Дата публикации: 20.08.2024
Подземные ходы, связывающие дома в центре города. Сокровища, спрятанные в старинных тоннелях. Мрачные подвалы, в которых белые и красные сводили счёты с врагами. Это только часть городских легенд, связанных с подземными коммуникациями Омска. Что из этого миф, а что реальность? Мы изучили заметки краеведов, городские и диггерские форумы, чтобы разобраться, насколько реальны представления о многочисленных подземных ходах под известными зданиями Омска.
Изучив территорию второй Омской крепости, мы возвращаемся на шумные городские магистрали. Здесь, в районе Соборной площади, находятся сразу четыре здания, обещающие нам подземные ходы! Готовы узнать, что скрывают подвалы прокуратуры, Успенского собора, «Серого дома» и Законодательного собрания? Светофор загорается зелёным, и мы спешим к первому из них – зданию прокуратуры.
Вода или лёд?
В начале 2000-х гг. здание прокураты на Тарской, 4 пережило масштабную реконструкцию. Ведомство планировало сделать к зданию пристройку, но перед этим было необходимо исследовать фундамент памятника архитектуры.
В 2001 г. во время ремонта в подвале рабочие обнаружили выложенный кирпичом каменный свод. Здание было построено ещё в 1883 г., поэтому изучить находку прибыли не только архитекторы, но и археологи.
Они установили размеры кирпичной арки – больше двух метров в высоту и примерно столько же в ширину (другие источники сообщают более скромные размеры – полтора метра на метр), а также предположили, что она построена в том же 1883 г. Внутрь удалось пройти на четыре с лишним метра, остальная часть тоннеля оказалась засыпанной.
Однако исследователей это не огорчило: изучив загадочный подземный ход, они пришли к выводу, что тоннель в этом месте либо поворачивал, либо заканчивался тупиком. Конечно же, следом возник вопрос о его назначении.
Омичи заговорили о тайном проходе, о входе в цокольный этаж здания и даже о канализационной яме! Некоторые краеведы выдвинули версию о том, что подземное сооружение старше здания, а значит, ответ на вопрос о его предназначении нужно искать в соседних и более старых домах. Например, в бывшем архиерейском доме, где сегодня расположены управления ФСБ и МВД. Эту легенду сегодня мы разберём отдельно.
Здание в 1924–30-х гг.
Однако инспекторы по охране памятников не согласны ни с одним из вариантов. Часть аргументов нам уже знакома: конец XIX в. – не время для строительства тайных тоннелей. Второй не менее весомый довод – изначальное назначение здание. Оно было построено для фельдшерской школы – а учебному заведению тайные ходы не то что не нужны, а вовсе противопоказаны.
Основных версий было две.
Первая нам уже хорошо знакома за время наших прогулок: тоннель был инженерной коммуникацией, по которой прокладывали тот же водопровод. В проектной документации его нет, потому что планы зданий в то время составлялись иначе, и упоминаний о строительстве тоже нет. На счёт этого, кстати, тоже есть две версии: первая гласит, что информация отсутствует потому, что тоннель – штука стратегическая, вторая – упоминаний о нём нет потому, что такие коммуникации не считались чем-то, заслуживающим общественного внимания. Нам кажется более логичной вторая, потому что фельдшерская школа вряд ли была, как сказали бы сегодня, объектом критической инфраструктуры.
1900–1903 гг.
Второе предполагаемое назначение помещения нам тоже знакомо – это ледник. В пользу этой версии говорят дальнейшие находки: аптекарская посуда и флаконы для лекарств, в большом количестве найденные рабочими. Вспоминаем о своих полках с лекарствами в холодильнике – и больше вопросов к предкам, которые готовили и хранили лекарства в самом холодном помещении училища, не имеем.
Церковные легенды
Следующая наша остановка недалеко – у стен Успенского собора. О его потенциальных тоннелях сложено несколько легенд – и все они, стоит отметить, вызывают у краеведов одинаковое отторжение, поскольку здорово мешают просвещению. Сначала перескажем, а затем разберём каждую.
