенда игры, если она есть. Во время этих процессов спадает уровень защиты психики, включается воображение. Затем игроки кидают кубик, ходят по клеточкам, попадают на различные уровни».
Участники могут встретить препятствия, подсказки, ускорения или «тормоза». Часто в процессе используются метафорические карты. «Трамплин» ранее подробно рассказывал, что это такое. Ведущий может о чём-то спрашивать игроков. Цель – глубже исследовать запрос, найти новое видение ситуаций, принять решение. Любопытно, что всё это происходит буквально в отрыве от сознания, на волнах фантазии.
Групповая динамика тоже важна. Участники говорят друг с другом, поддерживают, выражают мнения. Это помогает взглянуть на обстановку под другим углом, спроецировать чужую фантазию на реальную жизнь.
«В игре можно встретить различные практики – медитации, рисование, сочинение писем или сказок, создание коллажей, готовые кейсы из психотерапии, коучинга, тайм-менеджмента и не только. Обычно игра заканчивается без победителя, но в некоторых играх он есть. Например, тот, кто соберёт больше баллов или бонусов».
Евгения не гонится за абсолютным пониманием со стороны омичей. Уверена: каждому человеку на определённом этапе жизни подходит свой метод. Игры могут не нравится. Легко даются тем, у кого проявлен внутренний ребёнок. Им проще импровизировать, они хотят исследовать и творить. Другие – ведут себя «по-взрослому», выбирают, грубо говоря, авторитетные методы. И это тоже нормально.
Ресурсные игры дают ощущение наполненности, полёта. К лёгким забавам можно прибегать хоть каждый день. Но если клиент хочет разрешить сложный внутренний конфликт, то придётся потратить немало сил. После игры может накатить усталость.
«Почему в одну игру можно играть несколько раз? Вспомните, как бывает: попадаешь в место, где часто бывал в детстве, а оно кажется совсем другим. Забор был выше, деревья казались высокими-высокими. А сейчас: забор по плечо, да и деревья не такие… В детстве восприятие другое. Так и с играми. В понедельник всё видишь так, а во вторник уже иначе».
Игропрактики набирают популярность благодаря креативному подходу, многомерности и гибкости, уверена Евгения Дмитриева. Сегодня мы получаем готовую информацию отовсюду: здесь разбор интервью, тут инструкция по применению, там перевод с иностранного. Иногда людям хочется исследовать, не просто получать знания, а добывать их. Это, кстати, полезно и для физического здоровья – профилактика возрастных изменений. Мы однажды поднимали тему с экспертами-медиками.
«Можно назвать волшебством». Разбираемся в нюансах процесса
Светлана Маисеенко – проводник трансформационной игры «Лила». Это древнейшая индийская игра, адаптированная под современные реалии. Собеседница изучает игропрактики больше года. Рассказывает, как пришла к этому:
«Произошли не лучшие ситуации. Я рассталась с мужем, с которым прожила 20 лет, ушёл из жизни мой любимый папа. Я потеряла себя. Для того, чтобы снова встать на ноги, начала изучать различные инструменты. Долго наблюдала за топ-мастером игры “Лила” в Москве и записалась к ней как клиент. Потом поняла, что сама хочу быть проводником этой игры. Она заменила все походы по психологам и коучам».
Три часа за игровым полем – и пришло понимание, как дальше жить, делится опытом эксперт. Сейчас обучение позади. Светлана проводит трансформационные игры. Группы берёт до пяти человек. Участники видят поле на 72 клетки. Там есть стрелы, они ведут наверх, есть змеи – вниз. Цель – прийти из точки «а» в точку «б». Путь игрока – параллель жизненному пути.
«Если спускаемся, это говорит о том, что мы находимся в позиции жертвы либо в детской позиции. То есть чего-то боимся, не можем принять решение, не доходим до точки “б”».
Проводник призван расшифровать значение игровых клеток, направить по нужному пути. Групповая «Лила» интереснее, признаётся Светлана. У людей похожие запросы, можно заметить свои ошибки, глядя на других, обменяться опытом. Правда, не каждый клиент готов к коллективной работе, всё-таки это публичные откровения. Некоторые участники потом продолжают общение, начинают дружить.
«Клиент должен сформировать запрос. Игра запустит только тогда, когда на кубике выпадет цифра шесть. Моя задача – корректно ввести в игру именно на том запросе, который должен решиться у клиента.
Выходит человек, когда находится на клетке в самом верхнем ряду – № 68. Она называется “космическое сознание”. Это говорит о том, что клиент по стрелам и змеям прошёл трансформацию. Он выйдет более сильным, уверенным, энергичным.
В течение 72 часов приходит множество инсайтов. Да, это можно назвать волшебством, но оно работает. Клиент верит, вновь и вновь возвращается на игру, чтобы ускорить путь развития на каждом новом этапе».
Можно плакать, смеяться, грустить, радоваться за других. Игра «Лила» направлена на раскрытие эмоций. Согласитесь, подавление злости или печали – знакомая многим проблема. А ведь скопившийся негатив нужно куда-то выливать. Модератор игры, например, предлагает сначала поразмышлять, копнуть поглубже, достать эмоцию, прожить её, а потом спокойно двигаться дальше. Схема проста в описании, но сложна в исполнении. Поэтому одна игра может длиться до восьми часов.
Чем труднее запрос, тем дольше процесс. Приведём пример. Вы хотите наладить финансовую сферу. Это не значит, что вопросы и действия будут касаться лишь денег. Вас ждёт блок и про отношения, и про отдых, про родителей, супругов и любовников. Проще говоря, мастер игры «нащупывает» слабые места, чтобы указать вам на них.
Мастер игры Светлана Маисеенко планирует открыть в Омске собственное пространство. Перенести поле со стола на пол, чтобы участники ходили не фигурками, а сами собой. Для задумки понадобится около 20 квадратных метров. Собеседница хочет внедрить в процесс другие практики: медитацию, ароматерапию, гвоздестояние. Увлекается ими сама. Количество игроков будущего «мегаформата» увеличится до десяти. Воплотить идею Светлана планирует уже к 2024 году.
Чёткий план, смелые решения и яркие изменения – о таком результате говорят наши эксперты. Можно относиться к игровому методу скептически. Сегодня мы не склонны слепо доверять случаю, говорить о вибрациях и пути души. Но объективно: любая теория имеет место быть, особенно, если подкреплена практикой. Верно подметила одна из наших собеседниц: каждому человеку – свой метод, неправильных нет.
Автор: Диана Масюта
Фото предоставлены героями публикации.