Подземный Омск: все дороги ведут в Кадетский корпус

Дата публикации: 16.07.2024

Подземные ходы, связывающие дома в центре города. Сокровища, спрятанные в старинных тоннелях. Мрачные подвалы, в которых белые и красные сводили счёты с врагами. Это только часть городских легенд, связанных с подземными коммуникациями Омска. Что из этого миф, а что реальность? Мы изучили заметки краеведов, городские и диггерские форумы, чтобы разобраться, насколько реальны представления о многочисленных подземных ходах под известными зданиями Омска.

Исследовав здание бывшего Управления Омской железной дороги, мы перемещаемся в Казачий форштадт – узнать, какие тайны скрывают подземелья Кадетского корпуса и куда ведут тоннели, проложенные под ним.

Казачий форштадт – один из богатейших районов старого Омска, вместивший площадь трёх религий, крупный рынок и, конечно же, одно из знаковых учреждений Омска – Кадетский корпус (позволим себе вольность называть его сегодня именно так).

Здание Кадетского корпуса – старейший образец русского классицизма в Омске и вообще старейший архитектурный комплекс города. Самое старое здание возведено в 1826 г., самое молодое – в 1967 г. Ранее «Трамплин» рассказывал его историю, сегодня же мы сосредоточимся на легендах, окружающих учебное заведение.

 

Из-за парты – в храм

Первая легенда гласит, что из тоннеля под Кадетским корпусом можно попасть в Свято-Никольский казачий собор.

Не совсем понятно, для чего нужен такой тайный ход. Самое рациональное объяснение – для того, чтобы священнослужители могли быстро попасть на территорию училища, где не только служили в отдельной церкви, но и преподавали. Выделенная полоса, перемещению по которой не помешают ни дождь, ни снег, – почему бы и нет? Но есть один нюанс: храм был построен позднее – в 1833 г. Прокладывать тоннель наобум, не зная точного места расположения будущего фундамента (то, что собор планировали построить именно там, должно было быть известно заранее)? Сомнительно.

Тем не менее в эту легенду верят многие, включая профессионалов. Так, Игорь Фёдоров в своём блоге сообщал, что наличие хода между Кадетским корпусом и Никольским собором ему подтвердил и Альберт Каримов – главный архитектор Омска в 1975–2005 гг. Однако другой официальной информации об этом проходе нет.

Одна из дверей подземного коридора Кадетского корпуса.

Легенды о подземных ходах под Кадетским корпусом обязаны жизнью в первую очередь самим учащимся: закрытые учебные заведения располагают к мистификациям и развитию местного фольклора. Курсанты из поколения в поколение передавали друг другу истории о сети тоннелей под альма-матер, по которым можно и в самоволку сходить, и незаметно добраться в нужные помещения. Масла в огонь подливали преподаватели (многие из которых были выпускниками Кадетского корпуса), а в последние десятилетия – очевидцы реставрации военного училища.

Благодаря этому легенда разрослась до фантастических масштабов.

Более скромная версия гласит, что под корпусом был проход не только к храму (а от него – на территорию современного «Детского мира», где в то время были только частные дома), но и в противоположную сторону – к Иртышу. Размеры тоннеля позволяли перемещаться по нему вместе с лошадью – спасибо, что не верхом.

Именно благодаря этому тайному проходу атаман Борис Анненков смог вывезти из Никольского собора знамя Ермака (эту легенду «Трамплин» разбирал отдельно)! Для чего тайно выбираться из училища в чей-то двор – отдельный вопрос.

Легко представить, что курсанты стоят на крыше массивного каменного тоннеля, однако этот спуск – естественное понижение берега. На фото – праздник древонасаждения, 22 апреля 1912 г.

Более смелая легенда гласит, что тайный ход – ни много ни мало! – был проложен между резиденцией Колчака и Кадетским корпусом. Верховный правитель часто им пользовался, чтобы появиться в Кадетском корпусе, не привлекая лишнего внимания.

Этот сюжет не выдерживает критики: резиденция – это частный дом, изъятый белой властью у Капитона Батюшкина. Зачем бывшему чиновнику и преподавателю тоннель в государственное учреждение – загадка. Проложить его за короткое время правления Колчака тоже никто бы не смог, тем более это привлекло бы внимание.

Вернёмся к тоннелю до Никольского собора.

