Придёт вода. Из истории омских наводнений

Дата публикации: 23.04.2024

Во времена, когда и Иртыш, и Омь были полноводными судоходными реками, Омск часто страдал от их разливов. Разлив рек – одна из причин, по которой вторая Омская крепость появилась на правом, более высоком, берегу Оми. Как и самый древний город региона – Тара: из устья Тары она была перенесена в устье Аркарки после масштабного наводнения в 1669 г.

Напомним, что в то время Омск был сосредоточен на территориях, возникших вокруг крепостей (а когда первая была разобрана – то и на её месте), а главной рекой была Омь. Административной единицей был форштадт, об истории появления которых «Трамплин» рассказывал отдельно.

В 1766 г. через основную реку Омска – Омь – был построен первый мост. Деревянная конструкция прожила пару лет и пала под натиском половодья. С этого момента омичи будут постоянно бороться за свою переправу, и о том, как это происходило, можно прочитать в нашем материале.

Железный мост, оказавшийся в 1928 г. практически вровень с водой.

 

Великие потопы

Одно из первых задокументированных наводнений случилось в 1793 г. Его назвали Великим, потому что Ильинский форштадт был затоплен на целых пять недель.

Первое крупное наводнение XIX в. случилось в 1818 г.

«Вода Иртыша в этом году разливом своим 24 апреля потопила на Ильинском форштадте 50 домов. А на Оми на Воскресенском и Мокринском форштадтах затопило 220 домов... Убыток от наводнения простирался до четырех тысяч рублей. Пострадавшие получили от Кабинета Его Величества пособие», – описал наводнение 1818 г. историк Иван Словцов.

К 27 апреля (по новому стилю – 11 мая) вода понизилась на 70 см.

Как понятно из названия, Мокринский форштадт был самым невезучим. Не легче было и его соседу через реку – Ильинскому. 18 мая 1840 г. реки затопили Ильинский и Подгорный форштадты, в 1841 г. наводнение повредило мост через Омь и залило 27 домовладений Ильинского и 90 домов Мокринского и Новослободского форштадтов.

«С приближением весны от чрезвычайной сырости и таявшего снега образовались во многих местах озёра, и улицы этого форштадта потонули в болоте... Вдруг на рассвете дня я пробуждён был, сказывают, будто некоторые места нашего форштадта уже затоплены!.. В то время, когда вышел на улицу, народ был на ней в ужасном смятении, одни бегали, отыскивая челны, дабы в них спасаться от наводнения, другие, кто имел запряжённые телеги, укладывали свои пожитки и спешили как могли скорее выбраться из этого форштадта, иные выносили из погребов и низменных мест лучшее, что могла бы повредить вода...» – вспоминал о Мокринском форштадте служивший в Омске в 1842–1847 гг. офицер Иван Белов в «Путевых заметках и впечатлениях по Западной Сибири».

Так Сергей Сочивко увидел наводнение 1928 г.

В 1845 г. в очередной раз затопило Мокринский и Ильинский форштадты.

«В последних числах апреля [Прим. – по новому стилю – 12 мая 1845 г.] река Иртыш, казавшаяся доселе спящею под оковами льда, наконец, крушит их; сильный прилив вод сверху, гонит громадные льдины одну за другою, которые <…> громоздятся одна на другую. Вода, встретив подобное сопротивление и усиливаясь все более и более сверху, хлынула наконец, во впадающую в р. Иртыш реку Омь. Вода заметно увеличилась, а к вечеру поднялась в уровень почти с правым берегом. Вдруг на рассвете <…> мгновенно вода хлынула волною из берега другой оконечности форштадта и затопила часть улицы <…> и в полчаса времени все вокруг оказалось здесь пространным озером… К полудню прилив воды несколько остановился, после чего она стала понемногу убывать, но однако же около недели времени весь Мокрый форштадт был затоплен, в иных домах вода была в уровень с окнами. Переправа в крепость была на лодках», – из «Путевых заметок и впечатлений по Западной Сибири» Ивана Белова.

 

Время подсчётов

20 апреля 1876 г. решением об обязательном принятии жителями города мер по осушению улиц городская Дума привлекает горожан к борьбе с последствиями стихии.

А в апреле 1877 г. сильное наводнение затопило не только традиционные Луговской, Мокринский и частично Ильинский форштадты. Вода вошла в Любину рощу и затопила набережную правого берега Оми. Пострадало 105 домов.

Наблюдения за уровнем воды и документирование наводнений год от года становятся подробнее. Так, о наводнении, случившемся 11 апреля 1881 г., известно не только количество затопленных домов (102 дома в Мокринском форштадте, 75 – в Луговском, 70 – в Ильинском), но и убыток, причинённый стихией: 326 рублей 80 копеек.

Во время стихии люди стремятся спасти самое дорогое, и корова для крестьянского мира – главная ценность.