1917 г.
Основная легенда гласит, что храм и архиерейский дом были соединены подземным ходом, который был замурован с приходом советской власти. Сторонником и защитником этой легенды был омский краевед Иван Шихатов.
На чём он основывался в своих утверждениях, неизвестно. Его версия такова: из домовой церкви архиерейского дома тоннель вёл к алтарю Успенского собора. Для чего он был построен? Для того, чтобы архиерей быстро перемещался на место службы.
Вера в наличие тайного прохода породила вторую легенду – о сокровищах. Всё, как мы любим. Якобы после установления советской власти священнослужители замуровали в этом тоннеле церковные ценности и важные документы. При сносе собора в 1935 г. проход не пострадал, но был замурован и засыпан со стороны храма.
Иван Шихатов.
Эта легенда имеет продолжение! Иван Шихатов утверждал, что, когда в 1958 г. в Саду пионеров, разбитом на месте собора, установили скульптуру Михаила Хахаева «Олень», то выбор места её размещения не был случайным! Краевед считал, что именно под скульптурой находился выход того самого тоннеля. Вход в него со стороны «Серого дома» был заложен плитой. И вроде как при перемещении оленя во время строительства фонтана вход в тоннель всё-таки обнаружили, но, конечно, никаких раскопок проводить не стали, а просто засыпали.
1958–1959 гг.
Масла в огонь подливали и городские форумы. На одном из них было такое сообщение: «Конечно, секретные помещения, предназначенные для разных целей, в старых зданиях в Омске существуют. Достаточно вспомнить, как нашли подземную комнату при раскопках Успенского собора… <…> Комната не обозначена даже в чертежах храма. Ни в каких документах о ней нет ни слова. <…> По планам, это было обычное полуподземное помещение, а когда начали смотреть, увидели пол с мраморной крошкой, отделанные стены, кресты и плиту, которая лежала над уровнем пола, края плиты залиты цементом. А под плитой, как выяснилось, икона, гроб и тайное захоронение архиепископа Сильвестра. Вот так же могли и церковную утварь от разграбления спрятать…»
Тайное захоронение? Ещё одна легенда или реальность? Переходим к фактам!
Ответ на то, существовал ли в реальности тоннель между Успенским собором и архиерейским домом, лежит в датах их строительства. Собор был возведён в 1891–1897 гг., а архиерейский дом – в 1904–1909 гг. Как и в случае с легендами о связи Кадетского корпуса и Свято-Никольского храма, полагать, что авторы проекта могли предугадать место будущего строительства второго здания и озаботиться прокладкой тайного прохода к нему, наивно.
Рисунок 1897–1898 гг.
В 2005 г. начались исследования сохранившегося исторического фундамента. Археологи действительно обнаружили выдолбленное и заложенное кирпичом отверстие, а также траншею, ведущую к «Серому дому». Эта находка, конечно же, оживила городские легенды – но ненадолго.
Дальнейшие работы показали, что диаметр отверстия слишком мал для человека. К тому же неподалёку от него нашли металлическую трубу, которая и поставила точку в бытовании легенды: найденный тоннель – это водопровод, проведённый в собор в 1915 г.
Эти факты объясняют нам, почему под дорожным полотном не могут быть спрятаны ни ценности, ни останки людей. А вот у легенды о перемещениях священнослужителей корни явно более древние. Как появилась эта легенда?
– Я участвовал в раскопках собора и могу утверждать, что этого хода не было. Но как возникла легенда? В соборе есть служебный вход, ведущий в алтарь и подземный храм [Прим. «Трамплина» – подземный придел храма]. <…> Сильвестр приходил на службу заранее через служебный вход, мало кем замеченный. При этом большинство прихожан ждали его на главной паперти, а он появлялся из алтаря. Фантазия и тогда была богатой, и собравшиеся решали, что владыка пришёл через подземный ход, – рассказал краевед, реставратор и заместитель председателя Омского отделения ВООПИиК Игорь Коновалов.