Один из омских форумов хранит такую запись: «Я сам видел, когда нашли один подземный ход под старым Омском. Когда реконструировали собор, то открыли заваленный проход между ним и, кажется, Кадетским корпусом. Съехались все на раскопки, пошли в этот проход, наткнулись на стену, выложенную из кирпича, обрадовались уже, что, скорее всего, за стеной будет золото. Но когда стену разобрали, то нашли там замурованных людей. Сказали, что по остаткам одежды и другим предметам поняли, что это красноармейцы. Я заглядывал в этот проход – он метрах в трех от края был завален, но сам сухой и идет под самой поверхностью, выложен кирпичом, наверно, где-то должны храниться схемы».

Куда же без сокровищ! Но если золото – это классика историй об любых тоннелях, то уточнение стороны, за которую воевал владелец скелета, – фишка больше сибирская и дальневосточная.

В блоге stariy_voin в «Живом журнале» мы находим такое воспоминание: «Когда мы учились, ходила такая легенда, что при Колчаке в здании кадетского корпуса, среди других частей также находилась контрразведка, “колчаковцы”, мол, тут же и расправлялись с “несчастными”».

И вот тут легендарная часть истории обретает под ногами твёрдую почву. Чтобы разобраться с ней, ненадолго поднимаемся на поверхность.

Долгое время на территории Кадетского корпуса находился памятный знак с мрачным заветом: «Мы клянёмся над вашими трупами докончить начатое дело. 2 июля 1920 г.» Установили его, как понятно по дате, красногвардейцы. Но почему здесь?

В фонде Омского историко-краеведческого музея хранится непримечательное на первый взгляд фото.

Это кадетский тир, честно исполнявший свои функции до и после прихода белогвардейцев и Колчака. А в период правления последнего в этом помещении расстреливались сторонники революции и советской власти.

Об этом в 1945 г. в брошюре «Историко-революционные места Омска» сообщил краевед и защитник омской истории Андрей Палашенков (о его жизненном и научном пути мы рассказывали ранее). Он же установил имена тех, на чьей могиле воздвигнут мрачный памятник, и то, чем они занимались в белом Омске.

Из книги А.Ф. Палашенкова «Памятники и памятные места Омска и Омской области», 1967 г.

Памятник простоял на территории Кадетского корпуса до 1967 г., после чего прах красноармейцев перенесли в сквер имени Борцов Революции. Но это, если верить легендам курсантов, не единственное захоронение на территории Кадетского корпуса.

«Когда в училище начали строить часовню, вскрывали асфальт и наткнулись на человеческие кости. Не знаю заключения экспертизы, кто это был и как и когда умер. А после раскопок к этому месту прилетала белая голубка или голубь», – дополняет рассказ stariy_voin.

Вернёмся под землю: здесь, кажется, спокойнее. Что ещё рассказывают о тоннелях под Кадетским корпусом?

Одна из классическая историй – это рассказ о реакции начальников на обнаружение тайного прохода:

«В 1993 году я служил в ОВКУ (ныне Кадетский корпус). Вход в тоннель ведущий в сторону Никольского собора видел лично сам (он тогда был замурован). Кроме этого, на территории спортплощадки (у забора напротив 64-й гимназии) весной после таяния снега просел грунт, и открылся вход в какой-то тоннель, заблокированный железной полусгнившей дверью. Что там было, никто не разбирался, однако, курсантам приказали засыпать его в тот же день».

Ещё одно похожее воспоминание.

В оценке реальности подземных проходов краеведы и общественники ожидаемо более сдержанны.

«Бывший проректор юридического института Пётр Иванович Соловей рассказывал, что ходы были, похоже, от здания на Короленко к собору и к Кадетскому корпусу. При реконструкции здания в начале 2000-х подвалы с полуразрушенными ходами просто засыпали – на их укрепление денег не было», – пишет журналист Елена Завьялова. Как и в случае с подземным ходом к собору, информации для оценки реальности этого предположения недостаточно.

Неожиданные сведения о подземных тоннелях даёт краевед, реставратор и заместитель председателя Омского отделения ВООПИиК Игорь Коновалов: «Мы искали [подземный ход] в разных местах, полагая, что он идёт в сторону площади. А оказалось, он шёл на берег. До ликвидации городской [железнодорожной] ветки один из путей шёл по берегу до современного Речного вокзала. По этой ветке подвозили уголь для котельной Кадетского корпуса. С берега его доставляли в котельную вагонетками по подземному тоннелю. С ликвидацией ветки о назначении тоннеля забыли, но легенда осталась и стала жить самостоятельно, обрастая фантастическими подробностями. Сейчас этот тоннель замурован, побывать в нём не удалось».