Когда вода отступила, исполняющий обязанности городового архитектора Моисей Шухман признал состояние правобережных укреплений Николаевского моста, построенного в 1857 г., неудовлетворительным. Для его спасения и для предотвращения затопления в Ильинском и Мокринском форштадтах были возведены земляные валы.

«…люди упорно не уезжали. <…> Потому что это был близкий к крепости форштадт. <…> Когда крепость была упразднена, а это 1864 год, военные стали уезжать, и место постепенно заселили купцы. Ведь там, где находится сейчас Любинский проспект, ещё до появления Любиной рощи был Мокрый базар. Его перенесли от Ильинской церкви с другого берега Оми в 1830-е. А место-то пустовало не зря, оно было топкое. И базар стал называться тоже Мокрым. Торговля шла, несмотря на эту топкость, от которой были в ужасе все покупатели, иногда даже к прилавкам было не подойти», – рассказывает о причинах, удерживающих людей в неблагоприятном месте, искусствовед Жанна Хахаева.

Документы позволяют считать наводнение, начавшееся 24 апреля 1892 г. самым крупным омским наводнением XIX в.: уровень воды тогда поднялся до 652 см. Мокринский форштадт и Луговская слобода традиционно ушли под воду, вода залила Любину и Марьину рощи.

За несколько дней вода полностью затопила Любинский проспект. Подвальные помещения магазинов (кроме магазина Шаниной), расположенных на нечётной стороне современной ул. Ленина, были затоплены. Люди передвигались по улицам на лодках и плотах, этим же способом добирались до крепости и нижнего, Николаевского, моста. Чтобы сберечь его, на мост уложили старые чугунные пушки и мешки с землёй. А вот верхнего моста, расположенного неподалёку от современного Юбилейного, город лишился. Единственное, чему не навредила вода, – это речной транспорт: поскольку половодье началось после ледохода, суда уже были на воде.

Летом того же года погиб Николаевский мост. 23 июня и 4 июля вода снесла два его устоя (возможно, те самые, что инспектировал Шухман). Остатки моста разбирали и собирали солдаты, и, судя по строчкам отчёта «люди буквально ловили брёвна на реках Иртыш и Омь», дело было не из простых.

После такого мощного наводнения городские власти, оценив состояние единственного уцелевшего моста – Ильинского, – решили строить более капитальную переправу. Этот мост получит название Железного.

 

 

Роковой 1928

Однако ничего из описанного выше не могло сравниться со стихией, обрушившейся на город с 3 по 7 мая 1928 г. Тогда в Омске случилось сильнейшее за его историю наводнение. Погибло несколько человек, пострадало свыше 800 домов, а общий убыток составил около 300 тыс. руб.

Нужно отметить, что в 1926 г. для защиты города от наводнений в Луговском форштадте был построен защитный вал длиной около 2 км, подобный был и в Мокринском. Укрепления поддерживались и регулярно ремонтировались: город знал, как встречать половодье.

3 мая в Ачаире заметили, что лёд движется к городу, образуя заторы. Параллельно с этим в Омске отметили быстрый рост уровня воды. Городские власти начали подготовку к чрезвычайной ситуации, и уже 4 мая Омская окружная комиссия по борьбе с наводнением опубликовала приказ о противодействии наводнению.

«В дополнение постановления Омского окружного исполнительного комитета от 27 марта 1928 г № 23 Омская окружная комиссия по борьбе с наводнением объявляет, что положение города Омска в смысле наводнения является опасным. Тревожные гудки ЦЭСа и других предприятий будут означать начало привлечения населения к труду гужповинности. К труду гужповинности привлекается все трудоспособное население от 18 до 45 лет и женщины 18–40 лет. Сборными пунктами назначались: 1. В Ленинске-Омском [Прим. «Трамплина» – ныне ЛАО] городское управление милиции; 2. В Ново-Омске [Прим. «Трамплина» – ныне Старый Кировск] управление милиции; 3. В Омске жители правой стороны реки Оми собираются на площади перед горсоветом и левой стороны реки Оми – к 1-му отделению городской милиции, ул. Лагерная, д. 56».

Ночью 5 мая лёд из Ачаира дошёл до Омска и, пройдя через город, двинулся к деревне Захламино (территория за современным Забайкальским рынком). Попутно он разбил ледорезы, установленные в затоне у Старозагородной рощи, и снёс несколько домов на острове неподалёку. Уровень воды поднялся до 672 см.

«Под гигантским натиском воды и льда рухнули в затоне старые ледорезы, перепутав все стоящие на зимовке суда», – писала газета «Рабочий путь».