А что насчёт тайного помещения, обнаруженного при раскопках фундамента храма в 2005 г.?
Под притвором Николая Чудотворца (то есть под входом в храм) действительно было обнаружено помещение – пещерная церковь. Там в первые недели раскопок обнаружили захоронение архиепископа Сильвестра.
Поначалу находку назвали ошеломляющей, поскольку о судьбе священнослужителя после ареста в 1919 г. на тот момент не было известно ничего. Но в 2014 г. выяснилось, что об обстоятельствах мученической смерти и тайном захоронении на территории храма рассказал всё тот же Иван Шихатов, а документы, найденные архивистом Марией Паниной в областном архиве, говорят о другом.
2 февраля 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства. Омские власти потребовали от Сильвестра освободить здания – собор и архиерейский дом. Видимо, архиепископ отказался, поскольку ночью 6 февраля красногвардейцы ворвались в архиерейский дом и арестовали Сильвестра. Это видел звонарь, который начал созывать колокольным звоном горожан до тех пор, пока не был ранен. Звон подхватили другие храмы Омска, люди вышли на улицы – и благодаря этому Сильвестра сразу же освободили.
Подтверждений того, что он был повторно арестован, зверски убит, а затем тайно похоронен, исследователи не нашли. Зато установили, что после 6 февраля Сильвестр проживал в доме, также принадлежавшим собору (ныне – ул. Коммунистическая), где и умер от онкологии 10 марта 1920 г.
О смерти Сильвестра и его диагнозе есть запись в местном ЗАГСе, а о месте его захоронения – «Соборном склепе» – сообщает в письме Андрею Палашенкову Митрофан Столповский, член Городской управы.
В том, что захоронение не было тайным, Мария Панина уверена: похоронный обряд в соборе могли провести только священники, а значит, тело Сильвестра не было от них укрыто. К тому же, если бы на нём были следы истязаний, то священники передали бы прихожанам, что молиться за архиепископа следует как за убиенного, а не как за умершего естественной смертью.
Тем не менее легенда о мученической смерти Сильвестра жива и поныне, и процесс вскрытия захоронения привлёк к ней новую волну общественного внимания.
– …Через некоторое время нашлась одна из упавших частей здания, которая разбила бетонную плиту могилы. Мы её приподнимаем – в яме вода, и всплывает икона с именем Сильвестра. И всё – понеслось. Всё делалось максимально открыто, на этом настаивал митрополит Феодосий. Когда приступили к вскрытию захоронения, кости доставали, это снимали 14 видеокамер. Правда, потом ни один из телеканалов не показал эти жёсткие кадры… – вспоминает директор Музея просвещения археолог Игорь Скандаков.
Фрагмент могилы архиепископа Сильвестра, расположенный в музее при Успенском соборе.
Что ж, тоннеля мы не нашли и здесь – зато узнали о легенде, связанной с легендой. Переместимся на другую сторону улицы Ленина – в тень «Серого дома», бывшего в советские годы управлением НКВД.
Расстрельный тоннель VS хозяйственный тоннель
Ещё одна легенда о тоннеле между собором и архиерейским домом связана с дурной славой управления НКВД, разместившегося на улице Ленина, 2. Она гласит, что никто не замуровывал тоннель со стороны бывшего архиерейского дома. Наоборот, его активно использовали – как место расстрела врагов народа. Те же, кому эта легенда казалась слишком кровавой, утверждали другое: здесь хранятся останки жертв чекистов, с которыми расправились в стенах «Серого дома».
1907 г.
Версия об организации своеобразного склепа очень далека от реальной жизни. Делать кладбище в ограниченном пространстве (а число жертв сторонники такой идеи, как правило, исчисляют десятками тысяч) – идея сомнительная. Но у обоих вариантов корень один: масштабная перестройка здания архиерейского дома.