Возможно, Игорь Леонидович перепутал учебные корпуса Кадетского корпуса и территории его лагерей, находящиеся в районе улиц Учебной и Ипподромной: неподалёку в то время действительно проходила железнодорожная ветка, потому что здание городского вокзала было недалеко от территории современного ОмГУПС. Рядом с Речным вокзалом железнодорожных путей нет ни на одной из старых карт.

Лагеря Кадетского корпуса занимали значительную площадь современного Ленинского округа.

Огорчаться рано: коммуникации под зданиями Кадетского корпуса, несомненно, есть! Для такого масштабного сооружения были необходима канализационная и дренажная системы. Об этом во время «подземельной горячки» писали не только краеведы.

Обратите внимание: Павел пишет о лазе на территории лагерей, а не учебных корпусов.

 

Купеческие связи

Но это не всё! Легенды связывают Кадетский корпус с довольно неожиданным зданием – доходным домом купца Михайлова. Как доходный дом сегодня его знают немногие, а вот «Омский замок» и «Департамент культуры» сразу уточняют геолокацию.

Этот дом – одна из первых жилых многоэтажек Омска. И, судя по воспоминаниям, одна из самых комфортных. Особенностью постройки стала винтовая лестница чёрного входа, соединявшая подсобные помещения разных этажей.

Владельцем доходного дома был отставной полковник Сибирского казачьего войска Александр Михайлов. Архитектор здания неизвестен, но исследователи предполагают, что им был красноярский архитектор Леонид Чернышёв. Омску он запомнился как главный архитектор первой Западно-Сибирской промышленной выставки и как предполагаемый автор торгового дома братьев Эльворти.

Первый этаж бывший военный планировал отдать управлению Атамана 1-го Военного Отдела Сибирского казачьего войска – и именно здесь стóит искать истоки легенды о тайных проходах. Да-да, он был не один!

Один подземный ход из управления вёл, конечно же, в Кадетский корпус, второй – почему-то в подвалы жилого дома купца Машинского. Уже это кажется странным: зачем из казённого учреждения делать проход в частный дом?

Дом купца Машинского.

Спуск к подземным ходам в советское время видели двое, независимо друг от друга. По их информации, он начинался как раз под упомянутой выше винтовой лестницей. Сегодня доступа в её нижнюю часть нет, но там устроен вентиляционный короб, который регулярно осматривается.

Реставраторы и краеведы, исследовавшие здание, отмечают, что в его подвале-кочегарке видны следы пребывания кладоискателей и любителей тайн. В капитальной стене угольного склада кто-то пробил дыру – прямо к парадной лестнице дома, под которой видно множество следов «раскопок». Кто ими занимался и когда, неизвестно.

А было ли что искать?

8 августа 1916 г. здание, готовое к заселению, инспектировала специальная комиссия – искали помещения под госпитали или размещение военных. Вот что они отметили: «Дом Михайлова по Станичной улице, здание четырёхэтажное; по заявлению домовладельца первый этаж предполагает занять Управление Атамана 1-го Военного Отдела Сибирского казачьего войска; второй – врач Одинцов, третий – Познер и юрисконсульт железной дороги и четвёртый – музыкальное общество, в здании этом [может] разместиться 450 человек в трёх этажах, а в первом этаже служебная прислуга. Отопление паровое, помойной ямы нет…». О больших подвалах, а тем более о тоннелях – ни слова.

Какие выводы можно сделать из сегодняшнего путешествия-расследования?

Первый: все дороги ведут в Рим Кадетский корпус. Его учащиеся, несомненно, считали своё учебное заведение одним из центров городской жизни – и отчасти были правы.

Второй: легенды упорно игнорируют понятие частной собственности и в целом охраны помещений, соединяя ходами военное учебное заведение и частные дома.

Да, на фоне этих фантастических историй реальные тоннели под зданиями и их назначение кажутся скучными. Но они были, выполняли свою «неинтересную» роль – и благодаря им здание Кадетского корпуса прекрасно функционировало почти два столетия.

 

Подводим итоги:

Мы частично нашли истоки одной городской легенды и опровергли другую.

Теперь, пощекотав нервы историями о золоте и скелетах, двигаемся дальше – на территорию первой Омской крепости. До встречи через неделю!


Автор: Анна Подоляк

Фото: vk.com, pastvu.com, omchanin.livejournal.com, stariy-voin.livejournal.com, tripadvisor.com, etomesto.ru

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.