Образовавшийся затор усилили два парома, которые притащил с собой лёд, и стоявшие на зимовке суда. Один паром разбился о ледорез, а пять буксирных пароходов – «Омич», «Профессионалист», «Крестьянка», «Баррикадист» и «Иртыш» – были сильно повреждены. У них пострадали каюты, механизмы колёс и палубы. Разгулявшаяся стихия вырвала с корнем множество деревьев, которые понесла с собой, и разрушила несколько пристаней, хотя их и пытались укрепить накануне.

«Для затопления территорий пристаней уровень воды должен подняться в реке на 160 см, и тогда пристаням будет угрожать затопление. Учитывая это, госпароходством приняты необходимые меры к защите грузов, находящихся на пристанях, от опасности наводнения. На пристанях № 1 в воротах устроены баррикады из плах и глины. На пристани № 2 к дебаркадеру подведены суда «Убекосибирь» и «Неупокоев» и железный лихтер на случай перегрузки с пристани товаров, если вода поднимется высоко», – писала газета «Рабочий путь» 4 мая 1928 г.

Левый берег Оми – улицы Березовского и Большую Луговую – начало топить. Чтобы сберечь ото льда восстановленный, но по-прежнему деревянный Николаевский мост, его начали спешно разбирать пожарные. Красноармейцы формировали и укрепляли земляной вал на берегу Оми.

К этому дню полностью затопило Мокринский форштадт, Любинский проспект (магазины Церабкоопа, Акорта, Сибмедторга, здания «Пролёткино» и «Госшвеймашины»), электростанцию у кинотеатра «Гигант», летний сад «Аквариум» (ныне – Воскресенский сквер). Были затоплены хлебозавод «Колос» (сейчас на месте, где он был, расположена парковка на ул. Бударина) и часть улиц между Интернациональной и Косарева.

Не вполне точное, но яркое представление того, какие части Омска пострадали бы, случись наводнение сегодня.

Всю ночь владельцы магазинов на Любинском проспекте спасали своё имущество, но уже днём 5 мая люди видели плывущие по улицам ящики с сахаром и другие товары.

«Работали всю ночь. Утром 5 мая можно было наблюдать, как в открытых дверях церабкоповских магазинов начали “всплывать” служащие, примостившись на каких-то мостках и импровизированных плотах. Вместе со служащими поплыли и товары. <…> Спасение товаров от воды происходило крайне неорганизованно. <…> Жители продолжают вывозить вещи из районов затопления», – сообщала газета «Рабочий путь».

Построенный солдатами в Луговском форштадте вал прорвало в трех местах, его пытались усилить мешками с землёй. Большую и Малую Луговые улицы затопило, утром 5 мая два дома ушли под воду. Жители в ожидании помощи перебрались на крыши, у многих в домах вода стояла на высоте 1,5 м. Лёд разрушил Николаевский мост (впоследствии не восстановлен) и выбросил на берег через дамбы и водорезы буксиры и баржи.

К вечеру 5 мая уровень воды достиг небывалых 778 см! До реконструкции Любинского проспекта на доме Ленина, 21 можно было увидеть эту пугающую отметку.

Интересный факт: часть исследователей «винит» в разрушении Иртышских ворот наводнение. По их версии, вода подмыла их фундамент, вскоре они рухнули и были разобраны. Им возражают археологи, утверждающие, что ворота полностью разобраны на кирпич ещё в 1924 г., а фундамент ворот при раскопках они обнаружили целым.

Есть воспоминания о наводнении и у жителей Левобережья, ещё не ставшего частью Омска. Льдины толщиной до метра плавали по улицам Рыбачьего посёлка, сметая всё на своём пути. Люди спасались на крышах землянок и баграми отталкивали от себя приближающиеся льдины. Наводнение уничтожило бóльшую часть домов в посёлке, а также серьёзно повредило судоремонтные мастерские в затоне на правом берегу Иртыша, в которых работали и жители посёлка. Полностью затопило и посёлок Порт-Артур.

Затопленный Ленинск-Омский.

6 мая уровень воды опустился с 768 до 565 см. Всюду сновали лодки: омичи пытались спасти своё имущество из затопленных домов.

«Омск напоминает Венецию. По всей нижней части города сообщение по улицам производилось на лодках», – газета «Советская Сибирь» от 6 мая 1928 г.

В это время к ледяному затору направили три сапёрных роты. Одну – к железнодорожному мосту, две – к Захламино и Николаевке.

«В три часа ночи команда из двенадцати красноармейцев и сопровождающий ее обоз, состоявший из четырех подвод с динамитом, двинулись вдоль реки в сторону деревни. Осенние ледовые нагромождения обнаружили перед самой деревней. Как выяснилось, толщина льда в этом месте достигала полутора метров. Чуть ниже по Иртышу уже раздавались артиллерийские залпы. И как только они умолкли, началась работа сапёров в месте предполагаемого затора. И вот первые фугасы заложены. Взрывы последовали один за другим. Но лёд сопротивлялся. Пришлось с каждым разом усиливать заряды. Наконец затор стал сдавать свои позиции. А через несколько часов непрерывной атаки началась подвижка льда. К 19 часам лёд с грохотом и шипением устремился в узкий проход. После окончания взрывных работ последовал приказ: сапёрам оставаться на местах до окончания большого ледохода», – вспоминал командир сапёрной роты, работавшей в Захламино.