Управление НКВД открыли, перестроив и объединив несколько зданий. Архиерейских дом, построенный по последним технологиям (в нём на бетонные основания были залиты асфальтовые полы), привлёк чекистов своим убранством (полы жилых и общественных помещений были покрыты паркетом и фарфоровой метлахской плиткой, а лестница была мраморной), а также удобным расположением в центре города.
О первоначальном здании сегодня напоминают только окна.
Решение о перестройке здания было принято 17 февраля 1935 г. При масштабном строительстве использовали кирпичи взорванного незадолго до этого Успенского собора. Именно тогда на территории управления появился не только тюремный замок, но и подземный ход. Самый настоящий! Однако его назначение вас удивит.
Рассказал о его существовании Игорь Коновалов, подчеркнув, что это единственный подземный ход, который он видел своими глазами.
– Он ведёт из внутренней тюрьмы НКВД в основное здание. <…> В самой тюрьме подвала нет: это бывшие архиерейские конюшни… <…> Под ней выкопали единственное помещение для лестницы, ведущей в подземный ход. Он проходит под двором бывшего архиерейского дома, его длина около 20 метров. Вход ведёт в подвал вставки, построенной в 1935 г. <…> В начале 2000-х мне довелось реставрировать фасад «Серого дома», и у меня был свободный доступ на территорию и в здание. Технические вопросы я решал с начальником ОКСа, кабинет которого находился в одной из камер тюрьмы. Идя от него, я увидел открытую дверь на лестницу в подземный ход. Удержаться я не мог! По нему я прошёл действительно тайно, разгребая в полумраке паутину и запинаясь о лопаты. Через подвал основного здания я поднялся к чёрному ходу и от него вошёл в здание, как будто шёл через двор. Под бытовку и склад материалов мне выделили подземный бункер под двором – он тоже соединяется с основным зданием, но я заходил в него через отдельный вход во дворе. Помню, что вниз ведёт очень длинная лестница, а само помещение было глубоким.
Вот так! Настоящий тоннель – а используется для хозяйственных нужд. Впрочем, учитывая зловещую славу здания, из-за этого точно не стоит огорчаться! А нас впереди ждёт ещё одна остановка – мирная и спокойная, обещаем.
Подземелье Законодательного собрания
Завершаем сегодняшнюю непростую прогулку у здания Законодательного собрания. Внушительное и строгое, оно являет собой яркий образец архитектуры классицизма. Оно было спроектировано петербургским архитектором Василием Пруссаковым – и дух Петербурга в нём просматривался очень ярко, ведь сквозь здание проходила большая арка – прямо как у здания Генерального штаба на Дворцовой площади!
1924–1928 гг.
Согласитесь, такое здание уже в силу своего размера обязано иметь множество коммуникаций! Однако мы не нашли легенд о тоннелях Законодательного собрания – и это удивительно, ведь тоннели существуют.
Игорь Коновалов рассказывал, как во время реставрации здания побывал в самом глубоком помещении цоколя Заксобрания. Десятилетиями там располагалась котельная, к которой примыкало сохранившееся до наших дней помещение угольного склада. Сама отопительная система представляет собой две ветки, проложенные по отдельному тоннелю. Тоннель ведёт через двор от котельной до другого крыла Заксобрания – звучит внушительно!
Фотографий, к сожалению, нет – но представить тоннель, опираясь на уже имеющуюся информацию, достаточно легко. Но прежде чем погружаться в воспоминания и фантазии, давайте подведём итоги.
Нам открыла свою тайну бывшая фельдшерская школа.
Мы узнали мрачные и страшные легенды об Успенском соборе и главном его захоронении.
Выяснили, что на территории управления ФСБ действительно есть подземный ход!
А также в очередной раз убедились, что не нужно искать тайны там, где можно найти инженерные коммуникации.
На следующей прогулке мы узнаем последние легенды омских подземелий. До встречи в следующий вторник!
Автор: Анна Подоляк
Фото: pastvu.com, 12-kanal.ru, bk55.ru, zamostovik.ucoz.com, kvnews.ru, omskinform.ru, gorod55.ru, omsk.land