7 мая уровень воды упал до 542 см, а Иртыш окончательно очистился ото льда.

 

Помощь пострадавшим

Едва закончилось наводнение, горсовет создал комиссию для помощи пострадавшим. Им выдавали хлеб, колбасу, молоко, сахар, предоставили для временного жилья школы, клубы и культуголки. Помогали и омские предприятия: профсоюзы призвали рабочих поделиться с пострадавшими процентом от заработка. Также были выпущены подписные листы для сбора пожертвований. Ещё одним способом сбора средств стал выпуск почтовых открыток с видами наводнения: доход от их покупки перечисляли пострадавшим.

Открытка с видом на Луговской форштадт.

Фотографии, впечатляющие нас и сегодня, сразу же оформил отдельной выставкой краеведческий музей.

Несмотря на то что лёд был побеждён, солдаты Омского военного гарнизона активно возводили земляные насыпи и валы вдоль берегов, охраняли сохранившиеся мосты через Омь и строили временный мост-настил на улице Ленина. Также они помогали пострадавшим от наводнения омичам.

Почему такое естественное природное явление, как ледоход, привело к таким катастрофическим последствиям? Исследователи выделяют три причины:

1. Ледоход осенью 1927-го, прошедший при высоком уровне воды, из-за чего на перекатах Иртыша и образовались заторы, помешавшие прохождению воды весной;

2. Необычная крепость и толщина льда – до полутора метров!

3. Холодная весна 1928-го, не давшая льду даже подтаять.

Эти выводы подтверждает исследование Ирины Стецив «К вопросу о наводнениях на реке Иртыш и его притоках». Она отмечает: «Происходят наводнения по следующим причинам: большое количество осадков, выпавших за зимний период; сильные и частые дожди весной; поздняя весна, при которой плохо оттаявшая почва практически не впитывает воду; значительное увлажнение осенью, результатом которого является образование льда на почве перед установлением постоянного снежного покрова. <…> Значительный подъём уровня воды осенью до 350 см отмечался в 1927 г.»

 

 

Больше никаких наводнений?

На этом история наводнений не закончилась.

В 1947 г. вода снесла деревянный мост, построенный на месте Николаевского. Восстанавливать переправу не стали. Той же весной стихия снесла и более массивный Трамвайный мост, построенный буквально за десятилетие до этого.

1957 г., Ещё работающие Железный мост и ТЭЦ-1.

Омичи на фоне готовящегося к открытию Дома художников. 1957 г.

Наводнение 1957 г. и сегодня помнят многие. Тогда во время ледохода на Иртыше в районе Захламино вновь образовался затор. Уровень воды начал стремительно расти, а Луговые улицы начало затапливать.

«Ночью по улице бежал квартальный и будил жителей с известием об эвакуации. Наспех одевшись, мы с бабушкой бежали по улице Беломорстроя, вода с журчаньем прибывала по канавке рядом с нами. Дня три мы квартировали у знакомых в доме на 10 лет Октября. В день первомайской демонстрации я смотрел с Комсомольского моста в сторону дома, где остались родители. Родители, пока взрывали ледяной затор на Иртыше, просидели на чердаке дома, мебель вся плавала по дому...», – из воспоминаний очевидца.

Здание слева – Дом художников. 1958 г.

В 1950–1960-х гг. во время реконструкции ул. Ленина общий уровень правого берега Оми был значительно поднят, а впоследствии и сама река обмелела. А в 1976 г. введены в эксплуатацию Бухтарминская, Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС, образовавшие каскад плотин на Иртыше. Одни считают это событие причиной обмеления Иртыша, другие – фактором, снизившим риск наводнений. Наводнения Омску теперь действительно не угрожают, но нельзя списывать со счетов последствия внеплановых сбросов воды с этих водохранилищ, случавшихся в последние годы.

Несмотря на то что Иртыш, как кажется, взят под контроль, и сегодня его разлив представляет собой угрозу. Мы ежегодно слышим о затоплениях северных районов области и пригородных поселений. Ярким маркером скрытой силы рек является набережная на стрелке рек: по тому, как её почти ежегодно заливает, становится ясно: расслабляться нельзя.


Автор: Анна Подоляк

Фото: etosibir.ru, vk.com/retro.omsk, gornitsa.ru, vlatisa.livejournal.com, kun27guru.livejournal.com, vk.com/omsk_history_55, eruditlab.ucoz.ru, omskzdes.ru, vk.com/club75817547, livejournal.com, Анна Подоляк

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.